Дело № Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Ро с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 14 мая 2010 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Абрамовой З.В. при секретаре Никулиной Н.Б., с участием прокурора Ивановой И.В. представителя ответчика ГКСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат»- юрисконсульта Сажиной М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Прокурора г.Губахи в интересах неопределенного круга лиц к ГКСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат», Агентству по управлению социальными службами Пермского края об обязании устранить нарушения ФЗ № 122-ФЗ от 02.08.1995г по предписанию Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 23.09.2009г. № 03-215, у с т а н о в и л: Прокурор г.Губахи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГКСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат», Агентству по управлению социальными службами Пермского края об обязании устранить нарушения ФЗ № 122-ФЗ от 02.08.1995г по предписанию Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 23.09.2009г. № 03-215. Прокурор мотивировал требования тем, что в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Статьей 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ определено право граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения на 1) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; 2) уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания; В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.12. 2564-09 организации должны обеспечивать престарелым и инвалидам в местах их постоянного проживания следующие виды обслуживания: проживание, питание, санитарно-гигиеническое обслуживание, медицинское обслуживание, административно-бытовое обслуживание и т.д. Администрацией ГКСУСОН «Губахинский ПНИ» допускаются нарушения требований вышеназванного Федерального закона. Так, при проведении проверки Управления Росздравнадзора по Пермскому краю в сентябре 2009 года установлены нарушения требований законодательства о социальном обслуживании граждан, проживающих в Губахинском психоневрологическом интернате. По результатам проверки 23.09.2009 было выдано предписание № 03-215 об устранении нарушений в срок до 01.03.2010 года. Однако на 09.04.2010 года предписание, выданное Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю 23.09.2009 года в полном объеме ГКСУСОН «Губахинский ПНИ» не исполнено. В частности, в нарушение требований ст. 12 ФЗ «О социальном обслуживании граждан», СанПиН 2.12. 2564-09 администрацией ГКСУ СОН «Губахинский ПНИ» до настоящего времени не исполнены п.п. 1,2,3,4,6,8 предписания Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 23.09.2009 № 03-215, а именно: отсутствует полное ограждение территории интерната, не произведен ремонт корпусов, предназначенных для проживания, не произведено пополнение и замена мебели, проживающие не обеспечиваются обувью, носочно-чулочными изделиями, лекарственное обеспечение не соответствует установленным нормативам. Вышеперечисленные нарушения являются существенными и свидетельствуют о не обеспечении условий проживания гражданам, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Между тем, неисполнение администрацией учреждения требований законодательства о социальном обеспечении нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан на благоприятные условия жизнеобеспечения, что позволяет прокурору города в соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях защиты и обеспечения их прав. Управление Росздравнадзора по Пермскому краю обратилась в прокуратуру города с просьбой принять меры прокурорского реагирования в связи с невыполнением предписания № 03-215 от 23.09.2009г. Представитель ГКСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат» юрисконсульт Сажина М.В. действующая на основании доверенности № 5 от 12.03.2010г. исковые требования признала частично, в судебное заседание представила письменные объяснения, в которых указано следующее: По результатам проверки Управления Росздравнадзора по Пермскому краю интернату выдано предписание № 03-215 об устранении нарушений в срок до 01.03.2010 г. На 09.04.2010 г. предписание не было выполнено в той части, для которой необходимо дополнительное финансирование. Предписание не содержит ссылок на законодательные акты; не содержит количественного выполнения показателей норм в части пунктов 3, 4, 6. Так, на момент проверки, как и в настоящее время в учреждении имеются в наличии медикаменты и лекарственные средства для оказания экстренной доврачебной помощи согласно Государственному стандарту социального обслуживания населения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 18.05.2007г. № 99-п. В настоящее время законодателем не предусмотрены нормативы обеспечения лекарственными средствами в учреждениях социального обслуживания населения. Хотя учреждение всегда проводит лечение по медицинским показаниям, в том числе и за счёт средств единовременных денежных выплат инвалидам и за счёт средств отказа от социального пакета инвалидов (которые предусмотрены законодателем на медикаменты). Администрацией не допускаются нарушения требований Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ. Обеспечиваются условия проживания клиентов, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, т.к. в части (пункт 3 предписания) недостаточного обеспечения тумбочками не мобильных и мало мобильных клиентов при их кормлении используются прикроватные передвижные столики. По выполнению пункта 1 предписания Управления Росздравнадзора по Пермскому краю составлена и направлена в 2009г. на утверждение в Агентство по управлению социальными службами Пермского края смета на устройство ограждения территории на сумму ... рублей. В настоящее время на ограждение территории выделяются средства: частично на 2010 год в сумме ... (...) рублей и на 2012 год - ... (...) рублей. По выполнению пункта 2 предписания интернатом направлены в 2009г. на рассмотрение и утверждение в Агентство локальные сметные расчёты на: ремонт помещений в жилом корпусе 2В на сумму ... рублей; ремонт фойе 2-го этажа жилого корпуса на сумму ... рубля; ремонт жилых помещений в корпусе ЗВ на сумму ... рублей. В настоящее время средства на данные нужды утверждены и выделены учреждению. Выделенные средства будут освоены (на выполнение 1 и 2 пунктов предписания) до конца текущего года. Пункт 4 предписания в настоящее время выполнен в соответствии с нормами. Требования п.6 предписания считают необоснованными. Представитель Агентства по управлению социальными службами Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя, представили возражение, в которых указали: 1. Прокурором заявлено требование в интересах неопределенного круга лиц обязать Учреждение устранить нарушение Закона от 02.08,1995 № 122-ФЗ по предписанию Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 23.09.2009 № 03-215. Доводы прокурора о том, что иск подан в защиту неопределенного круга лиц, считают необоснованными. Независимо от факта вменяемости состава лиц, посещающих данное учреждение, возможность их индивидуальной персонификации не утрачена. Сам по себе количественный признак в данном случае, по мнению агентства, не является определяющим. Речь идет только об исполнении предписания контролирующего органа (Управления Росздравнадзора по Пермскому краю), вне рамок этого предписания требований к Учреждению не заявлено, поэтому порядок внесения и исполнения предписания находится в сфере административного регулирования. Из вышеизложенного следует вывод, что данное требование прокурором фактически заявлено не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах контролирующего органа, которым выдано предписание об устранении выявленных недостатков. Прокурору не предоставлено право выступать в защиту интересов каких-либо организаций и учреждений. Разрешение заявленных прокурором требований повлияет на права Учреждения, а не на права и интересы неопределенного круга лиц. 2. Учреждение является бюджетным. Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В соответствии с пунктом 1 статьи 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России. Также согласно статье 158 БК РФ распорядитель бюджетных средств вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств по формированию и изменению бюджетной росписи. Функции главного распорядителя средств бюджета Пермского края осуществляет Министерство социального развития Пермского края (пункт 3.2. Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п). Агентство является распорядителем средств краевого бюджета в отношении подведомственных государственных социальных служб. Смета доходов учреждения является основным документом, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств. Она содержит расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Учреждение финансируется за счет средств краевого бюджета и средств поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности. Смета расходов Учреждения на 2009 год сформирована исходя из стоимости услуги, утвержденной постановлениями Правительства Пермского края от 30.12.2008 № 844-п «Об утверждении расчетных показателей по государственным услугам и материальным расходам бюджета Пермского края на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов» и приказом Агентства по управлению социальными службами Пермского края от 30.12.2008 № СЭД-29-01-05-260 «Об утверждении Государственного задания на предоставление государственных услуг государственными краевыми учреждениями социального обслуживания населения и учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2009 году» В соответствии с Постановлением стоимость государственной услуги оказываемой учреждением - «Стационарное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста» составляет 95 324 рублей в год. Смета расходов учреждения за счет средств краевого бюджета на 2009 год составляет - ... рублей. В том числе в разрезе статей классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ); КОСГУ Наименование КОСГУ Ассигнования на 2009 год 211 Заработная плата ... 212 Прочие выплаты ... 213 Начисления на выплаты но оплате труда ... 