Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г. Губкине и Губкинском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью, сославшись на то, что после окончания Курского медицинского училища с 6 августа 1979 года она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Считая, что у неё имеется 30-летний стаж медицинской деятельности, 10 февраля 2010 года она обратилась в управление пенсионного фонда с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Комиссией по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе от 7.05.2010г. в назначении досрочной трудовой пенсии Б. отказано.
Решением Губкинского городского суда от 11 июня 2010 года исковые требования Б. удовлетворены.
Судебным решением иск признан обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п/п 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ - трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения … и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста».
Согласно записи в трудовой книжке истицы, 6 августа 1979 года Б. была принята на работу заведующей медпунктом в с.Реп. Плата. 18.08.1982г. освобождена от занимаемой должности по собственному желанию. Однако комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе необоснованно исключила этот период из специального медицинского стажа со ссылкой на то, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ 29.10.2002г. № 781 предусмотрена должность заведующая медицинским пунктом – медицинская сестра (фельдшер).
Б. в судебном заседании пояснила, что в этот период она выполняла не только обязанности заведующей медпунктом, но и осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: делала инъекции, прививки, ставила банки, мерила давление, другие медицинские процедуры, которые входили в её должностные обязанности, наблюдала за беременными женщинами, возила их на роды в районную больницу, наблюдала за новорожденными детьми, оказывала медицинскую помощь школьникам, организовывала поездки работников сельского хозяйства на проф. медицинские осмотры в районную больницу. Обслуживала жителей как в медицинском пункте, так и на дому. Других работников с медицинским образованием в медпункте не было.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18,19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Являясь заведующей и выполняя обязанности фельдшера, так как других медицинских работников в медицинских пунктах не было, Б. не могла предвидеть, что в дальнейшем этот период её работы будет исключен из стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, только из-за того, что в трудовой книжке запись о работе сделана не так, как указано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, так как запись эта была сделана в 1979 году, задолго до издания этого Списка, и был общеизвестным факт, что назначались заведующими медицинскими пунктами медицинские сестры, акушерки и фельдшеры, которые осуществляли медицинскую деятельность по охране здоровья в селах не только по своей специальности, но и были основными медицинскими работниками в сельской местности. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при УПФ в г. Губкине и Губкинском районе исключила эти периоды работы Б. из специального стажа, не учитывая вышеизложенную позицию Конституционного Суда РФ и положения Конституции РФ.