РЕШЕНИЕ 2-231/2010
Именем Российской Федерации
город Губкин 23 августа 2010 года
Губкинский районный суд Белгородской области в составе:
Председательствующего судьи Шепляковой Т.И.,
При секретаре Мальцевой М.Ю.,
С участием истца Кашириной Т.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашириной Тамары Ивановны к Каширину Виктору Ивановичу, Каширину Александру Ивановичу, Морозовой Нине Ивановне о признании права собственности на земельный пай,
УСТАНОВИЛ:
В 1992 году Каширину И.П. – отцу истицы, проживавшему в селе Толстое Губкинского района, был выделен земельный пай площадью 4,88 га в границах ЗАО «Скороднянское». 01 мая 1992 года Каширин И.П. умер, поэтому свидетельство на право собственности на указанную земельную долю ему выдано не было, и он значится в списках лиц, не востребовавших земельные паи. Наследниками на имущество отца по закону являются истица и ее братья и сестра – ответчики по делу, которые не претендуют на наследство. О том, что у отца имеется земельный пай по месту его работы в ЗАО «Скороднянское», наследники не знали, так как никакого документа об этом он не успел получить в связи со смертью. Узнали они об этом только около шести месяцев назад, когда Скороднянской администрацией были вывешены списки лиц, имеющих земельные паи в ЗАО «Скороднянское», но не востребовавшие их.
Дело инициировано иском Кашириной Т.И., в котором она просит восстановить ей срок для принятия наследства и признать за ней право собственности в порядке наследования на земельную долю (пай) общей площадью 4,88 га, принадлежащий ее отцу – Каширину И.П., расположенный в границах ЗАО «Скороднянское» Губкинского района Белгородской области.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.
Ответчики Каширин В.И., Каширин А.И., Морозова Н.И. – родные братья и сестра истицы, согласны с ее требованиями и просят признать право собственности на земельный пай отца за Кашириной Т.И., просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ЗАО «Скороднянское» также не возражает против исковых требований Кашириной, так как ее отцу Каширину И.П. в 1992 году, как работнику предприятия, действительно был выделен земельный пай в размере 4,88 га, и который до настоящего времени находится в ЗАО «Скороднянское», как невостребованный.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие ее требования о признании за ней права собственности на наследственное имущество.
В силу п.9 Постановления Правительства Российской Федерации №86 от 29 декабря 1991 года все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации Губкинского района от 26 октября 1992 года Каширину И.П. на праве общей совместной собственности была выделена земельная доля общей площадью 4,88 га, расположенная в АО «Скороднянское», перерегистрированное в 2000 году в ЗАО «Скороднянское». Данное обстоятельство подтверждается справкой ЗАО «Скороднянское» Губкинского района от 15 июля 2010 года (л.д.5).
Из справки Толстянской территориальной администрации Губкинского городского округа усматривается, что у умершего Каширина И.П. имеется наследственное имущество, состоящее из земельного пая 4,88 га сельхозугодий в ЗАО «Скороднянское». Наследниками на его имущество по закону являются – его жена – Каширина М.Е., которая умерла 07 декабря 2005 года, и дети – Каширина Т.И., Каширин В.И., Каширин А.И. и Морозова Н.И. (л.д.15).
Согласно свидетельству о смерти Каширин И.П. умер 01 мая 1992 года (л.д.3).
В соответствии со ст.ст.1110,1111,1113,1142 ГК РФ со смертью гражданина на принадлежащее ему имущество открывается наследство. Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследниками первой очереди по закону являются дети умершего Каширина – стороны по делу, так как завещания от его имени не составлялось. При этом ответчики отказываются от своей доли наследства в пользу истицы и просят признать за ней право собственности на указанную земельную долю.
Согласно ст.ст. 209, 219 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования Кашириной Т.И., восстановив ей срок для принятия наследства и признав за ней право собственности на указанный земельный пай.
Суд признает причины пропуска истицей срока для принятия наследства после смерти отца – Каширина И.П., уважительными.
Суд полагает, что у истицы возникло право наследования земельного пая, так как в силу гражданского законодательства к наследнику по наследству переходят не только имущество, но и имущественные права наследодателя (ст. 1112 ГК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 209, 219, 1110, 1111, 1112,1113,1142 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Восстановить Кашириной Т.И. срок для принятия наследства.
Признать за Кашириной Тамарой Ивановной право собственности на земельный пай площадью 4,88 га в земельном массиве с кадастровым номером 31:03:0:160, находящийся в границах ЗАО «Скороднянское» Губкинского района Белгородской области, после умершего 01 мая 1992 года Каширина Ивана Прохоровича.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Губкинский районный суд.
В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование решения.
Судья