Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 декабря 2011 года г. Губкин Губкинский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Комаровой И.Ф. при секретаре Соболевой К.В., с участием старшего помощника прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц Струковой В.В. представителей ответчиков: ООО «Единая управляющая компания» Фролова И.А., ТСЖ «Селяночка» Орловой Р.В., ТСЖ «КМАжилсервис» Булгаковой Л.Ф., ТСЖ «Лимит» Мартьяновой И.М., ТСЖ «Соседи» Проскуриной Н.И., ООО «ТБОсервис» Татаринцевой И.В., Уколовой С.В., в отсутствие представителей ответчиков ТСЖ «КМАшахтер» Седых Т.И. и ТСЖ «Мирный» Сусловой В.Н., о времени и месте судебного заседания извещенных своевременно и надлежащим образом, представивших в суд заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губкинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания», товариществу собственников жилья «Селяночка», товариществу собственников жилья «КМАжилсервис», товариществу собственников жилья «Лимит», товариществу собственников жилья «Соседи», товариществу собственников жилья «КМАшахтер», товариществу собственников жилья «Мирный» и обществу с ограниченной ответственностью «ТБОсервис» о признании действий по начислению платежей за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов незаконными, У с т а н о в и л : По результатам проверки Губкинской городской прокуратурой выявлены нарушения при начислении платы за жилье ответчиками. Инициировав судебное разбирательство подачей иска о признании действий ООО «Единая управляющая компания», выразившихся в начислении платежей за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов незаконными, об обязании ответчика прекратить незаконное взимание за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, обязании опубликовать решение суда в газете «Эфир Губкина», Губкинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указывает на незаконность взимания с граждан указанных платежей, которые по его мнению должны входить в платеж за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. В судебном заседании представлено заявление об изменении заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит признать действия ООО «Единая управляющая компания» по начислению платы за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов отдельной строкой в извещении потребителей о внесении платы за коммунальные услуги и жилое помещение, незаконными и обязании ООО «Единая управляющая компания», ТСЖ «КМАжилсервис», ТСЖ «Лимит», ТСЖ «Соседи», ТСЖ «КМАшахтер» и ТСЖ «Мирный» производить начисление и оплату оказываемых услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из средств поступающих на содержание и ремонт жилья. Ответчики – представители ООО «Единая управляющая компания», ТСЖ «КМАжилсервис», ТСЖ «Лимит», ТСЖ «Соседи», ТСЖ «КМАшахтер», ТСЖ «Мирный» и ООО «ТБОсервис» исковые требовании не признали. В обоснование своей позиции сослались на то, что взимание платы за вывоз и захоронение ТБО (отдельным платежом) производится на основании «Положения о порядке организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Губкинского городского округа», утвержденного решением шестой сессии первого созыва Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области» от 20.08.2008г. №8 и Решения №140 от 24.11.2010г. двадцать четвертой сессии совета первого созыва Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области. Перечни услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, утвержденные в товариществах собственников жилья, не включают в себя расходы по вывозу и захоронению ТБО. Сами товарищества собственников жилья не осуществляют деятельности по вывозу и захоронению ТБО и не заключают с подрядной организацией договоров на оказание данной услуги, поскольку с пунктом 2.1.20. договоров, заключенных между ТСЖ и ООО «Единая управляющая компания» на передачу части функций управления многоквартирными жилыми домами, последнее было наделено правом по поручению ТСЖ представлять интересы собственников и нанимателей помещений в домах перед другими третьими лицами. ООО «Единая управляющая компания» взяло на себя обязательства заключать с ООО «ТБОсервис» договор на оказание нанимателям и собственникам помещений в многоквартирных жилых домах услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов. На основании договоров от 31.12.2007г. между ООО «Единая управляющая компания» и ООО «ТБОсервис», как специализированной организацией, был заключен договор №67 от 30 декабря 2009г. на вывоз и захоронение ТБО, по условиям которого ООО «Единая управляющая компания» осуществляло начисление и прием платежей за вывоз и захоронение ТБО, а ООО «ТБОсервис» оказывало данный вид услуги. В связи с тем, что работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов осуществляются непосредственно самим ТСЖ, а услуги по вывозу и захоронению ТБО другой организацией, то данный вид услуги не может быть включен в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и плата на неё не включена в плату за данные работы и услуги. По мнению ответчиков, указанная в квитанциях отдельной строкой плата за вывоз и захоронение ТБО не влечет изменения размера платы за жилое помещение и не означает незаконное начисление платы за предоставление вышеуказанной услуги. Структура платы за содержание и ремонт жилого помещения, и её размер определяются собственниками жилых помещений каждого многоквартирного дома индивидуально, требование об оплате услуги по вывозу и захоронению ТБО из средств, поступающих на содержание и ремонт жилья для всех без исключения собственников жилых помещений является незаконным. Действующее законодательство не запрещает разделять плату за содержание и ремонт на составные части. С учетом указанных обстоятельств, просили в удовлетворении иска отказать. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. Из приложенных к исковому заявлению квитанций товариществ собственников жилья «Селяночка», «КМАжилсервис», «Лимит», «Соседи», «КМАшахтер», «Мирный» в г. Губкин за октябрь 2011г., видно, что отдельными строками выделены «содержание жилья» и «вывоз и захоронение твердых бытовых отходов» в зависимости от количества проживающих жильцов (л.д.25-30). Представленные Губкинским городским прокурором доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства истца, на которые он ссылается как на основания своих требований. Ответчиками не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу. Доводы представителей ответчиков в возражениях на то, что услуга по сбору и вывозу ТБО выделена в структуре платы за содержание и ремонт жилого помещения отдельно, для обеспечения прозрачности и наглядности платы за жилое помещение, не основаны на законе. В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услугу и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 приведенной статьи Жилищного кодекса РФ, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена. Таким образом, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и её размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ, Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется содержанием ч.2 ст. 156 ЖК РФ исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах. Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего жилого дома и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. В силу подп. «д» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартином доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. В силу ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Структура платежного документа отражена в п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. В данную структуру не входят сведения о сборе и вывозе твердых бытовых отходов. Данные выводы не противоречат правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в решении от 21.11.2007г. №ГКПИ07-985, вступившем в законную силу 21.02.2008г., что подтверждается определением Верховного Суда РФ №КАС07-764. Ссылка представителя ответчика ООО «Единая управляющая компания» на отсутствие запрещающих норм в законодательстве относительно деления платежей на составные части не состоятельна, поскольку из имеющихся в материалах дела квитанций усматривается самостоятельное начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме исходя из метража квартиры, и начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов из расчета на количество проживающих в квартире граждан. При этом сумма платежа за содержание и ремонт жилого помещения не включает в себя плату за вывоз ТБО, поэтому признать данные платежи, как составляющие платежа за содержание и ремонт жилого помещения – оснований не имеется. Доводы представителя ответчика ООО «Единая управляющая компания» о том, что выделение отдельной строкой в платежных извещениях услуги «вывоз и захоронение ТБО» основано на «Положении о порядке организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Губкинского городского округа», утвержденном решением шестой сессии первого созыва Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области» от 20.08.2008г. №8 и Решении №140 от 24.11.2010г. двадцать четвертой сессии совета первого созыва Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области не основаны на законе, так как органы местного самоуправления в силу ч.7 ст. 5 ЖК РФ могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно ч.8 приведенной статьи в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса. Ссылка ответчиков на то, что тарифы на услугу по вывозу и захоронению ТБО были утверждены на общем собрании собственников жилья, о чём имеются протоколы собраний, не имеет правового значения и не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Вместе с тем, суд признаёт заслуживающим внимания довод ответчиков о том, что плата за захоронение (утилизацию) твердых бытовых отходов не может входить в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, к числу которых, в свою очередь относятся, производители товаров и услуг, в том числе, в сфере утилизации (захоронения) ТБО. При этом потребителями услуг по утилизации ТБО являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд. Частью 17 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг по утилизации (захоронения) ТБО в многоквартирных домах являются, в частности, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме. Министерство регионального развития Российской Федерации в Письме от 03 октября 2008 г. N 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" указало на то, что услуга по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения. При этом, утилизация (захоронение) ТБО является отдельным видом регулируемых услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, который оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги. Исходя из анализа приведенных правовых норм, а также в соответствии с указанной позицией Министерства регионального развития Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что утилизация ТБО не является составной частью коммунальных услуг, а также услуг по содержанию жилого помещения, и, следовательно, не может быть оплачена в их составе. При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Губкинского городского прокурора заявленных к ООО «Единая управляющая компания» в части признания действий по начислению платы за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов отдельной строкой в извещении потребителей о внесении платы за коммунальные услуги и жилое помещение, незаконными и обязании ООО «Единая управляющая компания» производить начисление и оплату оказываемых услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из средств поступающих на содержание и ремонт жилья. Указанные требования, заявленные к ответчикам - товариществу собственников жилья «Селяночка», товариществу собственников жилья «КМАжилсервис», товариществу собственников жилья «Лимит», товариществу собственников жилья «Соседи», товариществу собственников жилья «КМАшахтер», товариществу собственников жилья «Мирный» и обществу с ограниченной ответственностью «ТБОсервис» подлежат отклонению, поскольку Договорами от 16 августа 2007г. на передачу части функций управления многоквартирными жилыми домами товарищества собственников жилья передали функции по начислению, учету, обработке платежей за жилые помещения и коммунальные услуги, а также изготовление и передачу платежных документов для граждан, проживающих в домах, Исполнителю - ООО «Единая управляющая компания». (п.п. 2.1.6. – 2.1.8 Договоров) (л.д.4-16). В связи с освобождением Губкинского городского прокурора от уплаты государственной пошлины при предъявлении иска в суд, в силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» в доход бюджета Губкинского городского округа Белгородской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей (п.п.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ). Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, 12 ГК РФ, суд Р е ш и л : Иск Губкинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания», товариществу собственников жилья «Селяночка», товариществу собственников жилья «КМАжилсервис», товариществу собственников жилья «Лимит», товариществу собственников жилья «Соседи», товариществу собственников жилья «КМАшахтер», товариществу собственников жилья «Мирный» и обществу с ограниченной ответственностью «ТБОсервис» о признании действий по начислению платежей за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов незаконными, признать обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» по начислению платы за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов отдельной строкой в извещении потребителей о внесении платы за коммунальные услуги и жилое помещение, незаконными. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» производить начисление и оплату оказываемых услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов из средств поступающих на содержание и ремонт жилья. В остальной части иск Губкинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к товариществу собственников жилья «Селяночка», товариществу собственников жилья «КМАжилсервис», товариществу собственников жилья «Лимит», товариществу собственников жилья «Соседи», товариществу собственников жилья «КМАшахтер», товариществу собственников жилья «Мирный» и обществу с ограниченной ответственностью «ТБОсервис» оставить без удовлетворения. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Единая управляющая компания» выплатить в доход бюджета Губкинского городского округа Белгородской области государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней через Губкинский городской суд. Судья И.Ф.Комарова На дату опубликования решение не вступило в законную силу.