РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года г. Губкин Губкинский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Пастух В.Г. при секретаре Агафоновой И.В., с участием истца Ледовских С.Н., представителя ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе по доверенности Черкашиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ледовских С.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л : Ледовских С.Н., полагая, что выработал 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, 10 августа 2011 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Губкине и Губкинском районе Белгородской области с заявлением о назначении такой пенсии. Решением комиссии ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. По мнению заявителя, ему необоснованно не зачтены в специальный стаж периоды прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 27.10.1978 г. по 30.10.1980 г.; период обучения в Белгородском государственном педагогическом институте им. М.С. Ольминского с 01.09.1982 г по 29.06.1986 г., периоды работы в Сапрыкинской средней школе в должности инструктора по плаванию с 15.08.1996 г. по 31.08.2007 г. и в должности инструктора по физической культуре с 1.09.2008 г. по 11.01.2009 г. Иск инициирован Ледовских С.Н., который просил включить указанные периоды в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочную пенсию по старости с 10 августа 2011 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию. Представитель ответчика по доверенности Черкашина М.В. возражала против удовлетворения исковых требований истца о включении ему в специальный стаж указанных периодов, как не соответствующих закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Ссылается на то обстоятельство, что специальный стаж педагогической деятельности на дату обращения с заявлением, а именно на 10 августа 2011 года составил 8 лет 1 месяц 0 дней, что не даёт Ледовских С.Н. право на досрочную пенсию из-за отсутствия 25 лет требуемого специального педагогического стажа, просит отказать ему в иске. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пенсионное обеспечение по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей установлено пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173 - ФЗ от 17.12. 2001г. Досрочная трудовая пенсия по данному основанию назначается при стаже работы не менее 25 лет. Согласно п. 2 названной статьи Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ. При определении права на пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью, включается педагогическая деятельность, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». За периоды работы до 12.11.2002 г., с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, применяются Списки, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г., постановлением Совета Министров № 463 от 06.09.1991 г. «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Названные Списки составлены по согласованию с заинтересованными министерствами, дают конкретный исчерпывающий перечень учреждений и расширенному толкованию не подлежат. Периоды работы истца в Сапрыкинской средней школе в должности инструктора по плаванию с 15.08.1996 г. по 31.08.2007 г. инструктором по плаванию, с 01.09.2008 г. по 11.01.2009 г. инструктором по физической культуре не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, так как должности не поименованы Списком. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также в ранее действовавших Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, и Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, отсутствуют наименования должностей «инструктор по плаванию», «инструктор по физической культуре». Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее в период работы истца, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанных должностях. Доводы истца о возможности включения в специальный стаж периодов работы в должности инструктора по плаванию, инструктора по физической культуре противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Возможность установления тождества выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности в указанных должностях и функциональных обязанностей педагога образовательного учреждения отсутствует. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утв.Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761 н предусмотрены самостоятельные должности «руководитель физического воспитания», «инструктор по физической культуре» и согласно квалификационным характеристикам, имеются существенные различия в должностных обязанностях. В ранее действовавшем Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 г. № 593 (раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»); тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утв.Постановлением Минтруда РФ от 11.11.1992 г. № 33 так же были предусмотрены самостоятельные должности «руководитель физического воспитания» и «инструктор по физической культуре» с различиями в должностных обязанностях. Наименование должности «инструктор по плаванию» не предусмотрено в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также не предусмотрено Списками, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия. Согласно ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения несут ответственность за реализацию образовательных программ и самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание (включая введение тех или иных штатных единиц), распределяют должностные обязанности. Истцом не представлено доказательств, что работодателем неправильно указаны наименования его должностей, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. Требование в части включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости службы в Вооруженных Силах СССР с 27.10.1978 г. по 30.10.1980 г. (л.д.16) подлежит отклонению. Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ Постановлением от 17.10.2003г. № 70 утверждено разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которому при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывалась соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством. Однако, изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой. Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением № 1397 (пункт 1) предусмотрено, что учителям и другим работникам просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. Пунктом 4 приведенного Положения, предусмотрено, что периоды, указанные в пункте 1, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Таким образом, для зачета времени службы Ледовских С.Н. в специальный стаж, педагогический стаж работы (в должности и в учреждении, предусмотренных Положением) должен составлять не менее 16 лет 8 месяцев на момент отмены указанного Постановления. Стаж педагогической деятельности истца на 22.09.1993 г. составлял менее 16 лет и 8 месяцев. Что касается требований Ледовских С.Н. о включении в специальный стаж период обучения в Белгородском государственном педагогическом институте с 01.09.1982 г. по 4.07.1986 года (л.д.37), то Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, не предусмотрено включение в стаж педагогической деятельности периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах. С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, в определении N 320-О от 05 ноября 2002 года, определении N 107-О от 06 марта 2003 года, суд считает необходимым применить правовые нормы пенсионного законодательства, утративших силу, но действовавших в спорный период, В спорный период учебы истца (до 01 октября 1993 года) действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым было утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В силу пункта 4 названного Положения, в частности, обучение в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Между тем, представленными доказательствами не подтверждается наличие условий, предусмотренных пунктом 4 Положения, позволяющих зачесть период обучения истца в педагогическом учебном заведении в его специальный педагогический стаж. При таких обстоятельствах отсутствие у Ледовских С.Н. одного из обязательных условий для зачета педагогической деятельности в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии (стаж педагогической деятельности менее 16 лет 8 месяцев) не позволяет признать его исковые требования обоснованными. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд РЕШИЛ: Иск Ледовских С.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочное назначение трудовой признать не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Губкинский городской суд. Судья В.Г.Пастух На дату опубликования решение не вступило в законную силу.