221 Услуги связи ... 222 Транспортные услуги ... 223(4001) Оплата тепловой энергии ... 223(4002) Оплата электрической энергии ... 223(4003) Оплата водоснабжении ... Работы, услуги по содержанию имущества ... 225 (3026) -Предписания надзорных органов ... 226 Прочие работы, услуги ... 226 (3026) -Предписания надзорных органов ... 290(4006) Налог на имущество организаций ... 290(4007) Налог на землю ... 290(4008) Транспортный налог ... 340 Увеличение стоимости материальных запасов ... 340 (3026) -Предписания надзорных органов ... L Итого ... Утвержденная смета расходов Учреждения за счет средств поступающих от предпринимательской и иной* приносящей доход деятельности на 2009 год составляет - ... руб., в том числе: КОСГУ Наименование КОСГУ ' Ассигнования на 2009 год 211 Заработная плата ... 212 Прочие выплаты ... 213 Начисления на выплаты по оплате труда ... 221 Услуги связи ... 222 Транспортные услуги ... 223(4001) Оплата тепловой энергии ... 223(4002) Оплата электрической энергии ... 223(4003) Оплата водоснабжении ... 225 Работы, услуги по содержанию имущества ... 226 Прочие работы, услуги ... 290 Прочие расходы ... 290(4007) Налог на землю ... 310 Увеличение стоимости основных средств ... 340 Увеличение стоимости материальных запасов ... Итого ... Смета расходов Учреждения на 2010 год сформирована исходя из стоимости услуги, утвержденной постановлениями Правительства Пермского края от 25.09.2009 № 666-п «Об утверждении расчетных показателей по государственным услугам и материальным расходам бюджета Пермского края на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов» и приказом Агентства по управлению социальными службами Пермского края от 25,01.2010 № СЭД-29-01-05-42 «Об утверждении Государственного задания на предоставление государственных услуг государственными краевыми учреждениями социального обслуживания населения и учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2010 году». В соответствии с Постановлением стоимость государственной услуги оказываемой учреждением - «Стационарное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста» составляет ... рублей в год. КОСГУ Наименование КОСГУ Ассигнования на 2010 год 211 Заработная плата ... 212 Прочие выплаты ... 213 Начисления на выплаты по оплате труда ... 221 Услуги связи ... 222 Транспортные услуги ... 223(4001) Оплата тепловой энергии ... 223(4002) Oплата электрической энергии ... 223(4003) Оплата водоснабжении ... 225 Работы, услуги по содержанию имущества ... 226 Прочие работы, услуги ... 290(4006) Налог на имущество организаций ... 290(4007) Налог на землю ... 290(4008) Транспортный налог ... 310 Увеличение стоимости основных средств ... 340 Увеличение стоимости материальных запасов ... Итого ... Утвержденная смета расходов Учреждения за счет средств поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности на 2010 год составляет - ... руб., в том числе: КОСГУ Наименование КОСГУ Ассигнования на 2010 год 211 Заработная плата ... 212 Прочие выплаты ... 213 Начисления на выплаты по оплате труда ... 221 Услуги связи ... 222 Транспортные услуги ... 223(4001) Оплата тепловой энергии ... 223(4002) Оплата электрической энергии ... 223(4003) Оплата водоснабжении ... 225 Работы, услуги по содержанию имущества ... 226 Прочие работы, услуги ... 290 Прочие расходы ... 310 340 Итого Увеличение стоимости основных Средств Увеличение стоимости материальнътх запасов ... ... ... Руководитель учреждения самостоятельно определяет распределение бюджетных ассигнований для выполнения государственного задания в пределах установленных государственным стандартом социального обслуживания населения. Таким образом, Учреждение располагает средствами на выполнение обозначенных в предписании Управления Росздравнадзора по Пермскому краю замечаний. По информации полученной от директора Учреждения Учреждением ведется работа по устранению замечаний» отраженных в предписании. Кроме того, Постановлением Правительства Пермского края от 07.04.2010 № 152-п утверждена долгосрочная целевая программа «Пожарная безопасность на территории Пермского края, обеспечение нормативного состояния государственных и муниципальных учреждений Пермского края на период 2010-2014 годов» (далее - Программа). В соответствии с указанной Программой Учреждению на 2010 год выделены денежные средства в размере ... тыс. рублей на ремонтные работы. По поводу пункта предписания, касающегося осуществления лекарственным обеспечением в соответствии с установленными нормативами сообщаем. 27.02.20010 в адрес Руководителя Управления Росздравнадзора по Пермскому краю было направлено письмо с просьбой разъяснить существуют ли нормативы обеспечения лекарственными препаратами клиентов стационарных учреждений социального обслуживания. В соответствии с письмом Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 26.03.2010 № 02-36/909 нормативы обеспечения лекарственными средствами в учреждениях социального обслуживания населения утверждаются субъектом Российской Федерации. До настоящего времени указанные нормативы в Пермском крае не приняты. Однако, лекарственное обеспечение инвалидов осуществляется в рамках государственной социальной помощи в составе набора социальных услуг, предусмотренный Федеральным законом от 02,08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Таким образом, полагаем, что замечание Управления Росздравнадзора по Пермском крае, отраженное в предписании от 23,09.2009 № 03-215 является изначально не выполнимым для Учреждения, а, следовательно, понуждение к его исполнению является необоснованным. В судебном заседании помощник прокурора г.