№2-270/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губкин, Белгородской области 20 июля 2012 года

Губкинский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Сотниковой В.Н.

при секретаре Самофаловой Н.Н.

с участием заявителей Татаринцева Б.С., Чуевой Е.Б., в своих интересах и в интересах Татаринцева Б.С., представляющая его по доверенности

заинтересованного лица – представителя Боброводворской территориальной администрации по доверенности Козловой И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татаринцева Бориса Сергеевича, Чуевой Елены Борисовны об оспаривании решения и действий органа местного самоуправления,

установил:

Татаринцев Б.С. на праве собственности имеет в с. Юшково Губкинского района Белгородской области жилой дом с земельным участком, в котором проживают заявители. В районе указанной улицы, параллельно земельным участкам жителей проживающих на указанной улице, производится реконструкция и расширение границ кладбища с. Юшково, Губкинского района.

Дело инициировано иском Татаринцева Б.С., Чуевой Е.Б., просили признать незаконными решение и действия администрации Б – Дворской территориальной администрации о производстве реконструкции и расширении границ кладбища в с. Юшково Губкинского района, обязав прекратить указанные действия в том направлении, в котором оно ведется в настоящее время. Полагают, что размещение кладбища в непосредственной близости от их земельного участка нарушает их право на санитарно – эпидемиологическое благополучие, также нарушены имущественные права, как собственников земельного участка. Их земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, будет непригоден для ведения предпринимательской деятельности, которое Татаринцев планировал осуществлять – выращивание домашнего скота. Также вид из их окон будет выходить на кладбищенские кресты и могильные холмы.

В судебном заседании Татаринцев Б.С. и Чуева Е.Б. доводы заявления поддержали в полном объеме, пояснив, что в связи с расширением кладбища Татаринцев не сможет заниматься разведением скота, он приобрел 3- х бычков, которых намеревался выпасать на земельном участке у дома, так как территория, в связи с близким расположением кладбища, будет загрязнена микробиологическими и паразитологическими загрязнения, он будет нести убытки, так как не сможет продать мясо. Из окон дома будут видны захоронения, пока вырастут посаженные вдоль забора деревья, также будет беспокоить запах с кладбища.

Представитель Боброводворской территориальной администрации по доверенности Козлова И.М. возражала против требований Татаринцева Б.С. и Чуевой Е.Б., заявив, что расширением кладбища права заявителей не нарушаются. В связи с тем, что в границах кладбища с. Ющково заканчиваются места для захоронений, Б –Дворская территориальная администрация инициировала вопрос о расширении границ кладбища. Акт выбора земельного участка согласован со всеми службами, был утвержден комиссией на основании экспертных заключений по предпроектной документации по отводу земельного участка главного врача филиала ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии Белгородской области в Губкинском районе, санитарно – эпидемиологическим заключением управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области, гидрогеологическим заключением на защищенность водоносного горизонта в районе расширения кладбища, выданного территориальным центром государственного мониторинга геологической среды и водных объектов по Белгородской области от 25. 06. 2010 года. По итогам работы комиссии членами комиссии был подписан акт выбора земельного участка под расширение территории кладбища в с. Юшково, Губкинского района Белгородской области. Расстояние до дома заявителей более чем 50 м. От территории кладбища до земельного участка около 52 м. Длина огорода около 84 м. Точно установить не удалось, так как отсутствуют межевые столбы, определяющие границу земельного участка Татаринцева, которые им не сохранены. Работы на кладбище ведутся, и захоронения предполагаются с 2013 года.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по предоставленным сторонами доказательствам, допросив участников процесса, суд признает заявленные требования Татаринцева Б.С. И Чуевой Е.Б. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В обоснование своих требований Татаринцев и Чуева ссылаются на невыполнение должностными лицами Б – Дворской территориальной администрации требований действующего законодательства при производстве реконструкции и расширения границ кладбища в с. Юшково Губкинского района.

Статья 46 ч. 1 и ч. 2 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия ( или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

К решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные, единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается государством путем планирования и нормирования качества окружающей среды, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно – эпидемиологического надзора, которые и осуществляют контроль за их реализацией. Проект строительства любого объекта на территории РФ проходит рассмотрение в этих контрольных службах. Следовательно, получение положительного заключения указанных контролирующих органов, означает, что предполагаемое строительство будет проводиться в допустимых рамках.

