дело об административном правонарушении



Р Е Ш Е Н И Е

21 августа 2012 года г. Губкин Белгородской области.

Судья Губкинского городского суда Белгородской области Чуканов Ю.И.,

с участием:

представителей юридического лица ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных», в отношении которого ведется дело об административном правонарушении: законного представителя Дыбова П.И. и представителя по доверенности Ефремова К.В.,

представителей Россельхознадзора Управления по Белгородской области: по доверенности Черниченко О.В. и Пчелинова М.В.,

рассмотрев жалобу ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных»на постановление мирового судьи судебного участка №4 г. Губкин Белгородской области от 10 июля 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 г. Губкин Белгородской области от 10 июля 2012 года ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных» признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных», обратился в суд с жалобой на данное постановление, сославшись на то, что оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

В жалобе он сослался на то, что законность и обоснованность проверки должна подтверждаться наличием у органов соответствующих полномочий в соответствующей сфере деятельности.

Судом не дана оценка следующим нормативным актам.

На основании ст.1 Закона РФ «О ветеринарии» уполномоченный в области ветеринарии орган призван осуществлять надзор по взаимодействию с ветеринарными службами других органов исполнительной власти, ветеринарными службами РФ.

Подпункт «б» п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определяет, что под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти установленных конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения.

В силу Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 327 и постановления Правительства РФ от 08.04.2004 года №201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Россельхознадзор осуществляет надзор за выполнением ветеринарно- санитарных требований пор безопасности продукции животного происхождения, за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации при организации строительства объектов по производству и хранению животноводческой продукции, а также при вводе их в эксплуатацию, за производственной деятельностью в морских портах и на судах рыбопромыслового флота, за проведением мероприятий по карантину и защите растений, безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, проведением фитосанитарного мониторинга состояния земель любого целевого назначения и складских помещений, за безопасностью лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок на всех стадиях производства и обращения.

Станции по борьбе с болезнями животных входят в систему государственной ветеринарной службы РФ. В связи с этим проведение проверки в их учреждении выходило за пределы полномочий Управления Россельхознадзора. Проверки Управление Россельхознадзора должно проводить во взаимодействии с его подведомственными учреждениями- ветстанциями на основании Соглашения по координации деятельности Управления Россельхознадзора и управлениями ветеринарии при правительстве Белгородской области по вопросам осуществления ветеринарного надзора от 30.09.2009 года. Это закреплено и в других нормативных актах.

Судом не исследован вопрос о законности требований документов, указанных в протоколе об административном правонарушении, а также возможности их предоставления Губкинской ветстанцией, хотя Законом №294- ФЗХ установлено, что должностные лица при проведении проверок не могут истребовать документы, представление которых не предусмотрено законодательством РФ.(ст.18 п.11) В протоколе об административном правонарушении нет ссылок на нормативно- правовые акты, регулирующие представление документов.

Судом не дана оценка процессуальным нарушениям со стороны Управления Россельхознадзора. ОГБУ не были предоставлены по требованию руководителя тексты административного регламента проведения мероприятия по контролю, не вручена под роспись заверенная копия приказа о проведении проверки.

В судебном заседании законный представитель ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных» Дыбов П.И. и представитель по доверенности Ефремов К.В., доводы жалобы поддержали и просили ее удовлетворить.

Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области Черниченко О.В. и Пчелинов М.В. с доводами жалобы не согласны, просят в ее удовлетворении отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.

Жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании мирового суда было установлено, что распоряжением от 25 мая 2012 года № 462, Управлением по Белгородской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору «Россельхознадзор» была назначена плановая проверка в отношении областного государственного учреждения «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных». Проведение проверки установлено с 18 по 22 июня 2012 года, с целью выявления соблюдения учреждением требований законодательства в области ветеринарии. Данное распоряжение было направлено в ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных». В указанном распоряжении указаны правовые основания проведения проверки./л.д. 4-7/

Завершить проверку не представилось возможным в виду непредставления учреждением требуемых документов: корешков ветеринарных сопроводительных документов всех форм «веет» (2011- 2012 год), документов, подтверждающих благополучие эпизоотического состояния внутренних водоемов (акватории); документов, подтверждающих проведение мероприятий по профилактике карантинных заболеваний рыб и контроля их исполнения; реестров поднадзорных объектов на обслуживаемой территории во всех сферах деятельности; документов подтверждающих организацию и осуществление государственного кон тролля за сырым молоком и продуктами переработки молока непромышленного производства; копий противоэпизоотических, ветеринарно- профилактических комплексных планов и документов, подтверждающих их выполнение; остатков по складу учета на период проверки лекарственных средств, применяемых в ветеринарии; остатков по складу учету на период проверки дезинфицирующих и моющих средств; анализа выполнения профилактических противоэпизоотических мероприятий; копий актов проведения профилактических обработок с/х животных; копий журналов учета температурных режимов помещений, холодильных камер, предназначенных для хранения лекарственных средств и биопрепаратов.

Как пояснили в судебном заседании представители Управления Россельхознадзора, данные документы необходимы были для проверки организации и проведения диагностических, противоэпизоотических, ограничительных и лечебно- профилактических мероприятий по предупреждению и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, организации учета поголовья животных.

