дело о понуждении обеспечения жилым помещением



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2012 года г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой О.Ю.

при секретаре Соловьевой Л.П.

с участием истца – Черниковой Т.С., представителя истца- адвоката Уколова А.М., ответчика- представителя администрации Губкинского городского округа по доверенности Кулева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черниковой Т.С. к администрации Губкинского городского округа о понуждении обеспечения жилым помещением,

Установил:

Черникова Т.С. (до брака С.) * года рождения, является лицом из числа детей-сирот, у которой в * году умер отец- С.В., а в * году умерла мать Н.Г.

Постановлением главы местного самоуправления г.Губкин и Губкинского района № 1493 от 28 ноября 2005 года над несовершеннолетними С. (в настоящее время Черниковой) Т.С. и ее братом А.С. * года рождения, установлено попечительство. Этим же Постановлением за ними закреплена жилая площадь в квартире № *, д. № * по ул.* в с.* Губкинского района Белгородской области.

Черникова Т.С. в указанной квартире не зарегистрирована и не проживает.

Фактически Черникова Т.С. была зарегистрирована в квартире №** дома № * по ул.* в с.* Губкинского района Белгородской области.

После регистрации брака * в 2009 году, Черникова Т.С. снялась с регистрационного учета по указанному адресу.

В настоящее время в указанной квартире, общей площадью * кв.м., в том числе жилой площадью ** кв.м., которая принадлежит на праве собственности ЗАО «*», зарегистрированы 6 человек.

Дело инициировано иском Черниковой Т.С., которая просила обязать администрацию Губкинского городского округа обеспечить ее жилым помещением вне очереди, в соответствии с нормами предоставления, закрепленными в ст.2 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области».

В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали.

Ответчик- представитель администрации Губкинского городского округа по доверенности Кулев А.Н. иск не признал, ссылаясь на отсутствие у администрации оснований для обеспечения истицы жилым помещением.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Черниковой Т.С. обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Как следует из материалов дела, обращение истицы за внеочередным предоставлением жилого помещения, как лицу, ранее оставшемуся без попечения родителей, имело место в 2010 году, т.е. после введения в действие Федерального закона от 21 декабря 2006 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и до достижения ею возраста 23 лет.

Следовательно, на момент обращения за получением жилья она не утратила статус лица из числа детей - сирот, поэтому указанное обстоятельство не является основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.

Истица, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, не была поставлена в льготную очередь на получение жилья. После окончания обучения у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено до настоящего времени.

Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.

Внеочередное предоставление жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по состоянию на 2010 год, также предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В настоящее время отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, регулирует закон Белгородской области от 25.01.2007 г. №93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области». Статьей 4 указанного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Белгородской области от 25 января 2007 года N 93 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области", а также в целях реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жильем Правительство Белгородской области своим Постановлением от 08.02.2010 N 48-пп утвердило долгосрочную целевую программу строительства жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2010 - 2014 годы.

Согласно указанной программе органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов: формируют и ведут учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жильем; ежегодно представляют в департамент здравоохранения и социальной защиты населения области сведения о количестве лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, и необходимой площади жилья. Подготовленные предложения о количестве лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, и необходимых квадратных метрах департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области ежегодно представляются в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области для формирования долгосрочной целевой программы строительства жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на соответствующий год.

Довод представителя ответчика о том, что принимать истицу на учет как ребенка сироту у органа местного самоуправления не было оснований, так как в соответствии с Постановлением главы местного самоуправления г.Губкин и Губкинского района № 1493 от 28 ноября 2005 года, за истицей было закреплено жилое помещение, неубедителен.

Согласно вышеуказанного Постановления за истицей было закреплено жилое помещение в квартире № *, д. № * по ул.* в с.* Губкинского района Белгородской области. Собственником указанной квартиры является Ш.С.М.(л.д.45), что следует из справки * территориальной администрации. Черникова Т.С. проживала и была зарегистрирована в квартире №** дома № *по ул.* в с.* Губкинского района Белгородской области.

Таким образом, за истицей жилое помещение фактически закреплено не было.

Как установлено в суде, в настоящее время истица не имеет другого жилого помещения в собственности либо по договору социального найма.

Кроме того, закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Белгородской области от 25.01.2007 N 93 (ред. от 21.07.2008) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области", обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа производится посредством предоставления им жилых помещений в границах соответствующего муниципального района или городского округа, а в исключительных случаях - другого муниципального образования, в соответствии со следующими нормами предоставления жилого помещения: одинокий гражданин - не менее 33 кв. м общей площади, семья из двух человек - не менее 42 кв. м общей площади, из трех и более - не менее 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи.

Площадь квартиры №** в доме №* по ул.* в с.*, в которой была зарегистрирована истица, с учетом зарегистрированных в ней лиц, в количестве 6 человек, составляет менее указанной учетной нормы (л.д.7).

Довод представителя ответчика о том, что истица не подлежит обеспечению жилым помещением на территории Губкинского городского округа, в связи с ее местом жительства по адресу: Белгородская область, п.В, ул.*, д.*, кв.*, суд находит неубедительным, поскольку исходя из положений ч.1 ст.2 Закона Белгородской области от 25.01.2007 N 93 (ред. от 21.07.2008) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области.

Местом выявления и первичного устройства истицы как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей было с.*, Губкинского района, Белгородской области.

Таким образом, исходя из вышеизложенных норм Закона, факт отсутствия регистрации истицы на территории Губкинского района в настоящее время, не является основанием к отказу ей в получении жилья на данной территории.

Кроме того, регистрация истицы в п.В, по ул.*, д.*, кв.*, носит уведомительный характер, как установлено в суде по указанному адресу она не проживает, право пользования в данной квартире она не приобрела, на указанной территории собственного жилья не имеет. В настоящее время она со своей семьей живет на съемной квартире в г.Белгород, это жилье является временным, что исходя из положений ст.20 ГК РФ, свидетельствует об отсутствии у истицы постоянного места жительства.

На основании изложенного, требования истицы подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Черниковой Т.С. к администрации Губкинского городского округа о понуждении обеспечения жилым помещением, признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обязать администрацию Губкинского городского округа обеспечить Черникову Т.С. жилым помещением вне очереди, в соответствии с нормами предоставления, закрепленными в ст.2 Закона Белгородской области от 25 января 2007 года № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья Алексеева О.Ю.