Дело № 2-862/2010 Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Ро с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 29 октября 2010 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Абрамовой З.В. при секретаре Никулиной Н.Б., с участием прокурора Рощиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Прокурора г.Губахи в интересах Ипановой Н.А. к Правительству Пермского края, Администрации Губахинского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди, у с т а н о в и л : Прокурор г.Губахи в интересах Ипановой Н.А. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Администрации Губахинского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на одного человека общей площадью не менее установленной нормы предоставления за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Просил обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения детей-сирот, администрации Губахинского муниципального района на приобретение благоустроенного жилого помещения Ипановой Н.А. на семью из одного человека. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что ст. 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семья, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со ст.4,5 вышеназванного Федерального закона № 159-ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно ст.6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативными правовыми актами губернатора. Согласно подпунктам 1,2,8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органами местного самоуправления муниципальных районов и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края № 16-п, именно бюджеты районов являются получателями средств, имеющих целевое назначение – приобретение жилья для детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Передача денежных средств, выделенных на покупку жилья детям сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, из бюджета муниципального района в бюджет поселения, действующим законодательством не предусмотрена. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе иметь в собственности имущество (ст. 50) и распоряжаться этим имуществом (ст.51). Этим же законом предусмотрен правовой механизм передачи муниципального имущества от одного муниципального образования к другому. Наличие закона о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности (закон Пермского края от 18.12.2006 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности») не препятствует приобретению в собственность Губахинского муниципального района жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не препятствует передаче приобретенного имущества от муниципального района поселениям. Ипанова Н.А. родилась Дата обезличена года. Решением Губахинского городского суда от Дата обезличена мать Ипановой Н.А.- Ипанова Н.А. лишена родительских прав (в отношении дочери являлась одинокой матерью - сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка - справка формы № 25). Постановлением главы администрации г.Губахи от 05.04.2004г. №307 попечителем над Ипановой Н.А. была назначена ФИО1 Ипанова Н.А. была зарегистрирована по адресу: г.Губаха ... Жилое помещение по данному адресу за несовершеннолетней не закреплялось, так как являлось ветхим. Из сообщения государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» Губахинский филиал от 03.06.2009 следует, что физический износ жилого дома по адресу: г.Губаха ... на дату проведения последней инвентаризации (по состоянию на 17.07.2007г.) составлял 72%. В 2010 году Ипанова Н.А. закончила обучение в ..., после окончания учебного заведения жилым помещением обеспечена не была (состоит на учете как нуждающаяся в получении жилья 12.10.2000 года, то есть до 18 лет.) Таким образом, Ипанова Н.А. закрепленного жилого помещения не имеет, в настоящее время окончила обучение в ... в связи с чем, приобрела право на получение жилого помещения вне очереди. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанные ограничения не распространяются на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод и законных интересов в сфере трудовых правоотношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья и т.д. Ипанова Н.А. обратилась в прокуратуру города с заявлением о защите нарушенных прав. В судебном заседании прокурор г.Губахи Рощина Е.С. доводы искового заявления поддержала. Ипанова Н.А. исковые требования и доводы прокурора поддержала и просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма на одного человека. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили возражение на исковые требования, в которых просили суд рассмотреть дело без участия представителя Правительства Пермского края, и указали, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1.наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения; 3. окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, так же в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.4 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 №170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 №16-п. В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст.4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года и Правительство исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме. 2. Из искового заявления и материалов дела следует, что Ипанова Н.А. Дата обезличена г.р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете как нуждающаяся в получении жилого помещения в списке детей, оставшихся без попечения родителей с 12.10.2000 г. В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого она была поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. В адрес Правительства не представлены данные Ипановой Н.А., а также ее матери, подтверждающие факт отсутствия у них жилого помещения на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС, ЦТИ). В силу ст.71 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства., В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением Ипанова Н.А. не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью. Из предоставленной управлением городского хозяйства справки следует, что Ипанова Н.А. зарегистрирована по месту жительства г.Губаха, ..., ..., .... Федеральный закон №159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди при условии отсутствия закрепленного жилого помещения за ребенком, оставшимся без попечения родителей. Из предоставленного центром технической инвентаризации Пермского края ответа на запрос следует, что физический износ жилого дома по адресу: ..., ..., ..., ..., на дату проведения последней инвентаризации (по состоянию на 17.07.2007 года) составлял 72%. Если жилое помещение становится непригодным для проживания, либо жилищные условия становятся неудовлетворительными, лицо не лишено возможности обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. Считают, что у Ипановой Н.А. не возникло право па обеспечение ее вне очереди жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель Администрации Губахинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств не представил. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абз.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 1939-419 от 29.12.2004 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Согласно подпунктам 1,2,8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органами местного самоуправления муниципальных районов и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Судом установлено, что Ипанова Н.А. родилась Дата обезличена года и проживала с матерью Ипановой Н.А. по адресу: г.Губаха ... до 2004 года, где значится зарегистрированной по настоящее время. Решением Губахинского городского суда от 25.02.2004г. мать Ипановой Н.А. - Ипанова Н.А. лишена родительских прав. В отношении дочери являлась одинокой матерью. Постановлением главы администрации г.Губаха от 05.04.2004г. № 307 попечителем над Ипановой Н.А. была назначена ФИО1 При установлении попечительства жилое помещение за Ипановой Н.А по адресу: ... ...1 не закреплялось. Постановлением Главы администрации г.Губахи Пермской области №485 от 27.05.2004г. Ипанова Н.А., Дата обезличена года поставлена на учет как оставшаяся без попечения родителей и не имеющая своего жилья. Согласно сведениям ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 03.06.2009г. № 608 физический износ жилого дома по адресу: г.Губаха ... по состоянию на 17.07.2007г. составлял 72%. Согласно постановлению главы администрации Губахинского городского поселения от 21.07.2008г. № 22-ж утвержден список на внеочередное получение гражданами жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, под номером 36 значится Ипанова Н.А., адрес: г.Губаха ...1, поставлена на учет 15.04.2005г. Согласно сведениям о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в г.Губаха на 01.01.2010г. под № 2386 значится Ипанова Н.А., Дата обезличена года рождения, поставлена на учет 27.05.2004г., указан адрес постоянного места жительства: г.Губаха ... в графе характеристика жилья указано жилья нет. Ипанова Н.А. ..., потом поступила учиться в ГОУ СПО «...» по профессии ... закончила ГОУ СПО «...» в 2010г.. Истица Ипанова Н.А. в судебном заседании пояснила, что она с матерью жила в доме по ...1. Мать злоупотребляла спиртными напитками и в 2004 году мать лишили родительских прав. Ее взяла к себе жить ФИО1 жили они по ... затем они переехали по адресу: г.Губаха ... Где сейчас находится ее мать, она не знает, сведений о ней нет. Когда устанавливали попечительство ФИО1 жилое помещение по адресу: ...1 за ней не закреплялось, так как оно было полуразрушено. Ее поставили в очередь нуждающихся в жилом помещении. Она постоянно жила с ФИО1 закончила ... потом поступила учиться в ... по профессии ..., закончила ... в 2010г., в этом году поступила в сельскохозяйственную академию, снимает квартиру в г.Перми, жить материально очень сложно, намерена перейти на заочное отделение. Свидетель ФИО1 пояснила, что была опекуном Ипановой Н.А., она проживала в соседних домах с Ипановыми. У Ипановой Н.А. отца не было. Ее мать, Ипанова ... была лишена родительски прав в 2004 году, так как злоупотребляла спиртными напитками, она имела статус одинокой матери. Н. с матерью жили по адресу: ...1, это жилое помещение за Натальей не закреплялось, так как дом был ветхий, полуразрушенный, в настоящее время в нем никто не проживает. С 2004 г. Ипанова Н. жила с ней по адресу: .... С 2005 года она с ней стала жить в квартире по адресу: г.Губаха .... Н. закончила 9 классов, закончила ... по профессии ..., поступила учиться в сельскохозяйственную академию в г.Перми. В г.Перми она снимает ей квартиру. До 18 лет Ипанова Н.А. встала на учет как нуждающаяся в получении жилья, поскольку она сирота, она должна быть обеспечена жильем. Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 18.10.2010г. Ипанова Н.Н. Дата обезличена года рождения не имеет зарегистрированного права на какой-либо объект недвижимости. Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 18.10.2010г. Ипанова Н.Н. Дата обезличена года рождения не имеет зарегистрированного права на какой-либо объект недвижимости. Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 18.10.2010г. №463 жилых помещений зарегистрированных за Ипановой Натальей Н.Н. и Ипановой Н.А. нет Исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что Ипанова Н.А., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, до 18 лет встала на жилищный учет, после окончания учебного заведения, закрепленного жилого помещения не имеет, право собственности и права пользования каким либо жилым помещением не приобрела, то есть в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ имеет право на предоставление ей по договору социального найма органами исполнительной власти жилой площади по месту жительства вне очереди на состав семьи из одного человека. Указанную обязанность по предоставлению Ипановой Н.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления общей площади на состав семьи из одного человека по договору социального найма в г. Губаха Пермского края следует возложить на Администрацию Губахинского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р е ш и л : Обязать Администрацию Губахинского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить Ипановой Н.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади на состав семьи из одного человека по договору социального найма в г. Губаха Пермского края. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий