РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2010 года г. Губкин
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
Председательствующего судьи Комаровой И.Ф.
при секретаре Ченцовой М.А.,
с участием истицы Куликовой Н.Т., представителя истицы по доверенности от 20.10.2010г. Жиленковой И.Е.,
ответчицы Макаровой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликовой Нины Тимофеевны к Макаровой Ларисе Петровне о признании права собственности на денежный вклад в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Мигунов Тимофей Савельевич (отец истицы) и Мигунова Агафия Михайловна состояли в зарегистрированном браке с 10 января 1951г. В период брака они вели общий бюджет, при этом на имя Мигуновой А.М. в операционной кассе №* Губкинского ОСБ №* были открыты счета: №* «До востребования» в 1972 году, №* «Срочный» 15 августа 1983г.
1 июня 1992г. умер отец истицы Мигунов Т.С., а 29 марта 1998г. умерла его жена Мигунова А.М.. После её смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных в с.* Губкинского района, которое по завещанию приняла Макарова Л.П., о чём у нотариуса ей были выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию.
В настоящее время истице стало известно, что на лицевом счете Мигуновой А.М. имеются денежные средства, которые по её мнению, являются общим имуществом её отца и мачехи Мигуновой А.М., поэтому она имеет право на ? долю денежных средств, в порядке наследования по закону после смерти отца Мигунова Т.С.
Дело инициировано иском Куликовой Н.Т., просившей признать за ней право собственности на ? долю денежных средств, принадлежащих её отцу Мигунову Т.С., умершему 1 июня 1992г., являющихся совместно нажитым имуществом в период брака с Мигуновой А.М., и хранящихся на лицевых счетах открытых в Сберегательном Банке РФ Губкинском отделении №* на имя Мигуновой А.М., умершей 29 марта 1998г.
В судебном заседании истица Куликова Н.Т. и её представитель по доверенности Жиленкова И.Е., заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что отец истицы Мигунов Т.С. являлся инвалидом войны, получал пенсию, которую вместе со своей женой Мигуновой А.М. откладывали на её сберегательную книжку. От совместно брака у них был сын Мигунов Иван Тимофеевич, который умер 05.01.1996г. Другие наследники Мигунов Николай Тимофеевич и Мигунов Петр Тимофеевич (сыновья Мигунова Т.С. от первого брака) также умерли. После смерти Мигунова Т.С. наследство фактически приняла его жена Мигунова А.М., которая постоянно проживала и была зарегистрирована в домовладении в с. * Губкинского района. При этом истице было известно о существовании денежных вкладов у её отца, но она не заявляла о своих правах на них, и наследство после смерти отца не принимала. После смерти Мигуновой А.М. наследницей по завещанию является Макарова Л.П. (внучка наследодателя), которая приняла наследство, получив у нотариуса свидетельства о праве на наследство по завещанию на жилой дом и земельный участок.
Ответчица Макарова Л.П. не возражала против заявленных требований истицы, при этом пояснив, что после смерти своей бабушки Мигуновой А.М. в 1998г., она, являясь наследницей всего имущества по завещанию, составленному 20 марта 1998г., обратилась к нотариусу Бабаевой Е.Б. с заявлением о принятии наследства. После чего, 10 апреля 2008г. ей были выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на земельный участок и жилой дом, расположенные в с.* Губкинского района, которые впоследствии были ею проданы. Кроме того, после смерти Мигуновой А.М., в сберегательной кассе Губкинского ОСБ №* с. * Губкинского района, она, предъявив сберегательную книжку и завещание, получила денежную компенсацию по вкладу Мигуновой А.М. около * руб. Однако, о начисленной денежной компенсации по закрытым счетам, ей стало известно только при рассмотрении гражданского дела в суде.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истицей представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие наличие наследственного имущества в виде денежных вкладов в Губкинском ОСБ №*, открытых на имя наследодателя Мигуновой Агафии Михайловны, умершей 29.03.1998г.
Из представленных истцом письменных доказательств следует, что отцом истицы Куликовой Н.Т. (добрачная фамилия Мигунова) являлся Мигунов Тимофей Савельевич, что подтверждается её свидетельством о рождении (л.д.6) и свидетельством о браке (л.д.5).
Справкой о заключении брака №1407, выданной отделом ЗАГС администрации Губкинского городского округа, подтверждается, что Мигунов Т.С. и Попова А.М. заключили брак 10 января 1951 г., после чего жене присвоена фамилия Мигунова (л.д.9).
1 июня 1992г. умер Мигунов Т.С. Факт его смерти подтверждается свидетельством о смерти (л.д.11). 29 марта 1998г. умерла Мигунова А.М., что подтверждается справкой о смерти №1409, выданной отделом ЗАГС администрации Губкинского городского округа (л.д.8).
Согласно справки №610 от 17.08.2010г., выданной * территориальной администрацией, Мигунов Т.С. на момент смерти проживал с женой Мигуновой А.М. и вели совместное хозяйство (л.д.7).
Из сообщений Губкинского ОСБ №* от 10.09.2010г. и 13.10.2010г. следует, что в операционной кассе №* имеются счета, открытые на имя Мигуновой А.М., 10.04.1921 г. рождения: вклад «До востребования» счет №* и вклад «Компенсационный» счет №*, которые завещаны 6 июля 1976г. Мигунову Тимофею Савельевичу, а также вклад «Срочный» счет №* и вклад «Компенсационный» №*, на которые составлено завещательное распоряжение 15 августа 1983г. на имя Мигунова Ивана Тимофеевича. На указанные счета начислена компенсация.
