дело о признании права на досрочное назначение пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой И.Ф.

при секретаре Соболевой К.В.,

с участием истца Питинова В.И.,

представителя ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе Кривоспицкой Н.Н., действующей на основании доверенности №* от 11.01.2012г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Питинова В.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работы, предусмотренной Списком №1,

УСТАНОВИЛ:

Питинов В.И. в период с 04.09.1980г. по 17.10.1980г. работал в должности помощника бурильщика скважин в карьере Лебединского ГОКа, с 21.10.1985г. по 05.01.1986г. в качестве путевого рабочего с полным рабочим днем под землей на шахте им. Губкина, с 06.01.986г. по 31.10.1994г. в качестве бурильщика скважин (машинист буровой установки) с полным рабочим днем под землей на шахте им. Губкина. Его страховой стаж составляет более 20 лет, из которого более десяти лет он проработал на работах с вредными условиями труда и приравненных к ним работах, что, по мнению истца, дает ему право на получение досрочной трудовой пенсии по достижению 50-ти лет в соответствии в п.п.1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

29 марта 2012г. истец обратился в Управление пенсионного фонда в г. Губкин и Губкинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работы с вредными условиями труда по Списку №1. Однако, решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Губкине и Губкинском районе от 02.05.2012г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано, в связи с исключением из его специального стажа периода службы в Вооруженных Силах СССР с 31.10.1980г. по 31.10.1982г., и отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно данному решению стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил на дату обращения 9 лет 1 месяц 24 дня, вместо требуемого специального стажа 10 лет.

С указанным решением Питинов В.И. не согласен, по тем основаниям, что ранее действовавшим законодательством - Законом СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», Постановлением Совета Министров СССР от 02.08.1956г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» период службы в армии подлежал включению в льготный стаж работников. По мнению заявителя необоснованно исключен из его специального стажа вышеуказанный период.

Дело инициировано иском Питинова В.И., который в своем заявлении просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать Управление пенсионного фонда в г. Губкин и Губкинском районе включить в его специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР с 31.10.1980г. по 31.10.1982г. и назначить ему пенсию с 29 марта 2012 года, то есть со дня обращения в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Питинов В.И. поддержал заявленные требования, и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области Кривоспицкая Н.Н исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии от 02.05.2012г., сославшись на то, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР до 01.01.1992г. засчитать в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 нет правовых оснований, так как Питиновым В.И. на дату обращения не выработан полностью стаж на льготных условиях, который по Списку №1 составляет 10 лет. В удовлетворении иска просила отказать.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом предоставлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие возникновение у него права на досрочное назначение пенсии ранее достижения возраста в связи с выполнением работы с вредными условиями труда по Списку №1.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это означает недопустимость необоснованного ограничения объема прав или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты и т.п.

Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантируется каждому физическому лицу право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения ни в коей мере не ущемляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами.

Как установлено прецедентным правом Европейского Суда, концепция собственности или «имущества» толкуется широко, в сферу ее действия включено также и право на пенсию. Европейский Суд по правам человека указал, что принятие законодательства с обратной силой с последствиями, связанными с лишением ранее установленных прав, свидетельствует о вмешательстве в право собственности, нарушает баланс интересов и ст. 1 Протокола №1 / Дела «Прессос Компания Навьера О. А. против Бельгии», «Морис против Франции», «Скордио против Италии».

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516. Данным Списком не предусмотрено включение работы в выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах и периода службы в Вооруженных Силах СССР. Однако на момент осуществления истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный истцом спорный период с 31.10.1980г. по 31.10.1982г., действовал Закон СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», Постановление Совета Министров СССР от 02.08.1956г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах».

В соответствии с пунктом 109 Положения №590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в подпункте "к"(служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно Разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действующему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Период службы Питинова В.И. с 31.10.1980 г. по 31.10.1982 г. в рядах Советской Армии подтверждается копией военного билета * (л.д.12) и записью №3 в трудовой книжке (л.д.14-16). Указанный период относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.

Из справки, уточняющий характер работы, выданной работодателем ОАО «Лебединский ГОК» следует, что период работы Питинова В.И. с 04.09.1980г. по 17.10.1980г. в качестве бурильщика скважин (в карьере) предусмотрен Списком №1 разделом 1 подразделом 3, код льготы 27-1, код позиции 10104000-17541 (л.д.11).

Поскольку периоду прохождения истцом службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР с 31.10.1980г. по 31.10.1982г., предшествовала работа, засчитанная решением комиссией Пенсионного фонда в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области в специальный стаж Питинова В.И., предусмотренный Списком №1 (период работы с 04.09.1980г. по 17.10.1980г. в качестве бурильщика скважин (в карьере) Лебединского ГОКа) (л.д.9), то период службы в рядах Вооруженных сил СССР также подлежат включению в специальный стаж истца на соответствующих видах работ также по Списку №1.

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают доводы истца, на которые он ссылается как на основания своих требований. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства, опровергающие вышеприведенные доказательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Питинова В.И. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях по Списку №1, так как Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Губкин и Губкинском районе необоснованно исключило из специального стажа истца период службы в составе Вооруженных Сил СССР.

Доводы представителя ответчика о том, что на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию Питинов В.И. не выработал полностью стаж на льготных условиях, и период его работы с 04.09.1980г. по 17.10.1980г. может быть включен в специальный стаж, предусмотренный Списком №2, суд считает неубедительными, так как они опровергаются письменными доказательствами по делу. Кроме того, истец не может быть поставлен в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшим на пенсию ранее достижения пенсионного возраста.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

В судебном заседании установлено, что за назначением пенсии истец обратился в УПФ г.Губкин 29 марта 2012 года, что подтверждается его письменным заявлением.

С учетом включения в специальный стаж истца вышеуказанного периода службы в армии, его стаж на соответствующих видах работ на день обращения составил более 10 лет, что подтверждается выпиской о страховом стаже УПФ г.Губкин, то есть на указанную дату у Питинова В.И. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ч.7 ст.19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Поскольку истец Питинов В.И. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по Списку №1, являлся получателем пенсии по инвалидности, суд, с учётом приведенной нормы закона, считает, что досрочная трудовая пенсия по старости истцу должна быть назначена не со дня обращения с заявлением о её назначении, как ошибочно полагает истец, а с 01 апреля 2012 года, то есть месяца, следующего за тем месяцем, в котором им подано заявление.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

При подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в сумме 200 руб., от получения указанной суммы в порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика, истец отказался.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд

РЕШИЛ:

Иск Питинова В.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с выполнением работы, предусмотренной Списком №1, признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Признать за Питиновым В.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать Управление пенсионного фонда в г. Губкин и Губкинском районе включить в специальный стаж Питинова В.И. период службы в Вооруженных Силах СССР с 31.10.1980г. по 31.10.1982г.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Губкин и Губкинском районе Белгородской области назначить Питинову В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 01 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья И.Ф. Комарова