Решение
Именем Российской Федерации
г. Губкин 11 октября 2010 года
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
Председательствующего судьи Чмиревой Л.Ф.
При секретаре Зроль Т.Н..
С участием истицы Ершовой Г.А.
Представителя УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе по доверенности Черкашиной М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ершовой Галины Александровны к УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с медицинской деятельностью
Установил:
После окончания Старооскольского медицинского училища в августе 1981 года истица Ершова Г.А. начала медицинскую деятельность, которой занимается и в настоящее время. Полагая, что у неё имеется необходимый 30-летний медицинский стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, она 23 июня 2010 года обратилась в Управление пенсионного фонда в г. Губкине и Губкинском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако в назначении ей досрочной трудовой пенсии решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в г. Губкине и Губкинском районе от 23. 08.2010 года было отказано, из-за отсутствия 30 лет специального стажа работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Дело инициировано иском Ершовой Г.А. Она просит признать за нею право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью. Обязать УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе включить в специальный медицинский стаж периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 9.03.2000г. по 7.04.2000г.; с 1.03.2005г. по 1.04.2005г.; с 16.04.2010 г. по 17.05.2010 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5.08.1990г. по 1.09.1991г.
В судебном заседании истица поддержала уточненные исковые требования.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе исковые требования не признала, сославшись на то, что на момент обращения Ершовой Г.А. с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения у неё не было 30 лет специального стажа. Периоды нахождения Ершовой Г.А. на курсах повышения квалификации не были включены в специальный стаж, так как согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Курсы повышения квалификации в данном перечне отсутствуют. Период нахождения Ершовой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком от полутора до 3 лет также не был включен в специальный стаж, так как ни ранее действующим законодательством, ни действующим в настоящее время этот период не включается в специальный стаж.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Ершовой Г.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим лицам… п/п 20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно записей в трудовой книжке Ершова Г.А. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 10 августа 1981 года по настоящее время
Требования Ершовой Г.А. о включении в специальный медицинский стаж периодов нахождения её на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому в этот период производится отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 54 Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования, или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация)… Как пояснила истица Ершова Г.А. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации им преподавалась не только теория, но и практика, так как без практических занятий для медицинских работников курсы повышения квалификации не проводятся.
Переподготовка медицинских работников осуществляется для дальнейшего совершенствования профессионального уровня по вопросам лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с периодичностью один раз в пять лет что подтверждается имеющимися у Ершовой Г.А. свидетельствами о прохождении курсов повышения квалификации и сертификатом специалиста. При таких обстоятельствах имеются основания для включения периодов нахождения Ершовой Г.А. на курсах повышения квалификации с 9.03.2000г.. по 7.04.2000г., с 1.03.20055г. по 1.04.2005г.; с 16.04.2010г. по 17.05.2010г.
Доводы представителя ответчика о том, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. в стаж при назначении досрочной трудовой пенсии не включаются периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются неубедительными. Действительно в 5 пункте указанных Правил записано, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Однако согласно этих правил в стаж включаются периоды, когда человек вообще не работал, а на курсах повышения квалификации истица Ершова Г.А. занималась не только теоретической подготовкой, но и практической деятельностью по своей профессиональной деятельности. Кроме того эти Правила утверждены для исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а в этих статьях указано более 20 категорий граждан, которым назначается досрочная трудовая пенсия. Указанными Правилами не установлено запрета на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода нахождения на курсах повышения квалификации медицинских работников.
Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе и доводы представителя УПФ в судебном заседании о невключении периода нахождения Ершовой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком с 5.08.1990г. по 1.09.1991г. являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года 3 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии в п.15 указано, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости ( статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Ершова Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 5.08.1990г. по 1.09.1991г., то есть до 6 октября 1992 года, кроме того досрочная трудовая пенсия назначается при условии 25 или 30 лет медицинского стажа, то есть условием для назначения пенсии является работа по медицинской специальности, поэтому этот период подлежит включению в специальный медицинский стаж.
Согласно разделу 2 п.2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. До октября 1992 года период времени нахождения работающей матери в отпуске по уходу за ребенком засчитывался в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначалась пенсия, предусмотренная ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», такая же пенсия предусмотрена и ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В указанный период действовали правила ст. 165,167 КЗоТ РСФСР в редакции до 25 сентября 1992 года, предусматривающие право лица на включение дополнительного отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности, общий и непрерывный стаж.
Не основано на законодательстве и разделение УПФ в г. Губкине и Губкинском районе отпуска по уходу за ребенком на отпуск по уходу за ребенком до полутора лет и отпуск по уходу за ребенком от полутора до трех лет. Отпуск по уходу за ребенком до трех лет был введен по всей стране с 1 декабря 1989 года Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677. С этого времени в КЗоТ РФ в ст. 167 было записано по желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года также не указано, что в специальный стаж включается отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, в нем идет речь об отпуске по уходу за ребенком, если указанный период имел место до 6 октября 1992 года.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 1,11,12 пункта первого статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - не имеет юридического значения, когда указанные в приведенных нормах лица приобрели необходимый стаж до 1 января 2002года или после этой даты. Следовательно невключение в специальный стаж работы времени отпуска по уходу за ребенком Ершовой Г.А. приводит к нарушению конституционного принципа, обеспечивающего равные условия реализации гражданами РФ приобретенного ими на основе ранее действующего законодательства права ( права работающим матерям на включение указанного выше периода в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии – периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до октября 1992 года).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
Решил:
Исковые требования Ершовой Галины Александровны признать обоснованными.
Обязать управление пенсионного фонда РФ в г. Губкине и Губюкинском районе включить в специальный медицинский стаж Ершовой Г.А. периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с 9.03.2000г. по 7.04.2000г.; со 1.03.2005г. по 1.04.2005г.; с 16.04.2010г. по 17.05.2010г. и период нахождения Ершовой Галины Александровны в отпуске по уходу за ребенком с 5.08.1990г. по 1.09.1991г. и назначить Ершовой Галине Александровне досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 23 июня 2010 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней через Губкинский городской суд.
В суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии соблюдения права на кассационное обжалование.
Судья Л.Ф. Чмирева