дело об обязывании получить лицензию на право пользования недрами



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2012 года г.Губкин Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Пастух В.Г.,

при секретаре Елисеевой М.В.,

с участием истца - помощника Губкинского городского прокурора Череповой А.А,

ответчика - муниципального унитарного предприятия «Водоканал» представителя по доверенности Золотых С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губкинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о возложении обязанности получить лицензию на право пользования недрами,

установил:

Губкинской городской прокуратурой при проведении проверки исполнения законодательства о недрах выявлен факт эксплуатации МУП «Водоканал водозаборной артезианской скважины в с.Долгое для добычи подземных пресных вод без лицензии на право пользования недрами.

Дело инициировано заявлением Губкинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц. Он просит суд обязать МУП «Водоканал» получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных пресных вод, осуществляемой в результате эксплуатации водозаборной скважины в с.Долгое.

Представитель ответчика по доверенности Золотых С.М. по исковым требованиям не возражает, согласен с необходимостью получения лицензии для добычи подземных пресных вод. 14 августа 2012 года ими сданы все необходимые документы для получения лицензии. Однако, до настоящего времени лицензию им не выдали.

Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Губкинского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявителем представлены суду убедительные и достаточные доказательства, бесспорно подтверждающие факт нарушения ответчиком прав и интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и неограниченного круга граждан в результате незаконных действий (бездействия) ответчика и то, что имеются законные основания для принудительного возложения на МУП «Водоканал» обязанности получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных пресных вод, осуществляемой в результате эксплуатации водозаборной скважины в с.Долгое.

МУП «Водоканал» не доказал, что он, будучи самостоятельным участником хозяйственной деятельности в сфере недропользования, вправе осуществлять эксплуатацию водозаборной скважины с целью добычи и реализации потребителям подземной питьевой воды без получения лицензии, необходимой для такого рода деятельности.

Судом установлено, что МУП «Водоканал» с целью обеспечения централизованного водоснабжения населения, предприятий, учреждений и организаций Губкинского городского округа осуществляет эксплуатацию водозаборной (артезианской) скважины, состоящей на балансе предприятия и предназначенной для добычи пресных подземных вод.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18 мая 2012 года, к деятельности МУП «Водоканал» относится в том числе, сбор, очистка и распределение воды (л.д.8-37).

В Уставе МУП «Водоканал» отражено, что главными целями деятельности предприятия являются обеспечение потребностей, юридических и физических питьевой и технической холодной водой (водоснабжение) оказание услуг водоотведения, а также извлечение прибыли. Предметом деятельности предприятия является, в том числе, добыча подземных пресных вод (л.д.3-5).

Эксплуатация водозаборной скважины в с.Долгое без лицензии на право пользования недрами не отрицается ответчиком.

Заявка на получение лицензии на право пользования недрами с целью разведки подземных вод, направленная вместе с материалами МУП «Водоканал» в Департамент по недропользованию по Центральному федеральному округу свидетельствуют о принятии МУП «Водоканал» мер, направленных на получение необходимой лицензии на право пользования недрами для добычи подземных пресных вод, осуществляемой в результате эксплуатации указанной в заявлении водозаборной скважины.

Однако принятие ответчиком мер к получению лицензии не означает наличие самой лицензии и подменять ее не может.

В рассматриваемом случае у суда не имеется оснований считать, что МУП «Водоканал» вправе производить добычу подземной питьевой воды при отсутствии необходимого на то разрешения в форме лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом, и не освобождают ответчика от обязанности получить право на пользование недрами ввиду осуществляемой ответчиком добычи подземных пресных вод с использованием находящейся в его хозяйственном ведении водозаборной скважины, расположенной в с.Долгое.

Представленные Губкинским городским прокурором доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства заявителя, на которые он ссылается как на основания своих требований.

По общему правилу предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

На основании ст. 10 Закона РФ от 21.02.1992 №2396-1 «О недрах» для добычи подземных вод участки недр предоставляются в пользование на срок до 25 лет.

Пунктом 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» определено, что основаниями возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения пли технологического обеспечения водой объектов промышленности, является решение комиссии, которая создаем федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекту РФ для рассмотрения заявок о предоставлении нрава пользования участками недр.

По смыслу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе на соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Недра и подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (ст.4 Закона об охране окружающей среды).

Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В порядке ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

В ст. 12 Закона РФ «О недрах» закреплено, что неотъемлемой частью лицензии на пользования недрами являются условия выполнения установленных законом, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Эксплуатация водозаборной скважины для добычи подземных вод без указанной лицензии является недопустимой, поскольку без проведения мероприятий, предшествующих получению лицензии, забор воды осуществляется без учета вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, без оценки самой возможности добычи воды и ее использования для хозяйственно-питьевых нужд, что может привести к загрязнению, засорению подземного водного объекта, его истощению, а также иным негативным последствиям для окружающей среды и человека.

Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано ст. 42 Конституции РФ и отражено в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Суд находит доказанным, что ответчик осуществляет недропользование с нарушением требований действующего законодательства.

При таком положении суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МУП «Водоканал» обязанности получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод.

По правилам действующего законодательства (ст.9 ГК РФ) лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий уклонения от состязательности (непредставление доказательств, неявка в судебное заседание), поскольку это может повлечь принятие решения только по доказательствам, представленным другими лицами.

Ответчиком не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по настоящему делу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.п.9 п.1 ст. 333.36 НК РФ истец при обращении в суд был освобожден от уплаты госпошлины.

С учетом изложенного, с ответчика в доход бюджета муниципального образования подлежит взысканию госпошлина в размере * рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Губкинского городского округа получить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных пресных вод, осуществляемой в результате эксплуатации водозаборной скважины в с.Долгое.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Губкинского городского округа выплатить в доход бюджета муниципального образования «Губкинский городской округ» государственную пошлину в размере * рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Губкинский городской суд.

Судья В.Г.Пастух