Губахи Иванова И.В. доводы искового заявления поддержала, от исковых требований в части, касающихся обеспечения лекарственными средствами в соответствии с установленными нормативами отказалась. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ: 1. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания имеют право на: 1) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; 2) уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания; В соответствии с п. 1.6 СанПиН 2.12. 2564-09 организации должны обеспечивать престарелым и инвалидам в местах их постоянного проживания следующие виды обслуживания: проживание, питание, санитарно-гигиеническое обслуживание, медицинское обслуживание, административно-бытовое обслуживание и т.д. Судом установлено, что по результатам проверки от 23.09.2009г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Государственном краевом стационарном учреждении социального обслуживания населения «Губахинский психоневрологический интернат» были выявлены нарушения: 1. Территория психоневрологического интерната огорожена частично. 2. Необходим ремонт корпусов, предназначенных для проживания. 3. Необходимо пополнение и замена мебели. 4. Не достаточное обеспечение обувью, носочно-чулочными изделиями. 5. Индивидуальные программы реабилитации составлены не всем инвалидам. В ИПР отсутствуют отметки о выполнении реабилитационных мероприятий за истекший реабилитационный период. Имеют место случаи не своевременного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. 6. Лекарственное обеспечение в Учреждении недостаточное. 7.Отсутствует лицензия на медицинскую деятельность. 8. Не полностью устранены нарушения, выявленные в ходе проверки органами противопожарной службы. 9. Анализ выполнения норм питания ведется не в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 3 1.07.2002 № 368-р. 10. В некоторых личных делах отсутствуют описи документов. 11. Учреждением не ведется работа по приватизации жилья, принадлежащего недееспособным гражданам, и находящегося в муниципальной собственности. Указанные обстоятельства подтверждаются Актом о результатах проверки контроля качества оказания социальной помощи гражданам, проживающим в психоневрологических интернатах от 23.09.2009 года. На основании выявленных нарушений Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю вынесено предписание № 03-215 от 23.09.2009 года, которым предписывается ГКСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат» устранить выявленные нарушения или указать меры по устранению выявленных нарушений в срок до 01.03.2010г. В указанный срок не устранены нарушения: отсутствует полное ограждение территории интерната, не произведен ремонт корпусов, предназначенных для проживания, не произведено пополнение и замена мебели, проживающие не обеспечиваются обувью, носочно-чулочными изделиями. Поскольку нормативы обеспечения лекарственными средствами в учреждениях социального обслуживания населения субъектом Российской Федерации не утверждены, поэтому установленное нарушение о том, что лекарственное обеспечение не соответствует установленным нормативам, в настоящее время является необоснованным. Таким образом, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования ст. 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ в ГКСУСОН «Губахинский психоневрологически интернат» соблюдаются не в полном объеме, чем нарушаются права неопределенного круга лиц- граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в ГКСУСОН «Губахинский психоневрологически интернат», поэтому на ГКСУСОН «Губахинский психоневрологически интернат» следует возложить обязанность устранить нарушения ФЗ № 122-ФЗ от 02.08.1995г по предписанию Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 23.09.2009г. № 03-215, а именно: в срок до 01.06.2011 года произвести ремонт корпусов, предназначенных для проживания инвалидов, произвести пополнение и замену мебели, обеспечить проживающих обувью, носочно-чулочными изделиями. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р е ш и л: Возложить обязанность на ГКСУСОН «Губахинский психоневрологический интернат» устранить нарушения Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ по предписанию Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 23.09.2009г. № 03-215 и в срок до 01.06.2011 года произвести ремонт корпусов, предназначенных для проживания инвалидов, произвести пополнение и замену мебели, обеспечить проживающих обувью, носочно-чулочными изделиями. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий