Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Ро с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 26 мая 2010 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Абрамовой З.В. при секретаре Никулиной Н.Б., с участием прокурора Кучевасовой О.И. и представителя Думы Губахинского городского поселения Шуклиной О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по заявлению прокурора города Губахи об оспаривании решения Думы Губахинского городского поселения «Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения» от 10.12.2009г. № 197, у с т а н о в и л: Прокурор города Губахи обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Думы Губахинского городского поселения «Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения» от 10.12.2009г. № 197. В обоснование заявленных требований указал, что решением Думы Губахинского городского поселения были утверждены тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения. Решение представительного органа местного самоуправления было официально опубликовано 17 декабря 2009 года в официальном вестнике нормативных и правовых актов газеты «Уральский шахтер», вступило в действие и фактически применяется. Данный муниципальный нормативный правовой акт является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Согласно приложениям №1 и №2 к указанному решению тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению утверждены для трех категорий потребителей: население, бюджетные организации, прочие потребители. При этом, для категории «прочие потребители» установлены наибольшие тарифы по указанным услугам, то есть фактически имеет место перекрестное субсидирование. Согласно п.п. 4, 4.1 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Статьей 7 вышеназванного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 №609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 01 января 2004 года отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. Данное постановление является действующим нормативным правовым актом, принятым в пределах компетенции Правительства РФ. Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 года №210-ФЗ установлены принципы регулирования тарифов и надбавок, в частности - достижение баланса между интересами потребителей и интересами указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса. Однако реализация данного принципа не означает возможность применения перекрестного субсидирования при оплате потребителями коммунальных услуг. Разделение потребителей услуг - юридических лиц на группы и возможность установления для каждой из групп, в зависимости от их организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности, различного тарифа на услуги водоснабжения противоречит закону и принципу равенства участников гражданских правоотношений. Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона №210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Таким образом, законом установлен также принцип необходимости соответствия муниципальных правовых актов в области регулирования тарифов Федеральному закону №210-ФЗ и нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации в указанной сфере правового регулирования. Оспариваемое решение представительного органа муниципального образования по смыслу п.9 постановления Пленума ВС РФ №48 обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, затрагивающий права и свободы граждан. При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него в силу п. 7 постановления Пленума ВС РФ №48 не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку ст.251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность. Просил признать решение Думы Губахинского городского поселения «Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения» от 10.12.2009г. № 197 п противоречащим закону и недействующим с момента вступления в силу с 16.01.2010г. В судебном заседании прокурор поддержал заявление по основаниям, в нем указанным. Представитель заинтересованного лица Думы Губахнского городского поселения О.А. Шуклина представила отзыв на заявление прокурора г.Губахи в котором указала, что Дума Губахинского городского поселения не согласна с заявлением прокурора по нижеследующим основаниям: Думой Губахинского городского поселения принято решение №197 «Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения» от 10.12.2009г. Данное решение принято в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В данной статье закреплено, что представительные органы муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края от 24.11.2009г. № 4 «Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год» установило для Губахинского городского поселения предельный индекс на уровне 110,2%. Таким образом, тарифы, утвержденные оспариваемым решением №197 установлены в соответствии с предельным индексом. Следовательно, увеличить размер тарифа для населения по услугам водоснабжения и водоотведения на величину, превышающую указанный предельный индекс невозможно по причине прямого запрета закона. Дума Губахинского городского поселения при принятии данного решения руководствовалась принципами регулирования тарифов и надбавок, закрепленными в статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Одним из таких принципов, закрепленным подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ, является принцип полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001г. № 609 «О мерах ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 01 января 2004г. отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. Федеральным законом № 210-ФЗ установлены принцип достижения баланса между интересами потребителей и интересами организаций коммунального комплекса. Учитывая данный принцип достижения баланса интересов потребителей и предприятий коммунального комплекса, Дума Губахинского городского поселения увеличила тариф для населения на максимально возможную величину, когда тариф для прочих потребителей остался на уровне 2009 года. Таким образом, осуществляются шаги по устранению перекрестного субсидирования, но в тех рамках, которые предусмотрены действующим законодательством. При этом, снижение тарифа для прочих потребителей по отношению к уровню тарифа предыдущего 2009 года привело бы к нарушению принципа полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса. Полное исполнение постановления Правительства от 21.08.2001г. №609 привело бы к нарушению требований Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Поэтому, Дума Губахинского городского поселения применила нормы федерального закона, так как он имеет большую юридическую силу. Выслушав прокурора, представителя Думы Губахинского городского поселения и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Думой Губахинского городского поселения принято решение №197 от 10.12.2009г. «Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения» Согласно приложениям №1 и №2 к указанному решению тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению утверждены для трех категорий потребителей: население, бюджетные организации, прочие потребители и самого МУП «Водоканал». Для категории «Население» по водоотведению тариф установлен в 11.48 руб. за куб.