дело о понуждении к открытию дополнительных дошкольных учреждений



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Губкин 23 июня 2011 г.

Губкинский городской суд Белгородской области

в составе:

председательствующего судьи Ковалевского А.А.

при секретаре Бобровской О.Л.

в открытом судебном заседании рассмотрел дело по иску Губкинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Губкинского городского округа о понуждении к открытию дополнительных муниципальных дошкольных учреждений на территории г. Губкин

с участием:

прокурора Бобровниковой Л.Г.,

ответчика администрации Губкинского городского округа в лице представителя Талызиной Г.А.

УСТАНОВИЛ:

Губкинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства, направленного на обеспечение общедоступности дошкольного образования.

Дело инициировано Губкинским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Из содержания иска следует, что на территории г. Губкин на момент проверки функционировало 23 детских дошкольных учреждения, проектами которых предусмотрено мест для 3234 детей, фактически эти учреждения посещают 3515 детей в возрасте от 2 до 7 лет. По состоянию на 20 ноября 2010 года в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении г. Губкин в 2011 году состоят 1260 детей, в 2012 году – 988 детей, при этом численность детского населения, претендующего на место в МДОУ в 2011 году составляет 1310 детей, в 2012 году – 1488 детей, в 2013 году – 1488 детей.

Дефицит мест в МДОУ составит: в 2011 году 456, в 2012 году – 433, в 2013 – 600 мест.

Исходя из этого в г. Губкин имеется потребность в открытии новых дошкольных образовательных учреждений на 500 мест.

По мнению истца, отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства в части организации работы органов местного самоуправления – Губкинского городского округа и законодательства об образовании.

Губкинский городской прокурор просил обязать администрацию Губкинского городского округа отрыть дополнительные муниципальные дошкольные учреждения на территории г. Губкин не менее чем на 500 мест. Установить срок исполнения решения суда – 4 года с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Бобровникова Л.Г. доводы иска поддержала и просила его удовлетворить. По требованиям иска истец уточнил, что открытие дополнительных муниципальных дошкольных учреждений на территории г. Губкин должно осуществляться за счет средств муниципального бюджета, заложенных на эти цели при его формировании путем строительства новых детских дошкольных учреждений, перепрофилирования под эти цели существующих муниципальных зданий, возврат на эти нужды используемых по другому назначению зданий бывших муниципальных дошкольных учреждений. Количество мест для 500 детей исходя из прогноза дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях за период 2011-2013 годов. Дополнительные муниципальные дошкольные учреждения надлежит открыть на территории г. Губкин, поскольку в сельской местности муниципального образования их дефицита нет.

Ответчик – администрация Губкинского городского округа в лице представителя Талызиной Г.А. иск не признала и пояснила суду по существу иска.

В целях реализации полномочий на общедоступность дошкольного образования администрацией Губкинского городского округа организовано функционирование на территории г. Губкин 23 муниципальных дошкольных учреждений, которые посещают 3547 детей. На учете в качестве нуждающихся в выделении путевки в дошкольное образовательное учреждение на 2011-2012 годы состоят 2596 детей. С учетом изменения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных организациях количество мест в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается с 3547 до 3789. Решение вопросов местного значения осуществляется за счет средств бюджета городского округа. С 2006 года бюджет муниципального образования является дотационным. В расходной части бюджета на 2011 год не предусмотрено расходов на строительство новых или реконструкцию существующих детских дошкольных учреждений. В стадии проекта бюджет муниципального образования получил положительное заключение Губкинского городского прокурора. Существующая проблема обеспечения местами детей в детских дошкольных учреждениях решается органом местного самоуправления путем привлечения внебюджетных средств и субвенций, направляемых из бюджета области. Согласно информации управления здравоохранения городского округа с 2008 года на территории муниципального образования наблюдается демографический спад – снижается количество родившихся детей. С учетом проводимых мероприятий по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, прогнозных данных о рождаемости, к 2015 году количество мест в дошкольных образовательных учреждениях в г. Губкин будет избыточно, в связи с чем строительство новых детских садов является нецелесообразным.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Губкинского городского прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на территории г. Губкин действует 23 муниципальных дошкольных образовательных учреждения. В указанных учреждениях существует дефицит мест для детей, в результате чего образовались очереди на устройство в них детей. В подтверждение своих доводов сторонами представлены статистические данные о дефиците мест и прогноз этого показателя на период до 2013 года. По данным прокурора в 2011 - 456 мест; в 2012 году - 433 места; в 2013 году - 600 мест (л.д. 8).

Согласно данных ответчика указанные цифры имеют тенденцию к снижению и составляют в 2011 году - 326 мест; в 2012 году - 105 мест; в 2013 году - 60 мест. Представленные ответчиком статистические данные и прогноз развития событий по дефициту мест в дошкольных образовательных учреждениях суд признает правильными и принимает их. Эти данные и прогноз развития событий основаны на данных о рождаемости детей с 2005 года по 2010 год и прогноза до 2015 года имеющего тенденцию к снижению (л.д. 26-28). Кроме того в представленных расчетах учтены изменения в требованиях санитарных норм и правил, позволяющих увеличить количество мест для детей в действующих учреждениях (л.д. 29) и вновь открываемых в ходе реализации программных мероприятий системы дошкольного образования до 2013 года (л.д. 6).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

Аналогичные полномочия содержатся в ст. 31 Федерального закона об образовании.

Доводы прокурора, что отсутствие достаточного количества дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о нарушении ответчиком требований федерального законодательства в части организации работы органов местного самоуправления и законодательства об образовании, являются неубедительными.

Сторонами не оспаривается, что ответчиком принята и выполняется программа по развитию системы дошкольного образования на период до 2013 года на территории муниципального образования (л.д. 6). Указанной программой предусмотрено за счет бюджетов разных уровней, внебюджетных средств восстановление, создание детских дошкольных образовательных учреждений, что с учетом прогнозных данных о рождаемости, позволит к 2015 году ликвидировать дефицит мест в этих учреждениях.

Кроме того, суд приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему лицу.

Ответчик – администрация Губкинского городского округа может исполнить свои функции в сфере обеспечения общедоступности дошкольного образования при наличии проектно-сметной документации, подрядчика на выполнение работ и финансирования, открытого на эти цели. Администрация органа местного самоуправления – это учреждение, имеющее собственный счет и не более.

Формирование и утверждение бюджета муниципального образования – Губкинский городской округ входит в круг полномочий Совета депутатов городского округа в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Губкинского городского округа, Положением о бюджетном процессе в Губкинском городском округе. При отсутствии решения, обязывающего правомочный орган, который формирует и утверждает бюджет муниципального образования, вносит изменения в него, сама по себе администрация не сможет ничего решить в виду отсутствия финансирования на эти цели и отсутствие судебного постановления, обязывающего правомочный орган выделить его на конкретные цели.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что без разрешения вопроса о финансировании мероприятий, направленных на развитие и обеспечение общедоступности дошкольного образования, отсутствуют законные основания для возложения на ответчика обязанности открыть дополнительные муниципальные дошкольные учреждения на территории г. Губкин.

Каких либо требований к Совету депутатов Губкинского городского округа по формированию бюджета, внесения в него изменений истцом не заявляется. Как следует из ответа администрации Губкинского городского округа от 10 августа 2010 года на представление прокурора об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение общедоступности дошкольного образования, прокурор был осведомлен о дефиците мест в дошкольных образовательных учреждениях, отсутствии финансирования в бюджете на эти цели, предпринимаемым ответчиком мерам по исправлению сложившейся ситуации. Вместе с тем, 27 декабря 2010 года им дано положительное заключение на проект бюджета Губкинского городского округа на 2011 год с выводом, что проект бюджета права граждан не ущемляет и замечаний по нему не имеется.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 196 ч.3 ГПК РФ о разрешении дела в пределах заявленных истцом требований, в удовлетворении иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Губкинскому городскому прокурору в интересах неопределенного круга лиц в иске к администрации Губкинского городского округа о понуждении к открытию дополнительных муниципальных дошкольных учреждений на территории г. Губкин – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней через городской суд.

Судья Ковалевский А.А.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.