РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2010 года г.Губкин
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи: Алексеевой О.Ю.
при секретаре Соловьевой Л.П.
с участием истца Волкова С.В.,
ответчика- представителя муниципального учреждения
«Управление социальной политики» администрации Губкинского
городского округа Михайлусенко Н.Н.,
третьего лица - представителя Управления социальной защиты
населения Белгородской области по доверенности Лисицкой Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Сергея Викторовича к Муниципальному учреждению «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа об индексации и выплате сумм возмещения вреда здоровью, причиненного в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,
Установил:
Волков С.В. с 13 апреля 1988 года по 09 августа 1988 года принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, работая на объекте «Укрытие», в связи с чем, в 1993 году впервые получил вторую группу инвалидности, которая установлена ему до настоящего времени.
Дело инициировано иском Волкова С.В., в котором он не соглашаясь с размером выплачиваемой ему ответчиком компенсации, просил обязать МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа назначить ему и включить в Реестр получателей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 1 мая 2010 года в размере * рублей * коп. до изменения обстоятельств, с последующей индексацией и взыскать за счет средств федерального бюджета единовременную сумму в размере * руб.* коп.
В обоснование указанных требований истцом предоставлен расчет суммы возмещения вреда исходя из заработка в зоне опасности с применением повышающих коэффициентов 6,1 и 6, сводного пенсионного коэффициента-126,76, коэффициентов МРОТ и коэффициентов инфляции, установленных Постановлением Правительства РФ.
В судебном заседании истец уменьшил размер исковых требований предоставив новый расчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью и образовавшейся задолженности с учетом уже выплаченных сумм, исключив из расчета коэффициенты МРОТ 1,2 и 1,1 и просил взыскать с ответчика ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере * рублей с 1 мая 2010года, включив его в реестр получателей указанных сумм и взыскать задолженность по выплатам указанной компенсации за период с 1 января 2007 года по 01 мая 2010 года в размере * рублей.
Ответчик- представитель МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа возражает против удовлетворения иска, ссылаясь на уже имеющееся судебное решение Губкинского городского суда от 27 мая 2004 года, в соответствии с которым Волкову С.В. была назначена ежемесячная сумма возмещения вреда в размере * руб. В дальнейшем Управление социальной политики самостоятельно индексировало назначенную в судебном порядке сумму возмещения вреда здоровью в порядке, предусмотренном Постановлениями Правительства РФ, в зависимости от уровня инфляции.
Третье лицо - представитель Управления социальной защиты населения не возражает против удовлетворения исковых требований истца, исходя из нового расчета.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Волкова С.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из решения Губкинского городского суда от 27 мая 2004 года (гр.дело №**/2004л.д.47-54) обращаясь в суд с иском ранее, истец ссылался на то, что в результате неправомерных действий сотрудников социальной защиты населения в 2000 году ему незаконно была уменьшена сумма возмещения вреда здоровью и он оспаривал расчет, произведенный специалистами соцзащиты именно в 2000 году, не увеличивая ежемесячные выплаты с 1 июля 2000 года в 1,581 раза и с 1 января 2001 года в 1,515, тогда как по настоящему делу истец оспаривает расчет, произведенный специалистами социальной защиты населения в 1996 году.
Таким образом, доводы ответчика об имеющемся вступившем в законную силу судебном решении о том же предмете, между теми же сторонами и по тем же основаниям, являются ошибочными и не могут быть признаны в качестве основания для отказа в иске.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ), гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
С 15 февраля 2001 г. до 1 января 2005 г. правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ). С 1 января 2005 г. аналогичный порядок возмещения вреда, причиненного указанным в настоящем пункте лицам, закреплен в пункте 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и в статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 года регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. Постановлением Верховного Совета РФ 24.12.1992 года ( с измен. и доп., внесен. Федеральным Законом от 24.11.1995 г № 180-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплены положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.
Исходя из приведенных норм во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в периоде с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что при исчислении размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
Так как, истцу причинен вред здоровью до 1993 года, суд считает правильным механизм расчета истцом суммы возмещения вреда исходя из среднемесячного заработка за работу на ЧАЭС, с применением коэффициента «6» и коэффициента 1988 года-«6,1», пенсионных коэффициентов и степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности). Так же исходя из положений ч.3 ст.5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) суд соглашается с применением в расчете коэффициентов роста минимального размера оплаты труда, которые составляют с 01 июля 2000 года в 1,581 раза и с 01 января 2001 года в 1,515 раза.
Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.( в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ)
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд так же соглашается с доводами истца о применении коэффициентов прожиточного минимума за 2002 год-1,258; за 2003 год-1,21; за 2004 год 1,164 и применении коэффициентов инфляции, установленных Постановлениями Правительства РФ за 2005-2010 годы.
Согласно представленного истцом расчета задолженности, недополученные суммы денежной компенсация возмещения вреда за период с 1 января 2007 года по 30 апреля 2010 года за вычетом уже выплаченных сумм, составят * рублей, а ежемесячная сумма возмещения вреда с 1 мая 2010 года составит * рублей. Указанный расчет ответчиком не оспаривается и заявлен истцом на основании расчета представленного Управлением социальной защиты населения Белгородской обалсти.
Согласно ст.5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п.3 ст.125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Постановлениями Правительства РФ от 12.12.2007 N 866, от 10.12.2008 N 946, от 31.10.2009 N 868 установлено, что в 2008, 2009 и 2010 годах финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 872
Органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. N 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры (п.4 Правил).
Реестры, указанные в пункте 4 настоящих Правил, подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости (п.5 Правил).
Плательщики осуществляют доставку денежной компенсации в размере, указанном в соответствующем реестре(п.7 Правил).
На основании вышеизложенных норм права и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа назначить Волкову Сергею Викторовичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 50176 рублей до изменения обстоятельств.
Обязать МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа включить Волкова Сергея Викторовича с 1 мая 2010 года в реестр на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере * рублей.
Взыскать с МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа за счет средств федерального бюджета в пользу Волкова Сергея Викторовича единовременно задолженность по выплатам сумм в возмещение вреда здоровью за период с 1 января 2007 года по 01 мая 2010 года в размере * рублей.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Губкинский городской суд.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения суда.
Судья Алексеева О.Ю..