РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2010 года г.Губкин
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой О.Ю.
при секретаре Овсянниковой Е.А.
с участием соистцов- Степичева Н.С. и Степичевой В.С., ответчика- представителя УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе Белгородской области по доверенности Черкашиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степичева Николая Семеновича, Степичевой Валентины Степановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на получение ежемесячных денежных выплат,
Установил:
Степичев Н.С. и Степичева В.С. являются родителями Степичева Сергея Николаевича, сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей. В связи с чем, пользуются льготами, предоставленными ФЗ от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения социального обслуживания населения». До 1 февраля 2005г. им предоставлялись льготы в натуральной форме наравне с участниками Великой отечественной войны и они получали ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) по случаю потери кормильца. С февраля 2005 года по 31 августа 2010 года Степичевы являлись получателями ЕДВ по категории «Ветеран труда», согласно Социального кодекса Белгородской области. С 26 апреля 2010 года Степичевым по их заявлению была назначена ЕДВ в соответствии п.3 ст.21 ФЗ «О ветеранах».
Дело инициировано иском Степичева Н.С. и Степичевой В.С., в котором они просят обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Губкине и Губкинском районе, установить им с 04 апреля 2007 г. ЕДВ, предусмотренные пп.7 п.1 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», как членам семьи сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в соответствии с пп.2 п.4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», с последующей индексацией этих сумм в порядке, установленном действующим законодательством.
В судебном заседании истцы требования поддержали в полном объеме.
Ответчик - представитель УПФ РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе Белгородской области по доверенности Черкашина М.В. исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований о назначении ЕДВ в повышенном размере с 1 апреля 2007 года, так как в этот период истцы не являлись получателями ЕДВ в органах Пенсионного фонда.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования истцов обоснованными в части исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истцы, являясь членами семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, право на получение мер социальной поддержки имеют в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (статья 21).
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой п/п 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08. 2004 г. N 122-ФЗ) определен для участников Великой Отечественной войны в сумме 1050 руб., для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий - 600 руб.
В определении Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 г. № 331-О-П «По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального Закона «О ветеранах»....». Конституционный Суд РФ указал на то, что в силу правовой позиции, сформулированной в его Постановлении от 24.05.2001 г. N 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для определенных лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
До 01 января 2005 г. согласно ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для участников Великой Отечественной войны распространялись на членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые предоставлялись нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.
На основании п/п.4 п. 4 ст. 23.1 Закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата членам семей погибших (умерших) устанавливается в размере 927 руб., что противоречит Конституции РФ, согласно ст. 19 которой все равны перед законом и судом. Исходя из изложенного выше, преамбулы ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, не позволяющей использовать нормы данного Закона для умаления прав и законных интересов человека и гражданина, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, в случае признания их нетрудоспособными членами, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца имеют право на предоставление ежемесячной денежной выплаты в размерах, установленных для участников Великой Отечественной войны.
С учетом изложенного, доводы ответчика, об отсутствии права у истцов на предоставление льгот в натуральной форме наравне с участниками Великой Отечественной войны являются незаконными.
В то же время требования истцов о выплате им ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 4 апреля 2007 года нельзя признать обоснованными.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 23.1 Закона "О ветеранах" если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по указанному Закону и по другому федеральному закону независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по Закону "О ветеранах", либо по другому федеральному закону по выбору гражданина.
В пенсионных делах истцов имеются собственноручно написанные заявления о прекращении ЕДВ с 1 февраля 2005 года, в связи с тем, что они будут получать ЕДВ в органах соцзащиты как «Ветеран труда» (л.д.46-47).
Ежемесячная денежная выплата в органах соцзащиты предусматривала на тот период более высокий размер.
Справки, представленные Управлением социальной политики, подтверждают факт получения истцами с 1 февраля 2005 года по 31 августа 2010 года ЕДВ по категории «Ветеран труда» (л.д.44,45). С 1 сентября 2010 года выплата ЕДВ в управлении социальной политики прекращена, в связи с переходом на выплату по Федеральному регистру, т.е в органах Пенсионного фонда, так как согласно поданных истцами заявлений от 26 апреля 2010 года ответчиком было принято решение о назначении ЕДВ только 30 апреля 2010 года № 6117 (л.д.49-52).
С учетом изложенного, ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны согласно пп. 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ с 26 апреля 2010 года, с последующей индексацией этих сумм в порядке, установленном действующим законодательством, должны быть назначены истцам именно с даты их обращения в Пенсионный фонд, то есть с 26 апреля 2010 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.21,23.1 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ветеранах" суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Степичева Николая Семеновича, Степичевой Валентины Степановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на получение ежемесячных денежных выплат, признать обоснованными в части.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Губкине и Губкинском районе Белгородской области установить Степичеву Николаю Семеновичу и Степичевой Валентине Степановне ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны согласно пп. 2 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О ветеранах" с 26 апреля 2010 года, с последующей индексацией этих сумм в порядке, установленном действующим законодательством.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Губкинский городской суд.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения суда.
Судья Алексеева О.Ю.