РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года г. Губкин Губкинский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Алексеевой О.Ю. при секретаре Соловьевой Л.П. с участием заявителя – Солодовник А.А., представителя заявителя по ордеру- адвоката Попова Г.И., заинтересованного лица- представителя призывной комиссии Губкинского городского округа- Ансимова В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Солодовник А.А. об оспаривании действий должностного лица призывной комиссии, Установил: Солодовник А.А., проживавший в Республике Кыргызстан и имевший гражданство этого государства, с 24 июня 2005 года по 15 июня 2007 года проходил альтернативную службу в Республике Кыргызстан. В марте 2011 года в соответствии с Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" Солодовник А.А. приобрел гражданство Российской Федерации и переехал на постоянное жительство в город Губкин, Белгородской области, где проживает по настоящее время. В декабре 2011 года Солодовник А.А. получил повестку с требованием явиться 11 декабря 2011 года в военный комиссариат Губкинского района для отправки к месту прохождения военной службы. Дело инициировано заявлением Солодовник А.А., который полагая, что он имеет право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", просит уточнив свои требования признать незаконным и отменить решением призывной комиссии Губкинского городского округа от 14 ноября 2011 года о его призыве на военную службу в Российской Федерации. В судебном заседании заявитель и его представитель требования поддержали. Представитель призывной комиссии Губкинского городского округа, Ансимов В.А. возражает против требований Солодовник А.А., ссылаясь на их незаконность. Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам в совокупности с пояснениями явившихся лиц, участвующих в деле, суд признает требования Солодовник А.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению исходя из следующего. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3). Согласно статье 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации оборона (в том числе отношения в области воинской обязанности и военной службы, а также отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой) находится в ведении Российской Федерации. В подпункте "в" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающем право на освобождение от призыва на военную службу для определенной в нем категории граждан, непосредственно не указано, в каком государстве они проходят или проходили альтернативную гражданскую службу. Однако из его содержания во взаимосвязи с пунктами 1 и 5 статьи 1 названного Федерального закона, закрепляющими общие положения о воинской обязанности в Российской Федерации, следует, что от призыва на военную службу освобождаются граждане Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу именно в Российской Федерации. Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, в частности в области реализации гражданами Российской Федерации права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, предусмотрел соответствующее уточнение только в отношении военной службы. Так, в подпунктах "б" и "г" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" закреплено, что от призыва на военную службу освобождаются граждане Российской Федерации, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, а также прошедшие ее в другом государстве. Такой подход законодателя обусловлен тем, что альтернативная гражданская служба по своему характеру и предназначению существенным образом отличается от военной службы, - она является особым, специфическим видом трудовой деятельности в интересах общества и государства, регулируемой Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 1 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"). Кроме того, основания, по которым в других государствах гражданам предоставляется право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не всегда совпадают с основаниями, установленными для этого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Что касается военной службы, то в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" она определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом (статья 2). Воинская обязанность, в силу статьи 1 названного Федерального закона, предусматривает, в частности, прохождение военной службы по призыву и пребывание в запасе. И хотя само пребывание в запасе включено законодателем в сферу воинской обязанности (граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации), прохождение альтернативной гражданской службы к ее составляющим не относится. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", как указано в пункте 1 его статьи 1, под термином "граждане" понимает исключительно граждан Российской Федерации; в иных случаях в нем употребляется термин "иностранные граждане". Солодовник А.А. проходил альтернативную (вневойсковую) службу в Республике Кыргызстан, гражданином которой являлся, что подтверждается представленными в суд Справками, выписками из приказа (л.д.11-12), а так же копией военного билета. В связи с принятием гражданства Российской Федерации, призывной комиссией Губкинского городского округа, 25 марта 2011 года Солодовник А.А. был поставлен на воинский учет (л.д.33). По результатам медицинского освидетельствования, в отношении Солодовник А.А. 14 ноября 2011 года призывной комиссией Губкинского городского округа принято решение о его призыве на военную службу в Российской Федерации. С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм права, оспариваемое решение призывной комиссии, является законным. Ссылка заявителя и его представителя, на то что Солодовник А.А. может быть освобожден от призыва на военную службу, в соответствии с п.п. г п.1 ст.23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающим лиц прошедших военную службу в другом государстве, является необоснованной, поскольку альтернативная служба не является военной службой. Кроме того, у России нет соглашения о порядке прохождения военной или заменяющей ее службы с Республикой Кыргызстан. В отсутствие международного договора, допускающего изменение способа выполнения конституционной обязанности по несению военной службы или предусматривающего право на ее замену альтернативной гражданской службой, выполнение соответствующей обязанности (осуществление соответствующего права) производится в государстве гражданства. Вступая в новое гражданство, лицо не только приобретает права, но и возлагает на себя обязанности, установленные конституцией и законодательством страны для своих граждан. Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" суд, РЕШИЛ: Заявленные требования Солодовник А.А. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Губкинского городского округа от 14 ноября 2011 года о его призыве на военную службу в Российской Федерации, оставить без удовлетворения в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Губкинский городской суд. Судья Алексеева О.Ю.