Дело № 2-750 10 ноября 2010 года именем Российской Федерации Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б., при секретаре Лештаевой О.В., с участием истицы Софроновой Л.Г., представителей ответчика Шулеповой О.В. и Семичевой В.Ф., представителя третьего лица Бартова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску Софроновой ... к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края о включении в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях периода службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, периодов обучения на курсах повышения квалификации и о возложении обязанности назначить пенсию, УСТАНОВИЛ: Истица Софронова Л.Г. обратилась в суд с иском к ответчику УПФ РФ в г.Губахе о включении в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных основаниях в соответствии с пп. 20 п.1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в органах уголовно-исполнительной системы в ... с 28 декабря 1998 года по 16 ноября 2004 года, периодов обучения на курсах повышения квалификации с 15 февраля 2005 года по 18 марта 2004 года и с 15 марта 2010 года по 29 марта 2010 года и о назначении пенсии с 29 марта 2010 года. Истица мотивировала тем, что характер ее деятельности во время службы заключался в медицинском обслуживании лиц, осужденных к лишению свободы и не изменился по сравнению с другими периодами работы в данной должности как вольнонаемного работника; повышение квалификации является ее трудовой обязанностью, за периоды обучения за ней сохранялось место работы (должность), выплачивалась заработная плата, из которой работодатель обязан был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд. 29 сентября 2010 года федеральное государственное лечебно-профилактическое учреждение «Областная туберкулезная больница №7 «Объединения исправительных учреждений №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица. В судебном заседании истица Софронова Л.Г. исковые требования поддержала. Представитель третьего лица юрисконсульт ФГЛПУ ОТБ-7 ОИУ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю Бартов К.В. пояснил, что заявленные требования поддерживает. Согласно общих положений Положения о ГЛПУ УГ-389/01-7ГУИН Министерства юстиции РФ от 20.01.2000 года Учреждение является правопреемником ОИТК-7 ВВ-201/7 Центральная больница УЛИТУ (Приказ зам.министра МВД СССР от 21 августа 1988 года № 033). Учреждение является лечебно-профилактическим учреждением, предназначено для лечения и содержания осужденных лиц отбывающих наказание. Одной из основных задач Учреждения является охрана здоровья осужденных и оказание квалифицированной и специализированной стационарной и амбулаторной медицинской помощи. В спорные периоды истица работала в должности ... с припиской в трудовой книжке: «…общебольничного персонала». Данная запись в трудовой книжке дублирует разделы штатного расписания Учреждения, в котором существуют разделы с указанием должностей и с обозначением рабочего отдела Учреждения: «Общебольничный персонал», что не противоречит формам, условиям заполнения записей в трудовой книжке работника, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках». Периоды обучения на курсах повышения квалификации должны быть зачтены в специальный стаж, поскольку третье лицо производило за эти периоды уплату страховых взносов за истицу в Пенсионной фонд РФ. Представители ответчика руководитель группы оценки пенсионных прав УПФ РФ в г.Губахе Шулепова О.В. и специалист-эксперт (юрисконсульт) УПФ РФ в г.Губахе Семичева В.Ф. исковые требования не признали. Представители в судебном заседании поддержали письменные объяснения, в которых указано, что в специальный стаж не засчитан период с 28.12.1998г. по 16.11.2004г. - 05-10-18 — период службы в органах уголовно-исполнительной системы в ..., так как согласно пп. 1 п. 1 статьи 11 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе...» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж, в специальный стаж включению не подлежит. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555. Курсы повышения квалификации: с 15.02.2005г. по 18.03.2005г. и с 15.03.2010г. по 29.03.2010г. также не включены в специальный стаж, так как согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в специальный стаж не засчитываются отпуск без сохранения заработной платы, учебные отпуска, курсы повышения квалификации. Суд находит требование истицы о включении в специальный стаж периода службы в учреждении уголовно-исполнительной системы не подлежащим удовлетворению, требование о включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации - подлежащим удовлетворению. В соответствии со статьей 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии со статьей 88 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года, с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона). В соответствии со статьей 90 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список и Правила, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В судебном заседании установлено, что 29 марта 2010 года истица Софронова Л.Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которая назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, независимо от их возраста. В стаж, дающий право на назначение пенсии, ответчик засчитал периоды: с 23 августа 1984 года по 19 сентября 1987 года работы ... в порядке: год работы как год и 3 месяца (3 года 10 месяцев 5 дней); с 20 сентября 1987 года по 1 января 1988 года пребывание ... календарно (3 месяца 12 дней); со 2 января 1988 года по 19 марта 1989 года пребывание ... календарно (1 год 2 месяца 18 дней); с 20 марта 1989 года по 10 июля 1996 года работы ... в порядке: год работы как год и 3 месяца (9 лет 1 месяц 20 дней); с 17 ноября 2004 года по 14 февраля 2005 года работы ... календарно (2 месяца 28 дней); с 19 марта 2005 года по 14 марта 2010 года работы ... календарно (4 года 11 месяцев 27 дней), всего 19 лет 8 месяцев 19 дней. В специальный стаж ответчик не засчитал период службы в органах уголовно-исполнительной системы в ... с 28.12.1998г. по 16.11.2004г. (5 лет 10 месяцев 18 дней) и периоды обучения на курсах повышения квалификации с 15 февраля 2005 года по 18 марта 2005 года (1 месяц 4 дня), с 15 марта 2010 года по 29 марта 2010 года (15 дней), всего 6 лет 7 дней и отказал в назначении пенсии с 29 марта 2010 года в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 25 лет. Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями сторон, содержанием письменных документов. В пункте 1.7. Положения о государственном лечебно-профилактическом учреждении УТ-389/01-7 ГУИН МЮ РФ по Пермской области и пункте 1.1. Положения о ФГЛПУ ОТБ-7 ОИУ-1 ГУФСИН России по Пермской области указано, что учреждение является учреждением здравоохранения уголовно-исполнительной системы. В штатных расписаниях учреждения за 1997 и 2004 годы указано, что по должности ... предусматривалось специальное звание внутренней службы; в архивной справке №60/41/19-1003 от 28 апреля 2010 года, выданной ... указано, что в период с 28 декабря 1998 года по 16 ноября 2004 года истица проходила службу в должности ... учреждения здравоохранения уголовно-исполнительной системы, ей было присвоено специальное звание ... а затем ... внутренней службы. Исследовав данные документы, суд приходит к выводу, что в спорный период истица проходила службу в учреждении уголовно-исполнительной системы и занимала должность, замещаемую лицами начальствующего состава. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны. В п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком. В то же время период прохождения военной и приравненной к ней службы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии не засчитывается. Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы лицам, осуществлявшим деятельность по охране здоровья населения при определении права на пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 81, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При таких обстоятельствах, период службы не подлежит включению в специальный стаж. Доводы истицы о том, что она проходила службу в учреждении здравоохранения и что характер ее деятельности во время службы заключался в медицинском обслуживании лиц, осужденных к лишению свободы и не изменился по сравнению с другими периодами работы в данной должности как вольнонаемного работника, не имеют значения. В п.2.4. Определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006г. №380-О и п.2.2. Определения Конституционного Суда РФ от 23.09.2010г. №1152-О указано, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа. Необходимо отказать истице в иске о включении периода службы с 28 декабря 1998 года по 16 ноября 2004 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которая назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности не менее 25 лет, независимо от их возраста. Исследовав содержание справки от 10 октября 2010 года, выданной бухгалтерией ФБЛПУ ОТБ-7 ОИУ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, суд приходит к выводу, что в период с 15 февраля по 18 марта 2005 года и с 15 марта по 29 марта 2010 года истица обучалась на курсах повышения квалификации, за время которых ей начислялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд. В судебном заседании установлено, что для истицы, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации – обязательное условие работы, учеба на курсах осуществлялась по направлению работодателя в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими условия осуществления деятельности по охране здоровья населения, в данный период за истицей сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, из заработной платы производилось отчисление страховых взносов. Таким образом, в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ и пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавших в спорные периоды, периоды обучения на курсах повышения квалификации являются периодами работы по должности ... с сохранением средней заработной платы и обязанностью работодателя производить отчисление страховых взносов. Должность ... предусмотрена Списком соответствующих должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, с учетом которого назначается пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за спорные периоды. То есть, обучение на курсах повышения квалификации является работой по должности, которая дает право на назначение пенсии на льготных основаниях. Необходимо обязать ответчика включить в специальный стаж истицы периоды обучения на курсах повышения квалификации с 15 февраля по 18 марта 2005 года и с 15 марта по 29 марта 2010 года. Таким образом, с учетом подлежащих включению периодов, специальный стаж истицы на 29 марта 2010 года составляет: с 23 августа 1984 года по 19 сентября 1987 года работа ... в ... в порядке: год работы как год и 3 месяца (3 года 10 месяцев 5 дней); с 20 сентября 1987 года по 1 января 1988 года пребывание ... календарно (3 месяца 12 дней); со 2 января 1988 года по 19 марта 1989 года пребывание ... календарно (1 год 2 месяца 18 дней); с 20 марта 1989 года по 10 июля 1996 года работа ... в порядке: год работы как год и 3 месяца (9 лет 1 месяц 20 дней); с 17 ноября 2004 года по 14 февраля 2005 года работа ... календарно (2 месяца 28 дней); с 15 марта 2010 года по 29 марта 2010 года обучение на курсах повышения квалификации календарно (15 дней), с 19 марта 2005 года по 14 марта 2010 года работа ... календарно (4 года 11 месяцев 27 дней), с 15 февраля 2005 года по 18 марта 2005 года обучение на курсах повышения квалификации календарно (1 месяц 4 дня). Всего специальный стаж составил: 19 лет 10 месяцев 8 дней, что менее 25 лет. При таких обстоятельствах, в соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ от 17.12.2001г. №173-ФЗ, необходимо отказать истице в иске о назначении трудовой пенсии досрочно ввиду отсутствия у нее необходимого специального трудового стажа. Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края обязанность включить в специальный стаж для назначения Софроновой ... пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды с 15 февраля 2005 года по 18 марта 2005 года и с 15 марта 2010 года по 29 марта 2010 года. Отказать Софроновой ... в иске к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края о возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода с 28 декабря 1998 года по 16 ноября 2004 года. Отказать Софроновой ... в иске к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Губахе Пермского края о возложении обязанности назначить пенсию как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 29 марта 2010 года. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Судья: