дело о включении имущества в наследственную массу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2011 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой И.Ф.,

при секретаре Соболевой К.В.,

с участием представителя истицы Шеметовой А.Ф., её представителя Махмадсаидова Т.Д., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 15 марта 2011 г.,

представителя ответчика Абражевич В.М. действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 19 июля 2011 г.,

третьего лица Шеметова В.М.,

в отсутствие ответчика Пёппингхаус А.Н. и третьих лиц Шеметова Н.М., Ходячих Л.М., Шеметова С.А. и Шеметовой Е.А., надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, представивших в суд заявления, в которых просят о рассмотрении дела в их отсутствие, против заявленных требований не возражают,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеметовой Антонины Федоровны к Пёппингхаус Анастасии Николаевны о включении имущества в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

16 декабря 2010 года умер М. – муж истицы Шеметовой А.Ф..

Шеметова А.Ф. обратилась к нотариусу, имея намерением оформить наследство по закону после смерти мужа, в которое наряду с другим имуществом входит квартира №* в доме №* по улице * в г. Губкин, Белгородской области, приобретенная наследодателем в период брака с истицей, на основании договора купли-продажи квартиры от 14.12.2010 года у Пёппингхаус А.Н..

Однако нотариус в устной форме отказала истице во включении указанной квартиры в состав наследственного имущества, поскольку предоставленное для совершения нотариального действия в качестве правоустанавливающего документа свидетельство о государственной регистрации права было выдано Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Белгородской области 21.12.2010 г. после смерти наследодателя, то есть наследодатель М. умер до момента регистрации его права собственности.

Дело инициировано иском Шеметовой А.Ф., просившей включить однокомнатную квартиру № * в доме №* по улице Королева в г. Губкин, Белгородской области в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти М., умершего 16 декабря 2010г. и признать за ней право собственности на указанную квартиру, с инвентарным номером *, номером в реестре жилищного фонда * и кадастровым номером *.

В судебном заседании истица Шеметова А.Ф. и её представитель Махмадсаидов Т.Д. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Абражевич В.М., она же третье лицо, исковые требования признала, дополнительно пояснив, что сделка была фактически исполнена сторонами, наследодателем были переданы денежные средства продавцу за приобретённую у него квартиру.

Третье лицо Шеметов В.М. не возражал против заявленных требований истицы, которая является его матерью, пояснив, что на наследство, открывшееся после смерти отца М. не претендует.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истицей предоставлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие факт заключения сделки купли-продажи жилого помещения между сторонами, его приобретения в собственность.

Согласно ч.1 ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

В силу ст.ст. 131, 164 ГК РФ сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч.2 ст. 8 и ч.2 ст. 223 ГК РФ право собственности на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента государственной регистрации соответствующих прав, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Из представленных истицей письменных доказательства следует, что 14 декабря 2010 г. между Пёппингхаус А.Н. и М., был заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого последнему переходит в собственность квартира №* в доме №* по ул. * в г.Губкин, Белгородской области (л.д.8-9).

Право собственности на данное жилое помещение на основании указанного договора зарегистрировано за Шеметовым Михаилом Александровичем 21.12.2010г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Белгородской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №*, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.7).

М. умер 16.12.2010 года, что подтверждается свидетельством о смерти * (л.д.6), то есть до момента регистрации его права в Управлении Федеральной службы регистрации кадастра и картографии, не успев получить свидетельство о государственной регистрации права.

При этом суд учитывает, что на момент подписания договора и передачи квартиры, М. изъявил желание приобрести жилое помещение в собственность.

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства истцов, на которые они ссылаются как на основания своих требований.

Согласно рекомендациям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения или до регистрации такого договора, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилья в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследников, если наследодатель, выразив при жизни, волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Таким образом, правообразующее значение имеет волеизъявление наследодателя М., выраженное в его заявлении о регистрации договора купли-продажи и регистрации права собственности на квартиру №* в доме * по ул. * в г.Губкин, что является в настоящий момент достоверным свидетельством наличия у наследодателя права собственности на квартиру, которая также должна входить в состав наследственного имущества.

То обстоятельство, что М. обращался в компетентный орган - территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Белгородской области с заявлением о регистрации вышеуказанного договора подтверждается предоставленным в судебное заседание свидетельством о государственной регистрации права, порождает его право на квартиру. Указанное заявление наследодателем М. не отзывалось.

Представленные истицей документы с достоверностью подтверждают принадлежность квартиры наследодателю М.

После его смерти осталось наследственное имущество, состоящее из жилого дома с надворными постройками, находящихся в селе *, ул. *, д.* Губкинского района, Белгородской области, денежного вклада, земельного пая в ЗАО «*» и вышеуказанной *комнатной квартиры, на которую выдан технический паспорт Губкинским филиалом ГБОУТИ «Белоблтехинвентаризация», присвоен инвентарный номер *, номер в реестре жилищного фонда * и кадастровый номер * (л.д.10-11).

В силу ст. 10 ГК РФ закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Как установлено в судебном заседании наследодатель при оформлении своих прав на квартиру действовал добросовестно, выполнил все условия по договору, принял квартиру. Обязательства сторон по договору выполнены в полном объеме. После исполнения договора М. владел, пользовался квартирой как своей собственностью и нес бремя расходов по её содержанию.

Из содержания ст.1112 ГК РФ следует, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи.

В силу ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.

После его смерти наследодателя, наследницей его имущества является жена Шеметова А.Ф., фактически принявшая наследство, так как вступила во владение квартирой, и проживает в указанной квартире, производит за свой счет расходы по содержанию имущества, хранит документы, осуществляет оплату за коммунальные услуги.

Ответчик и третьи лица указанных обстоятельств не оспаривали.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Шеметовой А.Ф. и включении *комнатной квартиры № * в доме №* по улице * в г. Губкин, Белгородской области в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти М., умершего 16 декабря 2010г., а также признании за ней права собственности на указанную квартиру, с инвентарным номером *, номером в реестре жилищного фонда * и кадастровым номером *.

При подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в сумме * руб., от взыскания указанной суммы, в порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика, истица отказалась.

Руководствуясь ст. ст. 8,131,164, 223, 549-551 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шеметовой Антонины Федоровны к Пёппингхаус Анастасии Николаевны о включении имущества в наследственную массу, признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Включить *комнатную квартиру № * в доме №* по улице * в г. Губкин, Белгородской области в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти М., умершего 16 декабря 2010г.,

Признать за Шеметовой Антониной Федоровной – * года рождения, урож. *. Пол: женский. Гражданство РФ. Паспорт гражданина *., зарегистрированной по адресу: Белгородская область, *, право собственности на квартиру №* в доме №* по улице * в городе Губкин, Белгородской области, общей площадью * кв.м., с инвентарным номером *, номером в реестре жилищного фонда * и кадастровым номером *.

Решение является основанием для регистрации права собственности в органах государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья И.Ф. Комарова

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.