Дело № 2- 814 - 2010 года Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 20 октября 2010 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Охотниковой ... к муниципальному образовательном учреждению «Средняя общеобразовательная школа №15», администрации Губахинского муниципального района о взыскании недополученной заработной платы, суд У С Т А Н О В И Л: Истица Охотникова М.В. обратилась в суд с иском о взыскании недополученной заработной платы за период с ... 2010 года, исходя из расчета начисления уральского коэффициента на МРОТ, мотивируя свои требования тем, что она работала у ответчика уборщиком помещений. Начисление заработной платы ей администрацией производилось с нарушением действующего законодательства: включая районный коэффициент в состав ежемесячного минимального размера заработной платы. Согласно ч.1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Следовательно, районный коэффициент должен начисляться сверху на общую сумму заработной платы, включающую в себя все надбавки, доплаты и компенсации, предусмотренные ст. 129 ТК РФ. То есть минимальная месячная заработная плата работника, определенная в порядке ст. 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст.ст.129, 133,146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию размера оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что является социально несправедливым и нарушает права работников на получение в полном объеме вознаграждение за труд. На основании ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям устанавливается Правительством РФ. Однако, подобного рода нормативного правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем, до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 года №76, согласно которому (п.13) предоставлено право Советам министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. В судебное заседание истица Охотникова М.В. не явилась, в ранее даваемых пояснениях иск поддержала. В судебное заседание представитель ответчика – директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» Цыгуро Н.В. с иском не согласна, так как школа является бюджетным учреждением, начисление заработной платы и уральского коэффициента производится в соответствии с требованиями и разъяснениями вышестоящих организаций. Своих денег у школы нет, имущество, находящееся в пользовании школы, является собственностью учредителя - администрации Губахинского муниципального района. Представитель ответчика – администрации Губахинского муниципального района, привлеченного к участию в деле определением суда от 30 сентября 2010 года, в судебное заседание не явился, о дне слушании извещен, имеется расписка в получении извещения, возражений и объяснений по иску не представил. Суд, выслушав сторону, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии с частью 1 статьи 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с частью 1 статьи 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 330 рублей. В соответствии со ст. 146 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со статьей 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 19 сентября 1959 года № 1120 (для производственных отраслей) и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года № 403/20-155 (для непроизводственных отраслей) утверждены районные коэффициенты к заработной плате на территории Пермской области (ныне края) - 1,15 (кроме Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерского и Чердынского районов области, где коэффициент установлен в размере 1,20). В соответствии с частью 3 статьи 285 ТК РФ, лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок. В соответствии со статьей 287 ТК РФ, гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с обучением, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы. Другие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. В соответствии со статьей 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со статьей 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящим в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. В соответствии со статьей 317 ТК РФ, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. В судебном заседании установлено, что истица Охотникова М.В. работала уборщиком служебных помещений в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», которое обладает всеми правами и несет все обязанности юридического лица, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. Учредителем Учреждения является администрация Губахинского муниципального района, школа по организационно- правовой форме является бюджетным муниципальным учреждением. Оклад истицы составлял ... рублей, с учетом надбавки за вредные условия труда ... %, надбавок за работу в праздничный дни и ночные часы. Изложенное подтверждается письменными документами. В соответствии с пунктом 1.6 Устава МОУ «Средняя общеобразовательная №15» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. В трудовом договоре, заключенном между сторонами указано, что истица принята на работу по должности уборщика служебных помещений на неопределенный срок, ей установлен оклад 1477 рублей, процентная надбавка за вредные условия труда 12%. Исследовав обстоятельства, суд приходит к выводу, что, при начислении истице заработной платы, ответчик включает районный коэффициент в состав ежемесячного минимального размера заработной платы. Данные действия ответчика противоречат закону. Согласно положений статьи 315 ТК РФ, районный коэффициент начисляется сверху на общую сумму заработной платы, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 ТК РФ, не может быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента, начисленного на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст.ст. 129, 133, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято, в связи с чем до его принятия учитываются районные коэффициенты, установленные Постановлением Совмина РСФСР от 04.02.1991 г. № 76, в соответствии с которым (п. 13) предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Таким образом, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент устанавливается на соответствующий размер. Поскольку месячная заработная плата Охотниковой М.В. с учетом надбавок и доплат, предусмотренных ч.1 ст.129 ТК РФ не превышала МРОТ, она должна была составлять минимальный размер оплаты труда с учетом районного коэффициента 1.15, начисленного на МРОТ. Исходя из следующего расчета, в пользу истицы надлежит взыскать: ... ... ... ... ... рублей ... копейки- всего надлежит взыскать в пользу истицы. В соответствии с частью 12 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.1.2, 4.3, 4.13 Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», учредителем школы является администрация Губахинского муниципального района, имущество школы является муниципальной собственностью Губахинского муниципального района. Деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с законодательством на основе нормативов. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет учредитель этого учреждения в порядке, определяемом законом. Поэтому, на учредителя школы – администрацию Губахинского муниципального района необходимо возложить субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств школы для исполнения данного обязательства. Расходы по оплате госпошлины в сумме 400 рублей также необходимо возложить на ответчиков. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15» в пользу Охотниковой ... задолженность по заработной плате за ... года ... рублей ... копейки. Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» государственную пошлину 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. При недостаточности средств МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» для исполнения данных обязательств, взыскать с администрации Губахинского муниципального района в пользу Охотниковой ... задолженность по заработной плате за ... года ... рублей ... копейки и госпошлину 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Судья: