РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Губкин, Белгородской области 27 июня 2012 года Губкинский районный суд Белгородской области в составе: Председательствующего судьи Сотниковой В.Н. при секретаре Давыденко О.А. с участием помощника прокурора г. Губкина Вернидуб Р.В. ответчика: представителя администрации Губкинского городского округа Талызиной Г.А., действующей на основании доверенности от 30.12. 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губкинского городского прокурора к Администрации Губкинского городского округа в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Губкинского городского округа о непринятии мер по содержанию места захоронения, установил : Прокуратурой г. Губкина проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения законодательства об организации похоронного дела не территории Губкинского городского округа. В ходе проверки установлено, что на территории с. Вислая Дубрава Губкинского района имеется место захоронения – общественное кладбище. Санитарное состояние вышеуказанного кладбища не соответствует санитарным нормам и правилам. В нарушение норм закона и санитарных норм, территория кладбища в с. Вислая Дубрава Губкинского района не окружена земляным валом, не благоустроена ( заросла сорной травой), отсутствуют контейнеры для сбора мусора, отсутствует ограждение площадки для мусоросборников с твердым покрытием. Предъявление заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права на благоприятную окружающую среду. Дело инициировано иском прокурора г. Губкина, который просил суд обязать администрацию Губкинского городского округа установить на территории кладбища с. Вислая Дубрава Губкинского района Белгородской области урны для сбора мусора, а также оборудовать для установки урн с мусором огражденную площадку с твердым покрытием, обнести земляным валом территорию кладбища, устранить сорные растения. Обязать администрацию Губкинского городского округа приостановить деятельность на месте погребения – кладбище с. Вислая Дубрава Губкинского района Белгородской области – до устранения выявленных нарушений. В судебном заседании помощник прокурора Вернидуб Р.В. требования, в части приостановления деятельности на месте погребения – кладбища в с. Вислая Дубрава Губкинского района не поддержал, остальные требования, изложенные в иске, поддержал. Представитель администрации Губкинского городского округа Талызина Г.А. исковые требования прокурора не признала, сославшись на то, что проверка проведена с нарушением требований ФЗ « О прокуратуре в Российской Федерации, а составленный в ходе проверки акт от 24. 05. 2012 г. подменяет акты, которые должны быть составлены уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Также прокурором не представлено доказательств факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду и наличие причинно – следственной связи между отсутствием урн и огороженных площадок с твердым покрытием для установки мусоросборников и наличием неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Кладбище в с. Вислая Дубрава не является вновь созданным местом захоронения, не было подвергнуто расширению ил реконструкции. Является общественным кладбищем, следовательно, требования п. 2.7. 2.9 САПиН 2.1.2882 -11 к указанному месту захоронения не применяются. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования заявителя не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду и здоровье человека, осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг в соответствии с законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 года № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», Постановление Правительства РФ от 02 февраля 2006 года № 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»). Указанные виды надзорной деятельности осуществляются органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При выявлении по результатам осуществления государственного социально-гигиенического и экологического мониторинга нарушений санитарного законодательства должные лица указанных органов наделены полномочиями по выдаче предписаний гражданам и юридическим лицам обязательных для исполнения предписаний, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которые могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 50, статья 54 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Кроме того, должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, уполномочены принимать в установленном порядке меры по приостановлению эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг (пункт 5 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Указанные меры принимаются в рамках привлечения предпринимателей и организаций к административной ответственности за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статьи 3.12 и 6.3 КоАП РФ). В обоснование своих доводов истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих реальное неблагоприятное воздействие на окружающую среду отсутствие урн и огороженных площадок с твердым покрытием для установки мусоросборников в районе кладбища в с. Вислая Дубрава, Губкинского района и возможности причинения вреда жизни, здоровью людей в будущем, именно в результате отсутствия урн, твердого покрытия под ними и обваловки территории кладбища. Кроме того, установлено, что иные акты прокурорского реагирования направленные на понуждение оборудовать урнами на площадках с твердым покрытием и обваловки кладбища, кроме настоящего иска, прокурором в адрес ответчика или иного юридического или физического лица, не вносились. В судебном заседании установлено, что кладбище расположенного в нескольких сотнях метрах от жилых застроек, существует с 50 – х годов прошлого века В судебном заседании свидетель – помощник санитарного врача филиала ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии Белгородской области в Губкинском районе Морозова В.И. пояснила, что по поручению главного врача филиала ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии» Белгородской области в Губкинском районе участвовала в проверке состояния мест захоронения в Губкинском районе, по запросу Роспотребнадзора. При осмотре кладбища в с. В- Дубрава Губкинского района установлено, что оно не окружено земляным валом, не благоустроено ( заросло сорной травой), отсутствуют контейнеры для сбора мусора, отсутствует ограждение площадки для мусоросборников с твердым покрытием. О чем был составлен акт. Проводилась ли ранее соответствующими органами проверка кладбища, не знает, так же ей неизвестно, выносились ли какие – либо предписания Роспотребнадзором. Какие- либо исследования при проверке состояния кладбища ею не проводились. Суд приходит к выводу, что ввиду того, что не предоставлено результатов проведенного уполномоченными органами социально – гигиенического мониторинга и государственного экологического мониторинга, подтверждающих наличие вредного воздействия на население факторов среды обитания человека, а также подтверждающие причинно – следственную связь между допущенными нарушениями СанПиН 2.1.2882-11 и наличием неблагоприятного воздействия на окружающую среду, оснований, для удовлетворения требования истца не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Губкинского городского прокурора к Администрации Губкинского городского округа в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Губкинского городского округа о непринятии мер по содержанию места захоронения, признать необоснованным. В иске Губкинского городского прокурора к Администрации Губкинского городского округа о признании незаконным бездействие администрации Губкинского городского округа о непринятии мер по содержанию места захоронения, отказать. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Губкинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья В.Н. Сотникова Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2012 года.