Дело № 2- 907 - 2010 года Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 8 ноября 2010 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чистяковой <данные изъяты> к муниципальному образовательном учреждению «Средняя общеобразовательная школа №15», администрации Губахинского муниципального района о взыскании заработной платы, суд У С Т А Н О В И Л: Истица Чистякова Л.А. обратилась в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> года, исходя из расчета начисления уральского коэффициента на МРОТ, мотивируя свои требования тем, что она работала у ответчика уборщиком помещений. Начисление заработной платы ей администрацией производилось с нарушением действующего законодательства: включая районный коэффициент в состав ежемесячного минимального размера заработной платы. Согласно ч.1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Следовательно, районный коэффициент должен начисляться сверху на общую сумму заработной платы, включающую в себя все надбавки, доплаты и компенсации, предусмотренные ст. 129 ТК РФ. То есть минимальная месячная заработная плата работника, определенная в порядке ст. 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст.ст.129, 133,146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию размера оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что является социально несправедливым и нарушает права работников на получение в полном объеме вознаграждение за труд. На основании ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливается Правительством РФ. Однако, подобного рода нормативного правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем, до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 года №76, согласно которому (п.13) предоставлено право Советам министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. В судебном заседании истица Чистякова Л.А. исковые требования поддержала частично, согласна с тем, что за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> года пропустила 3-х месячный срок обращения в суд по трудовым спорам. В судебное заседание представитель ответчика – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» - не явился, в ранее даваемых пояснениях с иском не согласен, так как школа является бюджетным учреждением, начисление заработной платы и уральского коэффициента производится в соответствии с требованиями и разъяснениями вышестоящих организаций. Своих денег у школы нет, имущество, находящееся в пользовании школы, является собственностью учредителя - администрации Губахинского муниципального района. Представитель ответчика – администрации Губахинского муниципального района, привлеченного к участию в деле определением суда от 30 сентября 2010 года, в судебное заседание не явился, представил объяснение, в котором с иском не согласен, так как в соответствии со ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В рамках данного спора не идет речь о недостаточности денежных средств школы №15. Суд, выслушав сторону, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с частью 1 статьи 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с частью 1 статьи 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей. В соответствии со ст. 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со статьей 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 сентября 1959 года № 1120 (для производственных отраслей) и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20-155 (для непроизводственных отраслей) утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории Пермской области (ныне края) - 1,15 (кроме Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20). В соответствии с частью 3 статьи 285 ТК РФ, лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок. В соответствии со статьей 287 ТК РФ, гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. В соответствии со статьей 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со статьей 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. В соответствии со статьей 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. В судебном заседании установлено, что истица Чистякова Л.А. работала уборщиком служебных помещений в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», которое обладает всеми правами и несет все обязанности юридического лица, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Учредителем Учреждения является администрация Губахинского муниципального района, школа по организационно - правовой форме является бюджетным муниципальным учреждением. Оклад истицы составлял <данные изъяты> рублей, с учетом надбавки за вредные условия труда <данные изъяты> %, надбавок за работу в праздничный дни. Изложенное подтверждается письменными документами. В соответствии с пунктом 1.6 Устава МОУ «Средняя общеобразовательная №15» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. В трудовом договоре, заключенном между сторонами указано, что истица принята на работу по должности уборщика служебных помещений на неопределенный срок, ей установлен оклад <данные изъяты> рублей, процентная надбавка за вредные условия труда <данные изъяты>%. Исследовав обстоятельства, суд приходит к выводу, что, при начислении истице заработной платы, ответчик включает районный коэффициент в состав ежемесячного минимального размера заработной платы. Данные действия ответчика противоречат закону. Согласно положений статьи 315 ТК РФ, районный коэффициент начисляется сверху на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст.ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 г. № 76, в соответствии с которым (п. 13) предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер. Поскольку месячная заработная плата Чистяковой Л.А. с учетом надбавок и доплат, предусмотренных ч.1 ст.129 ТК РФ, за <данные изъяты> года не превышала МРОТ, она должна была составлять минимальный размер оплаты труда с учетом районного коэффициента 1.15, начисленного на МРОТ. Исходя из следующего расчета, в пользу истицы надлежит взыскать: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек- всего надлежит взыскать в пользу истицы. В соответствии с частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.1.2, 4.3, 4.13 Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», учредителем школы является администрация Губахинского муниципального района, имущество школы является муниципальной собственностью Губахинского муниципального района. Деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с законодательством на основе нормативов. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет учредитель этого учреждения в порядке, определяемом законом. Поэтому, на учредителя школы – администрацию Губахинского муниципального района необходимо возложить субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств школы для исполнения данного обязательства. Расходы по оплате госпошлины в сумме 400 рублей также необходимо возложить на ответчиков. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» в пользу Чистяковой <данные изъяты> задолженность по заработной плате за <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» государственную пошлину 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. При недостаточности средств МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» для исполнения данных обязательств, взыскать с администрации Губахинского муниципального района в пользу Чистяковой <данные изъяты> задолженность по заработной плате за <данные изъяты> года <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и госпошлину 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Судья: