О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Пастух В.Г.

при секретаре Соболевой К.В.,

с участием истца Мельник Ю.П.,

представителя ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе по доверенности № * от 14.01.2011г. Черкашиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник Юрия Петровича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

25 марта 2008 года истец обратился с заявлением в УПФ РФ (ГУ) в г.Губкине и Губкинском районе.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Губкине и Губкинском районе Мельник Ю.П. от 11 июня 2008 года отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По мнению Пенсионного фонда, стаж педагогической деятельности Мельник И.В. составляет 21 год 05 мес. 15 дней

Не согласившись с исключением из специального стажа периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01.11.1981 года по 21.11.1983 года, Мельник Ю.П. просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязав ответчика включить указанный период прохождения службы в ВС СССР в стаж для назначения пенсии, а так же взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

В судебном заседании истец уточнил заявленные требования, просит включить в специальный педагогический стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01.11.1981 года по 21.11.1983 года, в льготном исчислении как 1 день военной службы за два дня работы.

Ответчик – представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Губкине и Губкинском районе – по доверенности – Черкашина М.В. возражает против заявленных требований по тем основаниям, что истец на момент обращения к ним за назначением досрочной трудовой пенсии по старости не выработал необходимый ему 25-летний стаж педагогической деятельности.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными в части и подлежащими частичному удовлетворению.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области от 11 июня 2008 года в стаж педагогической работы Мельник Ю.П. не включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 01.11.1981 года по 21.11.1983 года (2 года 20 дней) (л.д.7-9).

В соответствии с положениями ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Доводы представителя Пенсионного фонда о том, что в момент обращения Мельник Ю.П. за назначением досрочной трудовой пенсии Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее на момент прохождения службы, утратило силу, следовательно, условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления не основаны на законе, в связи с чем не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Мельник Ю.П. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, неправомерна ссылка представителя ответчика на то, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 10 Закона).

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

При таких обстоятельствах, решение комиссии Пенсионного фонда от 11 июня 2008 г. об исключении из специального стажа педагогической деятельности Мельника Ю.П. период прохождения службы по призыву в рядах Советской армии нельзя признать соответствующим закону. Требования истца о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период военной службы с 01.11.1981 года по 21.11.1983 года из расчета один день военной службы за два дня работы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями, не основаны на законе. По правилам ст. 200 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Пенсионный фонд принял решение об отказе в назначении истцу трудовой пенсии и об исключении из специального стажа педагогической деятельности периода прохождения службы по призыву в рядах Советской Армии 11 июня 2008 года (л.д.7-9). С этого момента истец узнал о нарушении его прав. 25 марта 2011 года через отделение связи Мельник Ю.П. направил настоящий иск в суд, который поступил в Губкинский городской суд 29 марта 2011 года, что подтверждается штампом регистрации и почтовым конвертом (л.д.1, 20). Таким образом, Мельник Ю.П. обратился в суд за защитой нарушенных пенсионных прав за долго до истечения трехлетнего срока.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд

РЕШИЛ:

Иск Мельник Юрия Петровича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью признать частично обоснованным.

Признать за Мельник Юрием Петровичем право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области включить в специальный педагогический стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 01.11.1981 года по 21.11.1983 года, в льготном исчислении как 1 день военной службы за два дня работы Мельник Юрию Петровичу.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области назначить Мельник Юрию Петровичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 25 марта 2008 года, то есть с момента обращения с заявлением в УПФ РФ в г.Губкин и Губкинском районе.

Мельник Юрию Петровичу в части требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.