м, для «Бюджетных организаций - 36.28 руб. за куб.м и для «Прочих потребителей -91.96 руб. за куб.м. По водоснабжению для «Населения» тариф установлен в 23.73 руб. за куб.м, для «Бюджетных организаций - 35.81 за куб.м и для «Прочих потребителей - 133.96 руб. за куб.м. Для категории «Прочие потребители» установлены наибольшие тарифы по указанным услугам, по водоотведению превышающие тариф для населения в 8 раз, и по услугам водоснабжения - в 5.6 раза, то есть фактически имеет место перекрестное субсидирование. Решение представительного органа местного самоуправления было официально опубликовано 17 декабря 2009 года в официальном вестнике нормативных и правовых актов газеты «Уральский шахтер», вступило в действие и фактически применяется. Указанный муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции Думы Губахинского городского поселения, поскольку в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Устава Губахинского городского поселения в целях решения вопросов местного значения установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, отнесено к полномочиям Думы Губахинского городского поселения. Согласно п.п.4.1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Согласно ст.7 названного закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства 21.08.2001 года № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 1 января 2004 года отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. Анализ положений оспариваемого прокурором решения Думы Губахинского городского поселения позволяет признать, что с принятием данного нормативного акта фактически реализован принцип перекрестного субсидирования при оплате услуг коммунального водоснабжения и водоотведения. Факт применения данного принципа при установлении размера тарифа не оспаривался в судебном заседании и представителем Думы Губахинского городского поселения. Федеральным законом от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлены принципы регулирования тарифов и надбавок, в частности - достижение баланса между интересами потребителей и интересами указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса. Однако, реализация данного принципа не означает возможность применения перекрестного субсидирования при оплате потребителями коммунальных услуг и возложения на определенную группу потребителей услуг дополнительных финансовых затрат в целях снижения размера этих затрат для другой группы потребителей. Установление для каждой из групп потребителей различного тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения противоречит закону и принципу равенства участников гражданских правоотношений. Согласно ч.2 ст.3 ФЗ №210, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Таким образом, законом установлен также принцип необходимости соответствия муниципальных правовых актов в области регулирования тарифов Федеральному закону №210 и нормативным актам Правительства РФ в указанной сфере правового регулирования. Доводы представителя Думы Губахинского городского поселения о том, что оспариваемое решение позволяет достичь баланс между интересами потребителей и интересами МУП «Водоканал», а потому является законным, не может быть принят судом. В подтверждение доводов представителя Думы Губахинского городского поселения главный экономист МУП «Водоканал» ФИО1 показала со ссылкой на 185 -ФЗ о том, что без установления разных тарифов для разных групп потребителей затраты предприятия не будут покрываться. Между тем, статьей 8.1 Федерального закона от 05.05.2010 N 77-ФЗ установлено, что до 31 декабря 2010 года включительно для целей выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, которое предусмотрено пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", субъекты Российской Федерации и (или) муниципальные образования, отвечающие критериям, утвержденным наблюдательным советом Фонда, вправе определить в графиках, предусматривающих установление тарифов на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей, предельный срок установления таких тарифов 1 января 2012 года. А распоряжением Правительства Пермского края от 04.06.2008 года «Об утверждении плана реформирования жилищно-коммунального хозяйства Пермского края» органам местного самоуправления рекомендовано утвердить графики, предусматривающие установление не позднее 1 января 2011 г. тарифов на водоснабжение и водоотведение для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей. Анализ указанных актов свидетельствует лишь о том, что отмена перекрестного субсидирования в срок до 1.01.2011г. по Пермскому краю является лишь условием получения финансовой поддержки, а не отсрочки исполнения Постановления Правительства № 609 от 21.08.2001 года, которым установлено предписание - отменить перекрестное субсидирование с 1 января 2004 года. В представленном представителем Думы Экспертном заключении аудиторской организации по результатам независимой финансовой экспертизы тарифов на коммунальные услуги МУП «Водоканал» г.Губаха на 2010 год отсутствует экономическая обоснованность тарифов для разных групп потребления услуг МУП «Водоканал». Постановление № 609 является действующим нормативным актом, принятым в пределах компетенции Правительства РФ, и до настоящего времени оно не отменялось. Указанное постановление не противоречит нормам ФЗ №210, и является нормативным правовым актом органов государственной власти в области регулирования тарифов. Согласно п.п.1 ч.1 ст.4 ФЗ №210, Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Применение предельных максимальных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги на 2010 год», установленных Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 24.11.2009г. № 4 «Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год» прокурором не оспаривается. Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что решение Думы Губахинского городского поселения «Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения» от 10.12.2009г. № 197 следует признать незаконным и недействующим с момента вступления в силу 16.01.2010 года. Руководствуясь ст.ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Признать решение Думы Губахинского городского поселения «Об утверждении тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению для МУП «Водоканал» на территории Губахинского городского поселения» от 10.12.2009г. № 197 незаконным и недействующим с момента вступления в силу 16.01.2010 года. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий