дело об оспаривании решений Управления социальной политики



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2011 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой И.Ф.

при секретаре Ченцовой М.А.

с участием заявителя Федотовой И.В.,

представителей заинтересованного лица Муниципального учреждения Управление по социальной политике администрации Губкинского городского округа Пакаловой Д.С. и Мамай С.В., действующих на основании доверенностей от 15.08.2011г. и 28.10.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федотовой Ирины Валентиновны об оспаривании решений Управления социальной политики администрации Губкинского городского округа о назначении периодического пособия,

Ус т а н о в и л:

Федотова И.В., являясь многодетной матерью, обратилась в Управление по социальной политике администрации Губкинского городского округа с заявлениями об оказании адресной помощи во втором и третьем кварталах 2011 года.

Решениями межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (протокол №10 от 02.06.2011 года и протокол №19 от 09.08.2011года) заявления Федотовой И.В. были удовлетворены, и её семье назначено периодическое пособие на пятерых детей в размере * рублей ежемесячно.

Дело инициировано заявлением Федотовой И.В., просившей признать решения межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - протокол №10 от 02.06.2011 года и протокол №19 от 09.08.2011 года, в части назначения сумм, подлежащих выплате семье Федотовой И.В. незаконными со дня их принятия и обязать межведомственную комиссию внести изменения в принятые решения, установив сумму выплаты в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи Федотовых.

По мнению заявителя, оспариваемые решения межведомственной комиссии в части назначения периодического пособия её семье противоречат пункту 3 ст.41 Социального кодекса Белгородской области, ст.ст. 3,7,12 Федерального закона «О государственной социальной помощи», и нарушают ее права как многодетной матери, воспитывающей пятерых детей, со среднедушевым доходом семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Белгородской области, в силу чего состоящей на учете в управлении социальной защиты населения.

В судебном заседании заявитель Федотова И.В. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Представители заинтересованного лица Муниципального учреждения Управление по социальной политике администрации Губкинского городского округа Пакалова Д.С. и Мамай С.В., возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что решением межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации от 17.01.2011г. установлен размер выплат периодического пособия на одного ребенка 300 – 400 руб. в месяц и 250 – 350 руб. на трудоспособного гражданина, осуществляющего уход за пенсионером, достигшим возраста 80 лет. На основании п.2.12. постановления правительства Белгородской области от 01.12.2008г. №289-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 31.01.2006г. №25-пп «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации», адресная социальная помощь оказывается в пределах средств, перечисленных департаментом финансов и бюджетной политики области и местным бюджетом муниципальных районов и городских округов в объемах, утвержденных на данные цели законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год. На основании представленных Федотовой И.В. документов, исходя из совокупного дохода семьи, периодическое пособие было назначено в размере * рублей в месяц, то есть по * рублей на каждого ребенка (5 человек) и * рублей Федотовой И.В. по уходу за пенсионером, достигшим возраста 80 лет. Решение комиссии принято в соответствии с требованиями п.3 ст.41 Социального кодекса Белгородской области, в связи с чем просили отказать в удовлетворении заявленных требований Федотовой И.В..

Выслушав доводы сторон, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования Федотовой И.В. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно рекомендациям, изложенным в пункте п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Статьей 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ Белгородской областной Думой принят Социальный кодекс Белгородской области от 28 декабря 2004 года N 165, устанавливающий правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий и т.д.

В силу статьи 41 Социального кодекса Белгородской области правом на получение периодического пособия обладают:

1) малоимущие многодетные или неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы, в которых имеются дети до восемнадцати лет (учащиеся - до двадцати трех лет);

2) малоимущие семьи, в которых имеются дети до восемнадцати лет (учащиеся - до двадцати трех лет), и при этом один или оба родителя являются инвалидами или студентами очной формы обучения образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования;

3) малоимущие семьи, в которых имеются дети, находящиеся под опекой и (или) попечительством;

4) малоимущие одиноко проживающие инвалиды I и II групп и пенсионеры;

5) малоимущие одиноко проживающие беременные женщины, а также малоимущие семьи, в которых имеются беременные женщины;

6) малоимущие неработающие трудоспособные граждане, осуществляющие в установленном порядке уход за детьми-инвалидами в возрасте до восемнадцати лет, инвалидами I группы, престарелыми, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению лечебно-профилактического учреждения, и лицами, достигшими восьмидесяти лет.

Пунктом 3 названной статьи установлено, что периодическое пособие выплачивается в размере не менее 100 рублей в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (в ред. законов Белгородской области от 10.05.2006 N 42, от 29.12.2006 N 87, от 14.01.2008 N 182).

Согласно постановления правительства Белгородской области от 16.08.2010г. №269-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 31.01.2006г. №25-пп «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации», выплата назначенных единовременных и периодических пособий заявителю производится уполномоченным органом на основании решений межведомственных комиссий по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (п.1.5.).

В соответствии с постановлением главы местного самоуправления города Губкина и Губкинского района от 09.02.2009г. №209 уполномоченным органом по реализации на территории Губкинского городского округа Порядка предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 01.12.2008г. №289-пп определено Муниципальное учреждение Управление по социальной политике.

Во исполнение постановления правительства Белгородской области от 16.08.2010г. №269-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 31.01.2006г. №25-пп «О порядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации», в целях предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, постановлением главы администрации Губкинского городского округа от 27.09.2010г. №2429 создана межведомственная комиссия и утвержден её состав.

Как видно из представленных материалов, 17 января 2011 года решением межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, определено, что адресная социальная помощь оказывается в пределах средств, перечисленных департаментом финансов и бюджетной политики области и местным бюджетом муниципальных районов и городских округов в объемах, утвержденных на данные цели законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год. Установлена схема выплаты периодического пособия и размер выплат периодического пособия в зависимости от разницы между суммой прожиточных минимумов и общим доходом семьи на одного ребенка 300 – 400 руб. в месяц и 250 – 350 руб. на трудоспособного гражданина, осуществляющего уход за пенсионером, достигшим возраста 80 лет.

В судебном заседании установлено, что 13 мая 2011 г. и 09 августа 2011 г. Федотовой И.В. были поданы заявления в Управление социальной политики об оказании ей адресной помощи во втором и третьем кварталах 2011 года.

Решениями межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (протокол №10 от 02.06.2011 года и протокол №19 от 09.08.2011года) заявления Федотовой И.В. были удовлетворены, и с учетом разницы между суммой прожиточного минимума и общим доходом её семьи, назначено периодическое пособие на пятерых детей в размере * рублей ежемесячно.

Из сравнительного анализа норм Социального кодекса Белгородской области от 28 декабря 2004 года и решений межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, следует, что по смыслу пункта 3 статьи 41 Социального кодекса Белгородской области, периодическое пособие выплачивается в размере не менее 100 рублей в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. То есть оспариваемые решения соответствуют требованиям законодательства субъекта Российской Федерации, поскольку не устанавливают какой-либо иной, чем в Законе, размер оказания единовременного периодического пособия.

Определение размера периодического пособия межведомственной комиссией при Управлении социальной политики администрации Губкинского городского округа осуществлено органом исполнительной власти, в пределах полномочий, предоставленных постановлением Правительства Белгородской области, в соответствии с требованием п.3 ст.41 Социального кодекса Белгородской области. Размер пособия рассчитан комиссией по схеме выплаты периодического пособия, установленной межведомственной комиссией по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 17.01.2011г., исходя из объема денежных средств, предусмотренных в бюджете области и перечисленных департаментом финансов и бюджетной политики области на соответствующий финансовый год.

Следовательно, определив в Решениях (протокол №10 от 02.06.2011 года и протокол №19 от 09.08.2011года) межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации размер единовременного периодического пособия («в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи, но не менее 100 рублей», установленного в Белгородской области на момент обращения), комиссия при Управлении социальной политики администрации Губкинского городского округа не вышла за пределы полномочий, определенных законом, и не допустила нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя Федотовой И.В..

Доводы заявителя о том, что размер периодического пособия должен составлять разницу между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи свидетельствует об ошибочном понимании закона, и не может являться основанием к удовлетворению заявленных требований.

Ссылка Федотовой И.В. о нарушении её прав тем, что назначенные выплаты не обеспечивают её семье необходимого прожиточного минимума, не может свидетельствовать о незаконности принятых комиссией при Управлении социальной политики администрации Губкинского городского округа решений.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону и законодательству субъекта Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований Федотовой И.В. надлежит отказать за необоснованностью.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление Федотовой Ирины Валентиновны об оспаривании решений Управления социальной политики администрации Губкинского городского округа о назначении периодического пособия, признать необоснованным и оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья И.Ф.Комарова

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.