дело о признании права на назанчение пенсии



Решение

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Чмиревой Л.Ф.

При секретаре Зроль Т.Н.

С участием истицы Пушковой Л.Н.

Представителя ответчика УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе по доверенности Черкашиной М.В.

Представителя 3-го лица МУЗ «Губкинская ЦРБ»

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пушковой Ларисы Николаевны к управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Губкине и Губкинском районе о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью

Установил:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в г. Губкине и Губкинском районе от 10.09.2010 года Пушковой Л.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия 30 лет специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Дело инициировано иском Пушковой Л.Н. Она просит включить в специальный стаж медицинской деятельности периоды с 9.10.1991 г. по 30.11.1994 г. (дородовой, послеродовой отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет) и период нахождения на курсах повышения квалификации с 16.02.2000 г. по 16.03.2000 г.; с 10.05.2005 г., по 10.06.2005.; с 13.04.2010 г. по 13.05.2010 г.. Все указанные периоды просит включить в специальный медицинский стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, так как она с начала медицинской деятельности и по настоящее время работает медсестрой в травматологическом отделении Губкинской ЦРБ. И назначить ей досрочную трудовую пенсию с 12 августа 2010 года, то есть с момента обращения в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании Пушкова Л.Н.. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика управления пенсионного фонда в г. Губкине и Губкинском районе по доверенности Черкашина М.В. исковые требования Пушковой Л.Н. не признала, так как согласно действующего законодательства отпуск по уходу за детьми включается до 6.10.1992г. Включение периода нахождения Пушковой Л.Н. на курсах повышения квалификации не предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 516, все эти периоды не подлежат исчислению в льготном порядке, так как истица в эти периоды не работала в условиях, предусматривающих льготное исчисление стажа, а без этих периодов у Пушковой Л.Н. на период обращения её с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии не было 30 летнего стажа медицинской деятельности, поэтому ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Считает исковые требования Пушковой Л.Н. необоснованными и просит в иске отказать.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявительницы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п/п 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Положения ст. 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенные ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Отпуск по уходу за ребенком до трех лет у Пушковой Л.Н. начался с 29.01.1992 года, то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей». Согласно этого Постановления с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства, которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года: статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным законом.

Статьёй 167 КЗоТ РСФСР период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27,28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком у Пушковой Л.Н. начался до 6 октября 1992 года, то весь период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, то есть до 30.11.1994 года подлежит включению в специальный стаж для назначения Пушковой Л.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Подлежит включению в специальный медицинский стаж и периоды нахождения Пушковой Л.Н. на курсах повышения квалификации. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Как пояснила представитель Губкинсой ЦРБ Адонина в периоды нахождения Пушковой Л.Н. на курсах повышения квалификации за нею сохранялась средняя заработная плата, перечислялись взносы в Пенсионный фонд РФ.

На курсы повышения квалификации Пушкова Л.Н. была направлена, то есть нахождение на курсах было не личной инициативой истицы, а необходимостью повышения квалификации. В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждане право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельностью. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация)… В период прохождения курсов повышения квалификации медицинским работникам преподается не только теория, но и проводятся практические занятия по специализации. Переподготовка медицинских работников на курсах повышения квалификации осуществляется для дальнейшего совершенствования профессионального уровня медицинских работников с периодичностью один раз в пять лет, что подтверждается представленными истицей Пушковой Л.Н. сертификатами /л.д.22,23/.

Ссылка представителя ответчика на Постановление Правительства РФ № 516 в данном случае не может быть применена, так как в п. 5 данного Постановления указано только два периода, подлежащих включению в стаж, это отпуск и период временной нетрудоспособности, то есть, когда человек вообще не работает. Кроме того в Правилах, утвержденных данным Постановлением указан порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в этих статьях указано более 20 категорий граждан, которым назначается досрочная трудовая пенсия. Указанными Правилами не установлено запрета на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода нахождения на курсах повышения квалификации медицинских работников.

Подлежат удовлетворению и требования Пушковой Л.Н. о включении периодов нахождения её в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, то есть 1 год за 1 год шесть месяцев. В судебном заседании установлено, что истица с начала медицинской деятельности с 6 августа 1990г. по настоящее время работает (палатной, перевязочной) медсестрой в травматологической отделении Губкинской ЦРБ. Согласно протокола комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан /л.д.4,5/ эти периоды включены в специальный стаж медицинской деятельности в льготном порядке как 1 год за 1 год 6 месяцев. В отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и на курсах повышения квалификации истица находилась, когда работала палатной и перевязочной медсестрой травматологического отделения Губкинской ЦРБ, то есть когда выполняемая ею работа исчислялась в льготном порядке. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 20 декабря 2005 г. – следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года…, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 - время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа в период которой предоставлены указанные отпуска (п.7). Как указывалось выше отпуска по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет и курсы повышения квалификации предоставлялись Пушковой Л.Н. в период её работы на льготных условиях, следовательно все эти периоды подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях, то есть 1 год работы на 1 год и 6 месяцев.

С учетом этих периодов и их льготного исчисления досрочная трудовая пенсия Пушковой Л.Н.. должна быть назначена с 12 августа 2010 года, то есть с момента обращения ей с заявлением в УПФ РФ в г. Губкине и Губкинском районе о назначении досрочной трудовой пенсии, так как на этот период с включением вышеназванных периодов в специальный медицинский стаж в Пушковой Л.Н. возникло право на досрочную трудовую пенсию.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Решил:

Иск Пушковой Ларисы Николаевны о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения признать обоснованным.

Обязать управление пенсионного фонда в г.Губкине и Губкинском районе включить в специальный медицинский стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев периоды нахождения Пушковой Ларисы Николаевны в отпуске по беременности и родам (дородовой, послеродовой), в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 9.10.1991г. по 30.х1.1994г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.02.2000г. по 16.03.2000г.; с 10.05.2005г. по 10.06.2005г.: с 13.04.2010г. по 13.05.2010г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 12.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней через Губкинский городской суд.

Судья Л.Ф. Чмирева

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.