Согласно акта проверки от 22 июня 2012 года проверка не была завершена по причине непредставления документов, связанных с соблюдением обязательных требований в области ветеринарии. /л.д. 9- 17/

Как следует из Устава ОГБЦУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных»,, утвержденного приказом управления ветеринарии Белгородской области 28 ноября 2011 года, учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией в сфере областного государственного бюджетного учреждения, по типу- бюджетное учреждение, виду- государственное учреждение.(п. 1.5) В предмет деятельности учреждения входит, в том числе, изучение эпизоотического и ветеринарно- санитарного состояния сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов, а также разработка планов мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных на территории Губкинского района.

Проанализировав предмет деятельности учреждения и документы, указанные в запросе от 20 июня 2012 года, судья обоснованно пришел к выводу, что Управление Россельхознадзора не вышло за пределы своей компетенции и полномочий в части истребования данных документов.

Согласно ст. 9 ч.3 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294- ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со ст. 9 ч.6.1 Федерального закона №294- ФЗ органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора)

Проверка ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных» осуществлялась Управлением на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год, который перед его утверждением направлялся в 2011 году на согласование в прокуратуру Белгородской области. Вышеуказанный план проверок Управления был согласован с прокуратурой, в том числе проведения проверок в отношении ОГБУ.

Согласно ст. 8 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии», государственный ветеринарный надзор, помимо прочего, направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в том числе органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных законодательством РФ, в области ветеринарии.

В соответствии с п. 2 ст. 5 данного Закона система государственной ветеринарной службы РФ включает в себя, в том числе, федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные им территориальные органы; в субъектах РФ- уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения.

Согласно п. 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.1994г. № 706, органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы РФ.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», была сформирована новая система федеральных органов исполнительной власти и образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), которой были переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Функции по контролю были переданы Россельхознадзору, который на основании Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №327, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- Управления Россельхознадзора.

Подпунктом «д» пункта 6 постановления Правительства РФ от 08.04.2004г. №201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанимтарному надзору» предусмотрено, что Россельхознадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами законодательства РФ в закрепленной сфере деятельности, в том числе надзор за выполнением ветеринарно- санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Россельхознадзор, а также ее территориальные органы в силу п.2 ст.5 Закона РФ «О ветеринарии» входят в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, как федеральный исполнительный орган власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы.

В соответствии с п. п. 1 и 4 «Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №327 (далее- Положение), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе в сфере ветеринарии, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. А в соответствии с п. 5.1.1 данного Положения, Россельхознадзор осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Основанные полномочия, функции и организация деятельности территориального органа Россельхознадзора предусмотрены «Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору», утвержденном Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.06.2006г. №171.

Пунктом 2 «Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», утвержденному Приказом Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 13.06.2006г. установлено, что территориальным органом Россельхознадзора являются Управления Россельхознадзора, которое создается для осуществления функций по контролю и надзору, в том числе, в сфере ветеринарии, а также функций по защите населения от болезней, общих для человека и животных. А п. 8.1.1. данного Положения определены полномочия Управления.

Таким образом указанные выше нормативные акты содержат нормы о соответствующих полномочиях Россельхознадзора, Управлений Россельхознадзора на осуществление надзора и контроля в сфере ветеринарии за юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими, в том числе выдачу заключений, а также об иных полномочиях в закрепленной сфере деятельности.

В соответствии с Уставом ОГБУ «» является юридическим лицом некоммерческой организации в форме областного государственного бюджетного учреждения, осуществляющего, в том числе, деятельность по проведению ветеринарно- санитарной экспертизы продуктов животноводства и растеневодства; оформлению и выдаче протоколов испытаний, экспертиз и заключений по лабораторно- диагностической работе, ведению учетно- отчетной ветеринарной документации; выдаче ветеринарных заключений по строительству и вводе в эксплуатацию объектов ветеринарного назначения, животноводческих объектов, предприятий по переработке и хранению продуктов и сырья животного происхождения.

В связи с этим Россельхознадзор, а также ее территориальные органы вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им органов.

Ссылка представителей ОГБУ на наличие Соглашения между Федеральным органом и органом субъекта по координации деятельности управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области и управления ветеринарии при правительстве Белгородской области по вопросам осуществления ветеринарного надзора, как аргумента для отсутствия полномочий по надзору не состоятельна, т.к. Соглашение является нормативным документом.

Мировым судьей исследованы вопросы соблюдения должностными лицами управления требований Федерального закона № 294-ФЗ при проверки ОГПУ, законности требоаний должностным лицом управления документов, указанных как в запросе, так и в протоколе об административном правонарушении, а также возможность их предоставления ОГБУ.

Согласно распоряжению Управления о проведении проверки от 25 мая 2012 года, предметом проверки ОГБУ являлось соблюдение учреждением при осуществлении своей деятельности обязательных требований в области ветеринарии.

Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что Управление «Россельхознадзора» по Белгородской области наделено законными полномочиями для проведения контрольных и проверочных мероприятий в отношении органа исполнительной власти субъекта РФ, к которым относится «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных», по вопросам государственного контроля (надзора) в закрепленной сфере деятельности.

В связи с вышеизложенным суд признает доводы представителей ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных» о неправомочности проведения Управлением «Россельхознадзора» контрольных и надзорных мероприятий в области ветеринарии, несостоятельными.

Мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 ч.2 КоАП РФ, как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, повлекшие невозможность завершения проверки.

Наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 19.4.1 ч.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия отягчающих обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.4 – 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №4 г. Губкина Белгородской области от 10 июля 2012 года, оставить без изменения, а жалобу ОГБУ «Губкинская станция по борьбе с болезнями животных», без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его оглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья: Чуканов Ю.И.