дело о признании права на досрочную пенсию по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 ноября 2010 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой И.Ф.

при секретаре Коробановой С.И.,

с участием истца Маренкова С.Ф., адвоката Попова Г.И., представляющего интересы истца ордер №11543 от 12.10.2010г.

представителя ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе по доверенности №3 от 11.01.2009г. Черкашиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маренкова Сергея Федоровича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Маренков С.Ф. работает в должности начальника производственного отдела в управлении ОАО комбината «КМАруда», его страховой стаж составляет более 20 лет, из которого более пяти лет он проработал на подземных работах, работах с вредными условиями труда и приравненных к ним работах, что по мнению истца, дает ему право на получение досрочной трудовой пенсии по достижению 55-ти лет в соответствии в п.п.1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Полагая, что у него имеется необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, он обратился к ответчику с соответствующим заявлением 26 февраля 2010 г.. Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Губкине и Губкинском районе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему отказано (л.д.5-10), в связи с исключением из его специального стажа периодов службы в Вооруженных Силах СССР с 11.05.1973г. по 11.05.1975г.; работы в выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах с 26.06.1982г., то есть отсутствием у него 5-ти летнего специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

С указанным решением Маренков С.Ф. не согласен, по основаниям того, что ранее действовавшим правовым регулированием была установлена возможность включения в льготный стаж периодов службы в Вооруженных силах и работы на выборных партийных и комсомольских должностях

Дело инициировано иском Маренкова С.Ф., просившего признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с работой не менее пяти лет на подземных работах и достижением возраста 55-ти лет, обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на подземных работах период службы в армии с 11 мая 1973 г. по 11 мая 1975г.; периоды работы на выборных партийных и комсомольских должностях в партийных и комсомольских органах с 26 июня 1982г. по 1 октября 1983 г., обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с выполнением подземных работ с 26 февраля 2010 года, то есть со дня обращения с заявлением в УПФ РФ в г.Губкин и Губкинском районе.

В судебном заседании истец Маренков С.Ф. и адвокат Попов Г.И., представляющий интересы истца, заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области, действующий на основании доверенности №3 от 11.01.2009г., Черкашина М.В. исковые требования не признала, мотивируя тем, что работа в выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах и период службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж на соответствующих видах работ могут быть засчитаны только в соответствии с постановлением Минтруда России от 17.10.2003г. №4 до 01.01.1992г. в период действия Закона СССР от 14.07.1956г. по нормам действовавшего на тот период пенсионного законодательства. В соответствии со ст.9 закона от 14.07.1956г. и п.92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590, пенсии по старости рабочим и служащим на подземных работах назначаются на льготных условиях или в льготных размерах если не менее половины всего стажа, необходимого им для назначения пенсии по старости не менее половины всего стажа, необходимого им для назначения пенсии по старости (п.п. «а» п.16 Положения), приходится на эти работы. По Списку №1 мужчинам необходимо отработать не менее 10 лет. При этом не было предусмотрено назначение льготных пенсий при неполном специальном стаже. Работу в выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах и период службы в составе Вооруженных Сил СССР до 01.01.1992г. засчитать в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 нет правовых оснований, так как на указанную дату Маренковым С.Ф. не выработан полностью стаж на льготных условиях, который по Списку №1 составлял 10 лет. Просила в удовлетворении иска отказать.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом предоставлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие возникновение у него права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с выполнением подземных работах, работ с вредными условиями труда и приравненных с ним работ.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. Данным Списком не предусмотрено включение работы в выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах и периода службы в Вооруженных Силах СССР. Однако на момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанные спорные периоды времени с 11 мая 1973 г. по 11 мая 1975г. и с 26 июня 1982г. по 1 октября 1983 г., действовал Закон СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», Постановление Совета Министров СССР от 02.08.1956г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

Согласно п.109 Положения №590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Период службы Маренкова С.Ф. с 11.05.1973 г. по 11.05.1975г. в рядах Советской Армии подтверждается справкой военного комиссариата Белгородской области №14 от 19.02.2010г. и записью №2 в трудовой книжке. Указанный период относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В судебном заседании установлено и подтверждается копией трудовой книжки Маренкова С.Ф. (л.д.11-25), что он непосредственно после службы в рядах Советской Армии 11.07.1977г. был принят на работу в шахту «Родник», участок №1 подземным горнорабочим, которым проработал до 27.07.1977г. предусмотрен Список №1 и включен пенсионным органом в специальный стаж, то есть служба в армии предшествовала выполнению Маренковым С.Ф. подземной работы. В период с 27.10.1980г. по 25.06.1982г. истец работал в качестве горного мастера подземного на шахте им. Ленина ПО «Караганда-уголь». В период с 26.06.1982г. по 01.10.1983г. избран 2-м секретарем Шахтинского ГК ЛКСМ Казахстана Карагандинской области на основании Приказа IV пленума от 25.06.1982г..После чего, с 17.10.1983г. по 26.07.1984г. работал в качестве обборщика с полным рабочим днем под землей на шахте им. Губкина, что подтверждается сведениями трудовой книжки (л.д.17-18). Таким образом, периоду работы Маренкова С.Ф. на выборной должности в партийных или комсомольских организациях непосредственно предшествовала и следовала за ним работа, предусмотренная Списком №1.

Суд принимает указанные документы в качестве доказательств, поскольку они исходят от компетентных органов, скреплены печатью, содержат необходимые реквизиты. Кроме того, сторонами не представлены доказательства, опровергающие вышеназванные доказательства.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.

Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантируется каждому физическому лицу право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами.

Как установлено прецедентным правом Европейского Суда, концепция собственности или «имущества» толкуется широко, в сферу ее действия включено также и право на пенсию. Европейский Суд по правам человека указал, что принятие законодательства с обратной силой с последствиями, связанными с лишением ранее установленных прав, свидетельствует о вмешательстве в право собственности, нарушает баланс интересов и ст. 1 Протокола №1 / Дела «Прессос Компания Навьера О. А. против Бельгии», «Морис против Франции», «Скордио против Италии».

Суд считает необоснованным исключение пенсионным органом из специального стажа Маренкова С.Ф. периодов службы в армии 11 мая 1973 г. по 11 мая 1975г. и работы на выборной должности в партийных или комсомольских организациях с 26 июня 1982г. по 1 октября 1983 г., по следующим основаниям.

Согласно п.97 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах не свыше 5 лет приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания (с применением правила, предусмотренного предпоследним абзацем пункта 109).

Предпоследним абзацем п.109 этого же положения установлено, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Судом установлено, что перерыв между вышеуказанными периодами работы Маренкова С.Ф. не превышает 3-х месяцев.

Таким образом, для включения в специальный трудовой стаж периода работы на выборной должности в партийных или комсомольских организациях, необходимо соблюдение следующих условий:

- к льготному стажу приравнивается работа на выборной должности в пределах не свыше 5 лет;

- наличие работы, дающей право на льготную пенсию, до или после избрания на выборную должность;

- стаж работы на выборной должности учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию в льготных условиях или в льготных размерах.

В данном случае, до избрания на выборную должность 2-м секретарем Шахтинского ГК ЛКСМ Казахстана, Маренков С.Ф. работал качестве горного мастера подземного на шахте им. Ленина ПО «Караганда-уголь», период работы в этой должности засчитан пенсионным органом в стаж работы с вредными условиями труда по Списку №1.

Период работы истца на выборной должности с 26.06.1982г. по 01.10.1983 г., составляет 1 год 3 месяца 6 дней, т.е. не более 5 лет, и не превышает имеющийся стаж работы Маренкова С.Ф. по Списку №1 (7 лет 7 месяцев 26 дней), дающий право на пенсию в льготных условиях или льготных размерах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что все условия для включения в специальный трудовой стаж истца спорного периода работы на выборной должности, установленные законодательством, действующим на период работы истца в выборной должности, соблюдены.

На этом основании подлежит включению в специальный стаж Маренкова С.Ф. период работы на выборной должности в партийных или комсомольских организациях в качестве 2-го секретаря Шахтинского ГК ЛКСМ Казахстана с 26.06.1982г. по 01.10.1983 1983 г. (1 год 3 месяца 6 дней) и период службы в рядах Советской Армии 11.05. 1973 г. по 11.05.1975г. (2 года), а всего 3 года 3 месяца 26 дней.

С учетом оспариваемых периодов, специальный стаж работы на момент обращения истца в УПФ РФ, составил 7 лет 7 месяцев 4 месяца 20 дней, что подтверждается данными о страховом стаже, представленными ответчиком. С учетом уменьшения пенсионного возраста установленного статьей 7 настоящего Федерального закона № 173-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы, Маренков С.Ф. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии при достижении им возраста 53 лет. В пенсионный орган с заявлением истец обратился 26 февраля 2010г. после достижения им данного возраста (в 55 лет), что дает право для назначения ему досрочной трудовой пенсии по п.п. 1 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Маренкова С.Ф. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Доводы представителя ответчика о том, что ранее действовавшими нормативными документами не было предусмотрено назначение льготных пенсий при неполном специальном стаже, суд считает неубедительными, так как истец не может быть поставлен в неравное положение с работниками, выполняющими аналогичные функции, но пользующиеся указанными льготными условиями.

Необоснованным является довод ответчика о том, что досрочная трудовая пенсия по старости истцу не может быть назначена, так как на 01.01.1992г. он не выработал полностью стаж на льготных условиях, так как на момент возникновения у Маренкова С.Ф. права на досрочную трудовую пенсию по старости, он имел необходимый специальный стаж (7 лет 7 месяцев 26 дней) с учетом вышеуказанных спорных периодов.

В силу ст. 19 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В судебном заседании установлено, что за назначением пенсии истец обратился в УПФ г.Губкин 26 февраля 2010 года, что подтверждается его заявлением, предоставленным ответчиком, в связи с чем пенсия должна быть назначена Маренкову С.Ф. с указанной даты, поскольку на эту дату истец имел необходимый специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой не менее пяти лет на подземных работах и достижением возраста 55-ти лет.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в сумме 200 руб., которая в порядке ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд

РЕШИЛ:

Иск Маренкова Сергея Федоровича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости признать обоснованным.

Признать за Маренковым Сергеем Федоровичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с работой не менее пяти лет на подземных работах и достижением возраста 55-ти лет.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Маренкова Сергея Федоровича на подземных работах период службы в армии с 11 мая 1973 г. по 11 мая 1975г.; периоды работы на выборных партийных и комсомольских должностях в партийных и комсомольских органах с 26 июня 1982г. по 1 октября 1983 г.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области назначить Маренкову Сергею Федоровичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с выполнением подземных работ с 26 февраля 2010 года, то есть со дня обращения с заявлением в УПФ РФ в г.Губкин и Губкинском районе.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области выплатить в пользу Маренкова Сергея Федоровича расходы по государственной пошлине в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья И.Ф. Комарова

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.