В судебном заседании установлено, что наследники по завещательным распоряжениям Мигунов Т.С. и Мигунов И.Т. умерли еще до открытия наследства в 1992г. и 1996г. соответственно. После чего, отдельного завещательного распоряжения по указанным вкладам Мигуновой А.М. не составлялось.
После смерти Мигунова Т.С. в 1992 г. наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка, фактически приняла его жена Мигунова А.М., которая распорядилась его личными вещами, осуществляла ремонт и охрану дома постоянно проживала и была зарегистрирована в домовладении с. * Губкинского района, что подтверждается справкой №70 от 07.09.2007г., выданной * исполнительной администрацией.
Под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства (ст. 546 ГК РСФСР, действовавшая на момент открытия наследства), следует иметь в виду любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии или уплату налогов, страховых взносов, других платежей и т.п. При этом следует иметь в виду, что указанные действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Вместе с тем, истицей Куликовой Н.Т. не представлено суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о её желании вступить в наследство после смерти отца в предусмотренный ст.546 ГК РСФСР (действовавший на момент открытия наследства) шестимесячный срок, а также о подаче заявления о восстановлении срока для принятия наследства после его смерти в течение 18-ти лет. При этом истица пояснила в судебном заседании, что знала о существовании сберегательных книжек у Агафоновой А.М., но никаких заявлений о причитающейся ей доли в наследстве после смерти отца, не подавала, и к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась.
После смерти Мигуновой А.М. в 1998г., открылось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка в с. * Губкинского района.
Согласно завещанию Мигуновой А.М., составленному 20 марта 1998г., наследницей всего её имущества, которое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, где бы оно не находилось и в чем бы оно не заключалось, является Макарова Л.П..
О существовании завещания истице стало известно после смерти Мигуновой А.М., о чем она пояснила в судебном заседании, и в течение 12-ти лет завещание Куликовой Н.Т. не оспаривалось.
Как следует из материалов наследственного дела №* г., заведенного нотариусом Губкинского нотариального округа Бабаевой Е.Б. в отношении наследования имущества Мигуновой А.М., 10 апреля 2008г. нотариусом на основании завещания, удостоверенного зам. главы администрации Толстянского сельского округа были выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию в отношении жилого дома и земельного участка, расположенных в селе * Губкинского района Белгородской области, принадлежащих Мигуновой А.М. на основании свидетельства о праве собственности на землю №305 от 25.06.1992г. и фактически принявшей наследство после смерти Мигунова Т.С., которому на праве собственности принадлежал жилой дом с постройками на основании выписки из похозяйственной книги №6, лицевого счета №326, что подтверждается справкой № 835, выданной 31.10.2007г. * исполнительной администрацией Скороднянского сельского поселения.
Согласно сообщению Губкинского ОСБ №* от 21.10.2010г. № 8960, по имеющимся счетам на имя Мигуновой А.М. №*, №*, №*, №* отсутствуют завещательные распоряжения на имя Макаровой Л.П., указанные вклады были закрыты вкладчиком собственноручно, после смерти вкладчика по данным счетам никакие операции не производились.
В соответствии с положениями ст.561 ГК РСФСР (действовавшей на момент открытия наследства в 1998г.) граждане, имеющие вклады в государственных трудовых сберегательных кассах или в Государственном банке СССР, имели право сделать распоряжение сберегательной кассе или банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству. В этих случаях вклад не входит в состав наследственного имущества и на него не распространяются правила настоящего раздела.
Если вкладчик не сделал распоряжения сберегательной кассе или банку, то в случае смерти вкладчика его вклад переходит к наследникам на общих основаниях.
С учётом приведенной нормы закона, суд считает, что денежные средства, имеющиеся на счетах, открытых на имя Мигуновой А.М., входят в состав всего наследственного имущества и должны перейти к наследнику по завещанию - Макаровой Л.П., поскольку отдельное завещательное распоряжение по вкладам наследодателем не составлялось.
В соответствии с ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
С учетом указанных обстоятельств, суд признаёт, что наследник Макарова Л.П. приняла наследство после смерти Мигуновой А.М. в соответствии с требованием законодательства, поэтому компенсация по денежным вкладам включается в состав наследственного имущества (п.4 ст.1152 ГК РФ) и наследование в этом случае осуществляется на общих основаниях.
Согласно п.1ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод правовая оценка доводов заявителя в судебном решении является обязательным условием справедливого судебного разбирательства.
По смыслу ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения истицы об известных ей обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательства.
Полученные в судебном заседании от истицы объяснения противоречат представленным письменным доказательствам.
Суд признаёт несостоятельными доводы истицы о том, что после смерти её отца в 1992г., Мигунова А.М. не вносила денежные средства на свою сберегательную книжку, а только расходовала их. Указанные доводы опровергаются копиями лицевых счетов №* и №*, представленных Губкинским ОСБ №*, из которых усматривается, что приходные операции вкладчиком совершались до 1995г. – момента закрытия счетов.
Суд принимает вышеназванные документы в качестве доказательств, поскольку они исходят от компетентных органов, скреплены печатью, содержат необходимые реквизиты. Кроме того, истицей не представлены доказательства, опровергающие вышеназванные доказательства.
С учётом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что заявленные истицей требования не подлежат удовлетворению и в их удовлетворении надлежит отказать в полном объеме, за необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Куликовой Нины Тимофеевны к Макаровой Ларисе Петровне о признании права собственности на денежный вклад в порядке наследования по закону признать не обоснованным. В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Губкинский городской суд.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебного решения.
Судья И.Ф. Комарова