дело о восстановлении срока для подачи заявления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2012 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой И.Ф.

при секретаре Соболевой К.В.,

с участием истца Булгаковой О.В.,

третьих лиц Л.А. и Ю.А.,

в отсутствие представителя ответчика Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, просившего дело рассмотреть в их отсутствие, о чем представил в суд заявление,

третьего лица М.Ф., надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщившей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булгаковой О.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о восстановлении срока для подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений,

УСТАНОВИЛ:

20 марта 2010 года умер А.Е. – муж истицы Булгаковой О.В..

После его смерти в Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе остались средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета в сумме *руб. * коп. Согласно действующему законодательству выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в Управление Пенсионного фонда в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Булгакова О.В., являясь правопреемником умершего А.Е., обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда о выплате средств пенсионных накоплений, но в этом ей было отказано по причине пропуска установленного законом шестимесячного срока.

Дело инициировано иском Булгаковой О.В., которая просила суд восстановить срок для подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений А.Е., умершего 20 марта 2010 года, пропущенный ею по причине отсутствия информации о наличии средств пенсионных накоплений на счете А.Е., а также в связи с тем, что она не знала порядка и правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований не возражает, о чем представил в суд заявление.

Третьи лица Л.А. и Ю.А. не возражали против удовлетворения заявленных требований их матери Булгаковой О.В.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истицей предоставлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока, установленного для обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.

А.Е. умер 20 марта 2010 года, что подтверждается копией свидетельства о смерти *, выданной Отделом ЗАГС администрации Губкинского городского округа Белгородской области (л.д.10).

Согласно сообщению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Губкин и Губкинском районе от 19.01.2012 года №* в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица А.Е. имеются пенсионные накопления, заявление о распределении сумм пенсионных накоплений он не оставлял (л.д.4).

Правопреемником средств пенсионных накоплений умершего является жена Булгакова О.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.9).

Кроме истицы, правопреемниками средств пенсионных накоплений умершего А.Е. являются его: мать М.Ф. и дочери Ю.А., Л.А., что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.6-8), которые в судебном заседании не возражали против удовлетворения иска и отказались от получения средств пенсионных накоплений в пользу Булгаковой О.В.

В справке Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Губкин и Губкинском районе от 19.01.2012 года №* указано, что за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица А.Е. никто из правопреемников кроме Булгаковой О.В. не обращался.

Суд считает, что истица пропустила срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений по уважительной причине, поскольку она не имела сведений о наличии средств пенсионных накоплений на счете застрахованного лица и механизме реализации Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

В соответствии с п. 12 ст. 9 и п. 6 ст. 16 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относится супруга.

На основании ст.5 Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии средства пенсионных накоплений (согласно п.12 ст.9 Закона о трудовых пенсиях это средства, учитываемые в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица) являются федеральной собственностью.

На момент смерти застрахованного лица у правопреемников (родственников) возникает право требования сумм его пенсионных накоплений, а право собственности у правопреемников (родственников) возникает в момент передачи им указанных средств, то есть имеет место обязательственное право, а не право собственности. У Пенсионного фонда РФ возникает обязанность выплатить правопреемникам (родственникам) средства пенсионных накоплений, а у правопреемников (родственников) право получить эти средства.

Право застрахованных лиц распоряжаться своими пенсионными накоплениями возникает с момента регистрации сумм пенсионных накоплений в системе индивидуального персонифицированного учета в порядке, определяемом законодательством РФ.

В силу п.9 Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 года №741, обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями №2 или №3 к данным Правилам.

Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.

Представленные заявителем доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнений в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по делу.

При наличии указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Булгаковой О.В. о восстановлении срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица А.Е. (страховой номер индивидуального лицевого счета *), умершего 20 марта 2010 года.

При подаче искового заявления истицей оплачена государственная пошлина в сумме * руб., от получения указанной суммы, в порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика, истица отказалась.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», суд

РЕШИЛ:

Иск Булгаковой О.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о восстановлении срока для подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Восстановить Булгаковой О.В. срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица А.Е. (страховой номер индивидуального лицевого счета *), умершего 20 марта 2010 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Ф. Комарова