Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года г.Губкин Белгородской области
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Потрясаевой Н.М.,
при секретаре Кузнецовой Е.А.,
с участием представителя истца Кузьменковой О.В.,
представителя ответчика Корневой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малахова Анатолия Николаевича к МУ «Управление социальной политики» Администрации Губкинского городского округа об индексации и выплате сумм возмещения вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Малахов А.Н. в период с 23.12.1986 г. по 18.02.1987 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работая в 3-1 зоне Чернобыльской АЭС, в связи с чем, в 1998 году впервые получил вторую группу инвалидности, с утратой 70% трудоспособности, которая установлена ему до настоящего времени.
Дело инициировано иском Малахова А.Н., который, не соглашаясь с размером выплачиваемой ему ответчиком компенсации, просил обязать МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа назначить ему и включить в реестр получателей ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере * руб. * коп., с 01.10.2010 года до изменения обстоятельств, с последующей индексацией и взыскать за счет средств федерального бюджета единовременно сумму в размере * рублей.
В обоснование указанных требований сослался на то обстоятельство, что с 6.01.2000г. Управлением социальной политики администрации Губкинского городского округа ему была назначена и выплачивалась компенсация в размере * руб., размер которой впоследствии увеличивался в 2001г., 2003г. При этом, как считает истец, расчет размера компенсации исчислен неправильно, без учета требований Постановления Пленума ВС РФ № 35 от 14.12.2000г., исходя из условного заработка, тогда как, исчисление должно производиться из заработка за период работы в новых условиях, поскольку в течение 12 месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность. Впоследствии, с 6.01.2000г., в связи с введением в действие Закона РФ от 24.07.98г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», должно было производиться увеличение заработка инвалида для исчисления суммы возмещения вреда здоровью в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда, должны применяться коэффициенты 6 или 3, затем суммы должны подлежать индексации с применением пенсионных коэффициентов. В связи с чем, на 1.05.1998г. размер возмещения вреда здоровью (ВВП) должен составлять * руб. С этого времени суммы должны были быть проиндексированы в соответствии с ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из уровня инфляции, с применением коэффициентов МРОТ 1,581, 1,515, коэффициентов роста прожиточного минимума 1,258, 1,205, 1,164, коэффициентами увеличения ВВЗ 1,09,1,08, 1,105, 1,13, 1,1. С учетом применения всех этих коэффициентов, ежемесячный размер ВВЗ, исходя из заработка в зоне опасности, с применением повышающих коэффициентов, должен составлять на 01.10.2010г. * руб., которую он просит назначить ему и выплачивать с 1.10.2010г., а также просит взыскать единовременно задолженность по выплатам сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01.05.1998 года по 30.09.2010г. в размере * руб.
В обоснование указанных требований истцом предоставлен расчет суммы возмещения вреда, исходя из заработка в зоне опасности с применением повышающих коэффициентов, установленных Постановлениями Правительства РФ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кузьменкова О.В. уменьшила размер исковых требований, предоставив новый расчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью и образовавшейся задолженности с учетом уже выплаченных сумм, и просил взыскать с ответчика в пользу истца ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере * рублей с 1 октября 2010года, включив его в реестр получателей указанных сумм и взыскать задолженность по выплатам указанной компенсации за период с 01.05.1998 года по 30.09.2010г. в размере * руб., с учетом выплаченных ранее сумм.
Ответчик - представитель МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа возражает против удовлетворения иска, ссылаясь на уже имеющееся судебное решение Губкинского городского суда от 18 декабря 2003 года, в соответствии с которым Малахову А.Н. была назначена ежемесячная сумма возмещения вреда в размере * руб. В дальнейшем Управление социальной политики самостоятельно индексировало назначенную в судебном порядке сумму возмещения вреда здоровью в порядке, предусмотренном Постановлениями Правительства РФ, в зависимости от уровня инфляции.
Третье лицо - Управление социальной защиты населения представило возражения, в которых просит отказать в удовлетворении иска в связи с отсутствием оснований для перерасчета.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Малахова А.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из решения Губкинского городского суда от 18 декабря 2003 года (гр.дело № * л.д.73-76) обращаясь в суд с иском ранее, истец ссылался на то, что в результате неправомерных действий сотрудников социальной защиты населения в 2000 году ему незаконно была уменьшена сумма возмещения вреда здоровью и он оспаривал расчет, произведенный специалистами соцзащиты именно в 2000 году, тогда как по настоящему делу истец оспаривает расчет, произведенный специалистами социальной защиты населения в 1998 году.
Таким образом, доводы ответчика об имеющемся вступившем в законную силу судебном решении о том же предмете, между теми же сторонами и по тем же основаниям, являются ошибочными и не могут быть признаны в качестве основания для отказа в иске.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24.11.1995г. № 179-ФЗ), гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
С 15 февраля 2001 г. до 1 января 2005 г. правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ). С 1 января 2005 г. аналогичный порядок возмещения вреда, причиненного указанным в настоящем пункте лицам, закреплен в пункте 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и в статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 года регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утв. Постановлением Верховного Совета РФ 24.12.1992 года (с измен. и доп., внесен. Федеральным Законом от 24.11.1995 г № 180-ФЗ).
Доводы истца о применении ему при расчете среднемесячного заработка за период работы в новых условиях, убедительны, основаны на законе, исходя из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35, Пунктом девятым которого предусмотрено, что до 06 января 2000 г. в случае, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж двенадцать и более месяцев, в течение двенадцати месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, при определении среднемесячного заработка мог быть учтен заработок не за двенадцать месяцев работы, предшествовавших трудовому увечью или профессиональному заболеванию, а только за период работы в новых условиях (часть 2 статьи 15 Правил).
Статьей 29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ было признано утратившим силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплены положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.
Исходя из приведенных норм во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в периоде с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что при исчислении размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
Истцом представлен расчет суммы возмещения вреда здоровью на 01.05.1998 года, исходя из заработной платы за период работы в новых условиях, с учетом повышающих коэффициентов, на 1.05.1998г. размер возмещения вреда здоровью (ВВП) должен составлять: * руб. (среднемесячная заработная плата) х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 х 1,1 х 70% (процент утраты трудоспособности) = * коп. Указанная сумма, в соответствии со ст. 1 Закона РФ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», должна быть увеличена, соответственно, в 1,581 раза с 01.07.2000г., в 1,515 раза с 01.01.2001г. В последующем, в соответствии со ст. 318 ГК РФ (в редакции, действующей с 01.01.1995г. по 29.11.2002 г.) размер компенсации должен быть проиндексирован в зависимости от роста величины прожиточного минимума в РФ - 2002 г. - 1,258; 2003 г. - 1,205; 2004 год - 1,164. (в соответствии с Постановлениями Правительства).
В дальнейшем компенсации на приобретение продовольственных товаров и за вред здоровью индексируются ежегодно, согласно Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 3 марта 2007г. № 143 «О внесении изменений в Постановления Правительства РФ от 7 мая 2005г. № 292, от 9 августа 2005г. № 496 и от 25 апреля 2006г. № 246», от 21 марта 2007г. № 171, от 21.12.2007 г. № 914, от 21.12.2007 г. № 914 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 181, от 03.09.2008 г. № 655, от 24.12.2008 г. №992, от 07.07.2009 г.), от 16.12.2009 года № 1024, с 2005 года коэффициент увеличения ВВЗ составляет - 1,11, с 2006 года-1,09, с 01.01.2007г. - 1,08, с 01.01.2008г. – 1,105, с 01.01.2009г. – 1,13, с 01.01.2010 года- 1,1.
С учетом применения указанных коэффициентов по состоянию на 01.10.2010г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, составляет 51748,17 рублей.
Согласно представленного истцом расчета задолженности, недополученные суммы денежной компенсация возмещения вреда за период с 01.05.1998 года по 30.09.2010 года, за вычетом уже выплаченных сумм, составит * руб. * коп.
Указанный расчет ответчиком не оспаривался.
Учитывая изложенное, исковые требования о пересчете размера возмещения вреда в связи с причинением вреда здоровью при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, взыскании невыплаченной суммы, являются обоснованными, подлежащими удовлетворению в объеме, заявленном истцом.
Указанные суммы должны быть выплачены ответчиком в разумные сроки в силу ст. 36 Закона «Об исполнительном производстве», ст. 204 ГПК РФ, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, ст. 1 Протокола № 1 к ней, предусматривающей право гражданина в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. В связи с чем, при неисполнении ответчиком решения в течение двух месяцев с момента предъявления исполнительного листа взыскателем для исполнения, будут начислены и взысканы проценты в размере учетной ставки банковского процента, составляющего 7,75%, на остаток суммы задолженности со дня предъявления исполнительного листа до дня исполнения решения.
Согласно ст.5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п.3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Постановлениями Правительства РФ от 12.12.2007 № 866, от 10.12.2008 № 946, от 31.10.2009 № 868 установлено, что в 2008, 2009 и 2010 годах финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 872.
Органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры (п.4 Правил).
Реестры, указанные в пункте 4 настоящих Правил, подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости (п.5 Правил).
Плательщики осуществляют доставку денежной компенсации в размере, указанном в соответствующем реестре (п.7 Правил).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 125, 1071 ГК РФ, Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями), суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Малахова А.Н. признать обоснованными.
Обязать МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа назначить Малахову Анатолию Николаевичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере * руб. * коп., с 01.10.2010 года, до изменения обстоятельств.
Обязать МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа включить Малахова Анатолия Николаевича с 01.10.2010года в реестр на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере * руб. * коп.
Взыскать с МУ «Управление социальной политики» администрации Губкинского городского округа за счет средств федерального бюджета в пользу Малахова Анатолия Николаевича единовременно задолженность по выплатам сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01.05.1998 года по 30.09.2010 года в размере * руб. * коп.
При неисполнении решения в течение двух месяцев с момента предъявления исполнительного листа взыскателем для исполнения производить начисление и взыскание процентов в размере учетной ставки банковского процента, составляющего 7,75%, на остаток суммы задолженности со дня предъявления исполнительного листа до дня исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Губкинский городской суд.
Судья Н.М.Потрясаева.
На дату опубликования решение не вступило в законную силу.