В судебном заседании установлено, что ответчиком в 2010 году проводилась работа по оформлению документов, разрешающих расширение сельского кладбища, расположенного в с. Юшково, Губкинского района: получено постановление Администрации Губкинского района о предварительном согласовании места размещения территории расширения кладбища, произведен выбор земельного участка под расширение. Вопрос размещения территории расширения кладбища согласован с заинтересованными службами:до начала строительства по расширению территории кладбища с. Юшково, Губкинского района Администрация Б – Дворской территориальной администрации обратилась в управление архитектуры и градостроительной политики администрации Губкинского городского округа с вопросом о расширении границ кладбища.

29 апреля 2009 года было подготовлено и подписано распоряжение главы администрации Губкинского городского округа №169 – р « О создании комиссии в целях выбора земельного участка под размещение кладбищ в с. Юшково и с. Кладовое Губкинского района.

По итогам работы комиссии был определен земельный участок и 25. 02. 2010 года подписан акт выбора земельного участка под расширение территории кладбища в с. Юшково, Губкинского района.

В ходе обследования комиссией установлено: земельный участок, ориентировочной площадью 1 га, располагается на пахотных землях районного фонда перераспределения.

Местоположение земельного участка выбрано с учетом соблюдения санитарно – защитной зоны, составляющей 50 м, что соответствует постановлению Главного государственного санитарного врача РФ (в ред. от 09.09. 2010 года « О введение в действие новой редакции санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1 / 2. 1.1.1200- 03 «Санитарно - защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25. 01. 2008 г. №10995), согласно раздела 7.1.12 которого размер санитарно – защитной зоны, класс V для сельских кладбищ составляет 50 м.

С северо – западной стороны земельный участок непосредственно примыкает к территории существующего кладбища, с остальных сторон участок граничит с землями районного фонда перераспределения. Возможность организации подъездных путей к земельному участку имеется.

По требованию комиссии были получены: справка управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области о принадлежности и категории земель под расширение кладбища;

Экспертное заключение по предпроектной документации по отводу земельного участка, выданное главным врачом филиала ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Белгородской области в Губкинском районе;

Санитарно – эпидемиологическое заключение, выданное управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области;

Гидрогеологическое заключение на защищенность водоносного горизонта в районе расширения кладбища с. Юшково, выданное территориальным центром государственного мониторинга геологической среды и водных объектов по Белгородской области.

После проведения исследований были выданы положительные заключения, о том, что местоположение соответствуют гигиеническим требованиям к размещению кладбищ.

МУП «Архитектурно – планировочное бюро» подготовлен проект обустройства территории кладбища с последующим обустройством, установлением забора по периметру территории кладбища и озеленением территории, с определением места и породы растений, места подъезда, в соответствии с разделом 11 Постановления от 28.06. 2011 г. №84 « Об утверждении СанПин 2.1.2882-11 « Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

Заявителями обжалуются действия Администрации Б - Дворской территориальной администрации, выразившиеся в приближении территории кладбища, с учетом его расширения е их жилому дому, со ссылкой на нарушение их права на благоприятные условия жизнедеятельности. Ими соблюден срок обжалования действий.

Согласно ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления от 06.10. 2003 г. №131 – ФЗ к вопросам местного значения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правилам землепользования и застройки. Утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документами по планировке территории, организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия содержатся и ч. 2 Положения Б – Дворской территориальной администрации Администрации Губкинского городского округа. В связи с этим действия Б –Дворской территориальной администрации Администрации Губкинского городского округа осуществляются в пределах его компетенции.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов деятельности органов местного самоуправления является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствие со ст. 16 ФЗ РФ « О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка осуществляется с правилами застройки поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами. Предоставление земельного участка для размещение места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в установленном законом порядке.

В судебном заседании установлено, что выбор земельного участка под территорию расширения кладбища ответчиком был произведен на основании оценки санитарно – эпидемиологической обстановки и геологических и гидрогеологических данных, о чем свидетельствуют согласования со службами их разрешительные подписи в акте выбора земельного участка.

Заявители указывают на нарушение санитарных норм и правил при осуществлении расширения кладбища, что кладбище будет располагаться в конце принадлежащего им земельного участка.

Суд не принимает данную позицию по основаниям, что согласно п.п.5 п. 10.2 «зона размещения кладбищ» указанных нормативов сельское кладбище с погребением путем предания тела умершего земле размещается на расстоянии 50 метров от жилых зданий.

Кроме того, согласно СанПин 2.2 1/2 1.1. 1200-03 « Саниторно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружения и других объектов», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25. 09. 2007 г., сельские кладбища отнесены к пятому классу опасности, для них установлена санитарно – защитная зона – 50 метров.

В судебном заседании установлено, что ближайшая к дому заявителей граница территории расширения кладбища проходит на расстоянии около 135 м ( 50 - 52 м до земельного участка заявителей и длина земельного участка до дома около 84 м), что подтверждено планом и не опровергается заявителями.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для вывода о нарушении гигиенических требований при расширении кладбища, поскольку данные нормативы приняты в целях исключения вредного воздействия на окружающую среду.

Ссылка Татаринцева и Чуевой на то, что выводы экспертных заключений противоречивы в том, что из их текста усматривается, в частности из заключения ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии Белгородской области Губкинский отдел» что, на данном земельном участке возможно микробиологическое, химическое и паразитологическое загрязнение почвы, но при этом выдается заключение что санитарно – защитная зона и охрана «выдерживается» и возможность организации зоны санитарной зоны – «отсутствует», также отсутствует возможность канализования объекта и место спуска сточных вод, не соответствует представленным и исследованным в судебном заседании документам, и вырваны из общего контекста документа.

Суд также считает, что несостоятельны доводы и о том, что в связи с близким расположением кладбища микробиологические и паразитологические загрязнения с него будут попадать на принадлежащий ему земельный участок у дома. Он не сможет заниматься предпринимательской деятельностью и будет нести убытки, так как не сможет продать мясо бычков, которых он приобрел для выращивания, которые будут питаться загрязненным кормом, а также постоянно ощущать запах от разложения в земле останков тел умерших, дышать воздухом с выделенными оттуда газами.

Свидетель Чуев И.А., пояснил, что между участком и территорией нового кладбища существует дорога. Земельный участок забором от дороги не огорожен. Считает, что с расширением кладбища Чуева и Татаринцев будут нести убытки, так как никто не будет покупать мясо скота, который кормится на пастбище рядом с кладбищем, а также никто не купит дом с видом на кладбище, если захотят его продать.

Согласно п.2.2 СанПина 2.1.2882-11, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ не разрешается размещать кладбище на территории первого и второго пояса зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли, а также на затапливаемых, подверженным оползням и обвалам заболоченных территориях, на берегах рек, озер, используемых населением для хозяйственно – бытовых нужд, купания.

В судебном заседании установлено, что указанный земельный участок таким воздействиям не подвергается, и не располагается на территориях первого и второго зон пояса, источник водоснабжения питьевой водой населения отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, а также исходя из того, что утверждение градостроительных, санитарных норм и правил, подлежащих применению при градостроительстве, направлено, прежде всего, на охрану окружающей среды и здоровья населения. Суд считает, что их соблюдение исключает вредное воздействие на человека. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что действия администрации по расширению и реконструкции кладбища, проводятся с соблюдением установленных нормативов, не повлекли нарушения каких – либо прав заявителей, в том числе право на благоприятные условия жизнедеятельности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования заявителей о прекращении производства по реконструкции и расширению территории кладбища в с. Юшково, Губкинского района необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Решил:

В удовлетворении заявления Татаринцева Бориса Сергеевича, Чуевой Елены Борисовны об оспаривании действия органа местного самоуправления - Боброводворской территориальной администрации Администрации Губкинского городского округа по производству реконструкции и расширению границ кладбища с. Юшково Губкинского района Белгородской области и обязанности прекратить производство по реконструкции и расширению кладбища, отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца через Губкинский районный суд, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.Н. Сотникова

В окончательной форме решение изготовлено 24 июля 2012 года.