Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2011 года г. Губкин
Губкинский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующий – судья Кутаков С.И.,
при секретаре Жидковой В.И.,
с участием:
ответчиков: представителя Министерства финансов Российской Федерации Лысых А.А. (по доверенности от 25.01.2010 года ), представителя Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Шевелевой Е.И. (по доверенности от 29.02.2010 года № ВИ-5304), представителя Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области Лихошерстову Е.А. (по доверенности от 05.12.2010 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова Александра Юрьевича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Управлению федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области, Губкинскому МРО Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области (Губкинское МРО УФСКН по Белгородской области) о признании незаконными действия должностного лица Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области, препятствующими доступу к государственной службе, о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Леонов А.Ю. 28.07.2010 года обратился в УФСКН России по Белгородской области с заявлением о приёме его в качестве кандидата на службу в органы наркоконтроля с возможностью последующего зачисления его на службу в указанные органы.
В ходе проверки соответствия его кандидатуры требованиям, предъявляемым законодательством РФ об органах наркоконтроля, Леонов А.Ю., в числе необходимых документов по изучению его, как кандидата на службу в органы наркоконтроля, предоставил в отдел кадров медицинскую справку № 1509 о результатах его медицинского освидетельствования, полученную на основании договора №1593 о предоставлении медицинских услуг заключенного с ним ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Белгородской области» и был направлен в Губкинский МРО УФСКН по Белгородской области.
20 сентября 2010 года Леонов А.Ю. для предварительного изучения его личности, проводимого руководителем структурного подразделения органа наркоконтроля, прибыл в Губкинское МРО УФСКН по Белгородской области, в котором предполагалось прохождение его службы по окончанию всех проверочных мероприятий, предусмотренных для кандидатов на службу в органы наркоконтроля, в случае последующего зачисления его на службу в указанные органы.
23 сентября 2010 года Леонов А.Ю. обратился с заявлением на имя начальника УФСКН России по Белгородской области о прекращении проведения в отношении него проверочных мероприятий, связанных с приёмом его на службу и отказался от трудоустройства.
Дело инициировано иском Леонова А.Ю., который ссылаясь на то, что при проведении проверки соответствия его кандидатуры требованиям, предъявляемым законодательством РФ об органах наркоконтроля, начальник Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области воспрепятствовал его доступу к службе в органах наркоконтроля тем, что давал ему незаконные указания об участии в оперативно-розыскных мероприятиях, из-за чего он 23. 09.2010 года отказался от трудоустройства, полагает, что незаконными действиями должностного лица ему причинён моральный вред, который просил взыскать с ответчика в размере * рублей.
Кроме того, полагая, что направление его ответчиком на медицинское освидетельствование было необоснованным, он необоснованно понес расходы на оплату медицинского освидетельствования, тем самым по вине ответчика ему причинён имущественный ущерб, который просил взыскать с ответчика за счёт казны РФ в сумме * рубля, а также просил взыскать расходы на оплату юридических услуг за оказание юридической помощи в сумме * рублей * копеек и расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме * рублей.
В судебное заседание истец не явился, в своём заявлении просил рассмотреть иск без его участия и удовлетворить иск в полном объеме.
Представители ответчиков иск не признали, просили в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на необоснованность исковых требований.
Суд, выслушав представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к выводу о необоснованности исковых требований и об отказе в удовлетворении иска полностью.
Суд пришел к такому выводу на основании следующих доказательств:
- заявления истца от 28.07.2010 года о приёме его в качестве кандидата на службу в органы наркоконтроля с возможностью последующего зачисления его на службу в указанные органы;
- заявления истца от 23 сентября 2010 года на имя начальника УФСКН России по Белгородской области о прекращении проведения в отношении него проверочных мероприятий, связанных с приёмом его на службу в органы наркоконтроля;
- материалов служебной проверки по заявлению истца о незаконных действиях начальника Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области Чувакина А.Л.;
- договора № 1593 о предоставлении медицинских услуг;
- реестра о предоставлении медицинских услуг по договору № 1593;
- справки № 1509 об освидетельствовании Леонова А.Ю. военно-врачебной комиссией от 6.09.2010 года.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об их относимости, допустимости и достаточности, в связи с чем принимает доказательства в основу решения суда.
Прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Порядок приема на службу в органах наркоконтроля регламентирован «Инструкцией о прядке приёма на службу, испытания при приёме на службу, назначения на должности, заключения контрактов о прохождении службы, освобождения от должностей и присвоения специальных званий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (далее Инструкция), утвержденной Приказом ФСКН России № 444 от 08.10.2009 года в соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" и Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ"(далее – Положение).
Предусмотренный Инструкцией порядок приёма на службу, помимо предоставления права поступления на службу, требует от кандидата на службу наличие способности по своим личным и деловым качествам, имеющемуся профессиональному образованию и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на органы наркоконтроля (п.1 Инструкции).
Согласно п.2 Инструкции, поступление граждан на службу в органы наркоконтроля является добровольным и осуществляется с соблюдением условий, установленных Положением.
В числе таких условий предусмотрено прохождение процедуры проверки (п. 11 Инструкции) и представления медицинского заключения военно-врачебной комиссии о состоянии здоровья (п/п 6 п.14 Положения).
Процедура проверки истца предусматривала в соответствии с п/п «а», «б» п.11 Инструкции предварительное изучение, заключающееся в изучении деловых, профессиональных и личных (личностных) качеств, а также сведений и документов, представленных истцом для приема на службу в органы наркоконтроля. а также медицинское освидетельствование с целью определения его годности по состоянию здоровья к службе в органах наркоконтроля.
Гражданин не может проходить службу в органах наркоконтроля в случае отказа от прохождение процедуры проверки, как и наличия у него подтвержденного медицинским заключением военно-врачебной комиссии заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей; согласно п.3 Инструкции и п/п 4,8 п.18 Положения.
Из заявления истца от 28.07.2010 года о приёме его в качестве кандидата на службу в органы наркоконтроля с возможностью последующего зачисления его на службу в указанные органы видно, что с требованиями законодательства Российской Федерации, предъявляемым к гражданам, принимаемым на службу в органы наркоконтроля, проведением проверки его кандидатуры и оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, он был ознакомлен и согласен.
Согласно материалам служебной проверки, в числе мероприятий по изучению истца, как лица подбираемого на службу в органы наркоконтроля, проводилось предварительное изучение руководителем Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области Чувакиным А.Л., в котором предполагалось прохождение службы истца по окончанию всех проверочных мероприятий, предусмотренных для кандидатов на службу в органы наркоконтроля в случае последующего зачисления его на службу в указанные органы.
Согласно п.13 Инструкции, на основании результатов предварительного изучения гражданина лицо, проводившее предварительное изучение, составляет справку предварительного изучения гражданина для приема на службу в органы наркоконтроля согласно приложению 1 Инструкции, которая направляется в соответствующее кадровое подразделение. Согласно объяснениям представителя ответчика Лихошерстова Е.А. – начальника отделения кадров и воспитательной работы Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области, такая справка не составлялась и решение о продолжении изучения истца (продолжить либо прекратить) не принималось, в связи с заявлением истца 23.09.2010 года об отказе от трудоустройства.
Доводы истца о том, что начальник Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области воспрепятствовал его доступу к службе в органах наркокотроля тем, что давал ему незаконные указания об участии в оперативно-розыскных мероприятиях, не состоятельны и опровергаются материалами служебной проверки органом ОВД ОСБ Управления ФСКН России по Белгородской области по заявлению истца о незаконных действиях начальника Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области Чувакина А.Л. при организации предварительного изучения личности истца, как кандидата на службу в органы наркоконтроля, из которых видно, что истец отказался от трудоустройства в органы наркоконтроля добровольно, не желая, чтобы в отношении него проводились мероприятия по изучению в качестве кандидата на должность оперуполномоченного Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области. Заключение по материалам проверки соответствует содержанию заявления истца, его письменным объяснениям, объективно, поскольку соответствует фактическим обстоятельствам, а также соответствует требованиям, предъявляемым к допустимым доказательствам.
Запрет на участие в оперативно-розыскных, следственных и иных мероприятиях (действиях), когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан, согласно п.34 Инструкции, распространяется на стажера, но не кандидата на службу в органы наркоконтроля, что при определенных обстоятельствах не препятствовало участию истца, как гражданина, в оказании содействия органам наркоконтроля в соответствии со ст.15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008)
Суд приходит к выводу, что не предусмотренные Инструкцией методы предварительного изучения деловых качеств истца, с целью определения их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам наркоконтроля, допущенные руководителем структурного подразделения Чувакиным А.Л, как привлечение истца к участию в оперативно-розыскных мероприятиях, не лишали возможности истца, как отказаться от участия в таких мероприятиях, так и продолжить прохождение процедуры проверки.
Обстоятельств, препятствующих прохождению истца службы в органах наркоконтроля, которые, при их выявления, могли явиться, согласно п.13 Инструкции, основанием для прекращения дальнейшего изучения истца, как кандидата, не имелось до подачи истцом заявления об отказе от трудоустройства.
Отсутствие справки, содержащей положительные или негативные для истца выводы о его личности, как кандидата на службу в органы наркоконтроля (приложение 1 Инструкции), составленной Чувакиным А.Л., как лицом, проводившим предварительное изучение, свидетельствует о том, что отказ от дальнейшего прохождения процедуры проверки истца не связан с созданием каких-либо препятствий со стороны ответчика к его доступу к службе в органах наркокотроля, а является результатом принятого истцом решения, основанного на добровольном волеизъявлении.
При таких обстоятельствах считать, что действиями ответчика были нарушены права и свободы истца, в частности, гарантированные ч.4 ст.32 Конституции РФ на доступ к государственной службе, и тем самым истцу причинен моральный вред, оснований нет.
Доводы истца о необоснованности предъявления к нему ответчиком требований о прохождении медицинского освидетельствования ввиду преждевременности и в связи с этим причинением имущественного ущерба, связанного с оплатой медицинского освидетельствования, суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п.4.Инструкции, истец, как гражданин, поступающий на службу в органы наркоконтроля, обязан был представить необходимые документы и сведения в соответствии с пунктом 14 Положения и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"
Согласно п/п 6 п.14 Положения, истец обязан был представить, в числе прочих документов, медицинское заключение военно-врачебной комиссии о состоянии здоровья.
В то же время, медицинское освидетельствование граждан с целью определения их годности по состоянию здоровья к службе в органах наркоконтроля, согласно п/п «б» п.11 Инструкции, является одним из видов комплекса мероприятий по изучению граждан для приема на службу в органы наркоконтроля и не связано с какой-либо последовательностью.
На основании п.16 Инструкции, медицинское освидетельствование гражданина с целью определения его годности по состоянию здоровья к службе в органах наркоконтроля проводится военно-врачебной комиссией в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России от 9 января 2008 г. N 1 (зарегистрирован в Минюсте России 7 февраля 2008 г., регистрационный N 11132), с изменениями, внесенными Приказом ФСКН России от 30 октября 2008 г. N 362 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденную Приказом ФСКН России от 9 января 2008 г. N 1" (зарегистрирован в Минюсте России 25 ноября 2008 г., регистрационный N 12732).
Заключение военно-врачебной комиссии о результатах медицинского освидетельствования гражданина направляется в соответствующее кадровое подразделение.
Медицинское освидетельствование истца проведено на основании заключенного между истцом и ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Белгородской области договора № 1593 от 26 августа 2010 года о предоставлении медицинских услуг, согласно которому истец добровольно взял на себя обязанность оплатить эти услуги.
В соответствии с п.16 Положения, требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы наркоконтроля, и сотрудников, замещающих должности в этих органах, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с прохождением гражданином, поступающим на службу в органы наркоконтроля, врачебной комиссии, возмещаются ФСКН России за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели.
Доказательств обращения истца к ответчику с требованием о возмещении таких расходов или об отказе ответчика их возместить истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, какого-либо ущемления прав истца ответчиками не допущено, спорных правоотношений между сторонами не возникло и считать, что истцу причинён имущественный ущерб по вине ответчиков, оснований нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Леонова Александра Юрьевича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Управлению федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области, Губкинскому МРО Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области (Губкинское МРО УФСКН по Белгородской области) о признании незаконными действия должностного лица Губкинского МРО УФСКН по Белгородской области, препятствующими доступу к государственной службе, о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Губкинский городской суд.
Судья С.И. Кутаков