Дело №2-617-2010 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 3 августа 2010 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вакаровой ... к Федеральному бюджетному учреждению исправительной колонии №12 ГУФСИН России по Пермскому краю, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Пермскому краю об обязании поставить на учет, суд У С Т А Н О В И Л: Истица Вакарова Н.Н. обратилась в суд с иском об обязании ответчика поставить ее членов ее семьи на учет как нуждающихся в получении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что она проходила службу в Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № 12» ГУ ФСИН России по Пермскому краю, в должности младшего инспектора 1 категории отдела охраны, в звании старшего прапорщика внутренней службы. В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ и согласно приказа № ... от ...., она с ...., уволена из кадров уголовно-исполнительной системы по п.«Б» ст.58 Положения (по достижении предельного возраста). Выслуга лет на .... в календарном исчислении составляет ... лет ... месяца ... день, в льготном исчислении составляет ... года ... месяцев ... дней. Она проживает по адресу: .... Вместе с нею в квартире № ... проживают члены ее семьи: сын ..., ... г/рождения, дочь ..., ... г/рождения, сноха ..., ... г/рождения, внучка ... ... г/рождения. С ... г., она и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилых помещений принадлежащих ей и членам ее семьи по праву собственности либо по договору социального найма нет. Ответчик отказывается поставить ее на учет в учреждении УИС, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, т.к. считает, что постановка граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях условий возможна только по месту жительства, органом местного самоуправления, а с ...., во всех органах и учреждениях УИС постановка граждан на жилищный учет прекращена и подать заявление в жилищно-бытовую комиссию ответчика ей необходимо было до .... Согласно письма администрации Губахинского муниципального района Пермского края от 9 августа 2009г., обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005г., осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ федеральными органами исполнительной власти. Согласно п. З ст.52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее -орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее -заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Согласно п.2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» 2. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 N 66-ФЗ). Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Считает, что ее необходимо поставить на учет в жилищно-бытовой комиссии ответчика, т.к. постановка граждан на учет нуждающихся в получении жилых помещений только по месту жительства органом местного самоуправления, касается только граждан указанных в ст.49 Жилищного кодекса РФ, т.е. для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, отслужив в органах уголовно исполнительной системы, она выполнила все возложенные на нее по контракту обязанности военной службы, в связи с чем ответчик не может произвольно отказаться от возложенных законом обязательств по постановке ее на учет для дальнейшего обеспечения ее и членов ее семьи жилым помещением. ... года истица исковые требования уточнила: просит обязать ответчиков включить ее и членов ее семьи в состав участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата. В судебном заседании истица Вакарова Н.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и прояснила, что до принятия постановления от 21 марта 2006 года за 3 года до увольнения по возрасту необходимо было подать заявление администрации колонии на получение сертификата, 42 года ей исполнилось 3 января 2005 года, в апреле 2005 года она подошла к секретарю ЖБК колонии, которая отказала в принятии документов, так как она не встала на учет в колонии до 1 марта 2005 года. Представители ответчиков в судебное заседание не явились, объяснений и возражений по уточненным требованиям не представили. В ранее даваемых пояснениях с ранее заявленным требованием не согласны, так как с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, в связи с чем Вакаровой необходимо было встать на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту службы, что ею сделано не было. С 1 марта 2005 года постановка на учет производится только органами местного самоуправления. В список участников подпрограммы на получение сертификата включаются только лица, состоящие в списках очередников в учреждениях и органах УИС. Суд, выслушав стороны, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно абзаца шестого подпункта «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "ЖИЛИЩЕ" на 2002 – 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно пункта 19 этих же Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме. В судебном заседании установлено, что истица проходила службу у ответчика и была уволена из кадров уголовно-исполнительной системы по достижении предельного возраста. Выслуга лет на ... года в календарном исчислении составляет ... лет ... месяца ... день. Своего жилья и жилья по договору социального найма не имеет, с ... года состоит на учете как нуждающаяся в получения жилья по месту жительства. Изложенное подтверждается как пояснениями сторон, так и материалами дела: выпиской из приказа от ... года за №... об увольнении Вакаровой ... по достижении предельного возраста – младшего инспектора 1 категории отдела охраны ФБУ «исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» ... года, выслуга лет на ... года в календарном исчислении составляет ... лет ... месяца ... день; справкой от ... года ФБУ ИК-12 о том, что должность младшего инспектора группы отдела охраны финансируется за счет федерального бюджета; договором найма жилого помещения от Дата обезличена года, согласно которому 3-х комнатная квартира Номер обезличен по адресу: ..., предоставлена Вакаровой Н.Н. по договору поднайма собственником ...; подлинным учетным делом о постановке Вакаровой на учет в администрации Широковского сельского поселения, согласно которому заявление в органы местного самоуправления о постановке на учет подано истицей ... года. Оценивая изложенное, суд не принимает во внимание доводы ответчиков о том, что Вакарова не имеет права на получение жилья по государственному жилищному сертификату, так как не встала на учет в ЖБК колонии до 1 марта 2005 года, так как они не основаны на законе: статьей 52 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления только для лиц, имеющих право на получение жилья по договору социального найма органами и только по этим основаниям из кодекса исключена обязанность постановки на учет граждан для получения социального жилья по месту работы, в отношении других категорий граждан, одной из которых является истица, запрещений для постановки на учет по месту работы – нет. Категория лиц, к которой относится истица, не оговорена ни статьей 49, ни статьей 52 ЖК РФ. Также суд принимает во внимание, что ответчиками не представлено доказательств выполнения ими как подразделений федерального органа исполнительной власти надлежащего информирования граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации: свидетель ... допрошенная в судебном заседании ... года, суду подтвердила, что сведения о применении нового жилищного кодекса поступили в колонию уже после ... года, в апреле. При отсутствии какой-либо информации о трактовке ответчиками положений вновь вводимого в действие жилищного кодекса РФ, в такой короткий срок – 2 месяца до введения кодекса в действие- истица была лишена возможности надлежащим образом оформить свое положение; и приходит к выводу, что на ответчиков необходимо возложить обязанность о включении истицы с членами ее семьи в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Федеральное бюджетное учреждение ИК №12 ГУФСИН России по Пермскому краю, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Пермскому краю включить с Вакарову ... с членами ее семьи: сына ..., дочери ..., снохи ..., внучки ... в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Судья: