решение о взыскании задолженности по заработной плате, обязании производить выплату зарплаты с начислением районного коэффициента на МРОТ



Дело № 2-878- 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 октября 2010 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., с участием истицы Бронниковой Т.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Губахе гражданское дело по исковому заявлению Бронниковой <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате, обязании производить выплату заработной платы с начислением районного коэффициента на величину минимального размера оплаты труда, суд

У С Т А Н О В И Л:

Бронникова Т.Т. обратилась в суд с иском к муниципальному учреждению здравоохранения «Губахинская центральная районная поликлиника» о взыскании задолженности по заработной плате с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года ( разницы между начисленными суммами и фактически выплаченными); обязании ответчика, в дальнейшем, производить выплату заработной платы, начисляя районный коэффициент на величину минимального размера оплаты труда. Истица мотивировала требование тем, что она работает у ответчика санитаркой с <данные изъяты>. Заработная плата состоит из оклада в размере <данные изъяты> рублей, районного коэффициента <данные изъяты> %, в общем <данные изъяты> рублей в месяц. Начисление заработной платы производится с нарушением действующего законодательства: работодатель включает районный коэффициент в состав ежемесячного минимального размера заработной платы, поэтому зарплата составляет менее 4300 рублей в месяц. Районный коэффициент должен начисляться сверху на общую сумму заработной платы, включающую в себя надбавки, доплаты и компенсации, предусмотренные ст. 129 ТК РФ, т.е. минимальная заработная плата работника, определенная в порядке ст. 148 ТК РФ не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146 ТК РФ привело бы к уравниванию размера оплаты труда работникам за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что является социально несправедливым и нарушает права работников на получение в полном объеме вознаграждения за труд. На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается правительством РФ. Однако, подобного рода нормативного акта в настоящее время не принято, в связи с чем, до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 № 76, согласно которому ( п. 13) предоставлено право Советам министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Таким образом, расчет её заработной платы должен производиться с учетом вышеназванных положений закона: начисление районного коэффициента должно производиться на соответствующий размер её заработной платы.

В судебном заседании истица Бронникова Т.Т. исковые требования поддержала, подтвердила доводы искового заявления.

Представитель ответчика муниципального учреждения здравоохранения «Губахинская центральная районная поликлиника» Хорошилова Е.В. в судебное заседание не явилась. Представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования признала.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с ч.1 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст.148 Трудового кодекса РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19.09.1959 года № 1120 (для производственных отраслей) и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20-155 (для непроизводственных отраслей) утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории Пермской области (ныне края) - 1,15 (кроме Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20).

В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В судебном заседании установлено, что истица Бронникова Т.Т. работает в МУЗ «Губахинская центральная районная поликлиника», санитаркой. МУЗ «Губахинская центральная районная поликлиника» является некоммерческой бюджетной организацией, обладает всеми правами и несет все обязанности юридического лица, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Оклад истицы составляет 1 639 руб., с учетом районного коэффициента 15% и доведения до МРОТ, заработная плата истицы составляет 4 330 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании объяснением истицы, письменными документами.

Истица Бронникова Т.Т. пояснила, что работает у ответчика, ее заработная плата в месяц менее минимального размера оплаты труда. Районный коэффициент 1.15 ей начисляется на заработную плату, в итоге начисленные суммы меньше суммы МРОТ с районным коэффициентом.

В соответствии с п.1.5 Устава МУЗ «Губахинская центральная районная поликлиника», учреждение является некоммерческой бюджетной организацией и юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, печать, штамп и бланки установленного образца.

В трудовой книжке истицы <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>. имеется запись № <данные изъяты> от <данные изъяты>. о том, что истица принята на работу санитаркой поликлиники № 2 пос. Северный, и работает по настоящее время.

В трудовом договоре от <данные изъяты>. указано, что истица принята на работу по должности санитарки поликлиники № 2 пос. Северный МУЗ «Губахинская центральная районная поликлиника», ей установлен оклад <данные изъяты> руб., уральский коэффициент <данные изъяты>%.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, при начислении истице заработной платы, ответчик включает районный коэффициент в состав ежемесячного минимального размера заработной платы. Данные действия ответчика являются незаконными.

Согласно положениям статьи 315 ТК РФ, районный коэффициент начисляется сверху на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст.ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем, до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 г. № 76, в соответствии с которым (п. 13) предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер.

Поэтому, подлежат удовлетворению требования истицы о возложении на ответчика обязанности производить оплату труда истице с начислением районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда.

Оценивая изложенное, суд принимает во внимание, что истицей не оспаривается расчет долга, представленный ответчиком, и приходит к выводу, что с ответчика в пользу истицы надлежит взыскать за период с <данные изъяты> года <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов: по требованию о взыскании заработной платы, в соответствии с абз.2 пп.1 п.1 ст.333.19. Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 400 рублей и по требованию о возложении обязанности начислять районный коэффициент на МРОТ, в соответствии с абз.2 пп.3 п.1 ст.333.19.НК РФ в размере 200 рублей, всего 600 рублей.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Губахинская центральная районная поликлиника» в пользу Бронниковой <данные изъяты> задолженность по заработной плате за <данные изъяты> года <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек.

Возложить на муниципальное учреждение здравоохранения «Губахинская центральная районная поликлиника» обязанность с <данные изъяты> производить оплату труда Бронниковой <данные изъяты> с начислением районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Губахинская центральная районная поликлиника» государственную пошлину 600 (шестьсот) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: