решение об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди



Дело № 2 – 383 - 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 июля 2010 года

                                              Губахинский городской суд в составе судьи Волнухиной И.Н., с участием помощника прокурора города Губахи Кучевасовой О.И., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах Мордановой ... к администрации Губахинского муниципального района, Правительству Пермского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение вне очереди, суд

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор города Губахи обратился в суд с иском к ответчикам об обязании предо-ставить благоустроенное жилое помещение вне очереди Мордановой ..., мотивируя свои требования тем, что согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

    Согласно статьи 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

    Согласно пунктов 1, 2, 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года за №16-п, с последними изменениями от 5 февраля 2009 года, настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Передача денежных средств, выделенных на покупку жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, из бюджета муниципального района в бюджет поселения, действующим законодательством не предусмотрена.

    Морданова ..., ... г.р. является сиротой: отец – Беляков С.М. умер ... года, мать Морданова О.С. лишена родительских прав в ... году, Ксения была определена в детский дом. За ней было закреплено жилое помещение по адресу: г. Губаха, поселок ..., ул...., имеющее уже на ... года ... износа, в настоящее время дом разрушен, проживание в нем невозможно. Морданова поставлена в льготную очередь на получение жилья, ... года закончила ... колледж, однако, жильем до сих пор не обепечена.

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора города Губахи Кучевасова О.И. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Морданова сирота, в ... году за ней в нарушении требований закона было закреплено жилое помещение уже в ветхом, к тому времени доме, в настоящее время имеется акт межведомственной комиссии, согласно которому, здание разрушено и проживание в нем невозможно, своего жилого помещения Морданова не имеет, проживает в квартире бывших детдомовцев.

    Истица Морданова К.С. в судебном заседании иск поддержала и пояснила, что находится в детских учреждениях с 7 лет: сначала была в приюте до рассмотрения дела, потом, после лишения матери родительских прав, ее отправили в детский дом, затем она училась в колледже и проживала в общежитии, в ... года закончила его, с тех пор проживает у друзей- бывших детдомовцев по ул. ... у сестры с братом, без прописки, по ул. ... не проживает с 7 лет, длительный период времени проживает в городе Губахе, родная сестра Юля старше ее на год, ей дали квартиру в Губахе.

    Представитель ответчика – помощник главы администрации Губахинского городского поселения по юридическим вопросам Бобровская Ю.В., привлеченного к участию в деле определением суда от ... года, – с иском не согласна, так как в соответствии с ч. 1. ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (ст. 19 ч.2 ЖК РФ).

    Частью 2 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими.

    Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин имеет право по нескольким основаниям (как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории) или по своему выбору (ч. 2 ст.52 ЖК РФ).

    Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

    В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

    Часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

    Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам

местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

    В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

    Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Представитель ответчика – администрации Широковского сельского поселения, привлеченного к участию в деле определением суда от ... года, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.

    Представитель ответчика – администрации Губахинского муниципального района -  в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.

    Представитель ответчика - Правительства Пермского края - в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором с иском не согласен по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Таким образом, Закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:

1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2. отсутствие закрепленного жилого помещения;

3. окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Статус каждой из указанных категорий определен в Законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

    Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

    Нормой Закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

    Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

    В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

    Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

    Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

    В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

    Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

    В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

    Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

    Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

    В связи с тем, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

    Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

    Федеральные средства ожидаются в 2010 году.

    Таким образом, Правительство исполняет свои обязательство своевременно и в полном объеме.

    На основании вышеизложенного считаем, что Правительство Пермского края не является надлежащим ответчиком по данному иску.

    Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Процедура закрепления за детьми-сиротами жилого помещения законодательством не предусмотрена (не предусмотрено даже установление этой процедуры).

    Поэтому закрепление жилого помещения нами расценивается как безусловный и обязательный факт, если родители имели жилое помещение до возникновения обстоятельств, по которым ребенок был передан на воспитание другим лицам.

    Жилое помещение является объектом гражданских и жилищных прав. Согласно статье 60 ЖК РФ жилое помещение может принадлежать гражданину на праве владения или пользования.

    Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

    Так, из искового заявления установлено, что Морданова ..., ... г.p., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В ... году Морданова К.С. была определена в детский дом в связи с тем, что ее отец умер, а мать была лишена родительских прав. За Мордановой К.С. было закреплено жилое помещение по адресу: пос. ..., ул. ..., д. ....

    В ... году она была поставлена на учет в качестве нуждающейся на получение жилого помещения. В материалах дела отсутствует постановление органа местного самоуправления, на основании которого истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При постановке на учет ребенка-сироты данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке.

    Из заявления Мордановой К.С. следует что дом, который закреплен за ней по адресу: пос. ..., ..., ..., снесен ... лет назад. Документ, свидетельствующий о факте сноса дома в материалах дела отсутствует.

    В адрес Правительства не представлены данные родителей истицы, подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования.

    Так в силу статьи 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями.

    Если родители имели в собственности или пользовании жилое помещение - Морданова К. имеет право пользования этим помещением.

    В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением истица не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью.

   Кроме того, Жилищным кодексом РФ предусмотрено улучшение жилищных условий различных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

    Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения поселения.

    В силу п. 2 ст. 18 данного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.

    Полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

    Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнитель-

ных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Согласно пункта 2 части 2,5 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

    детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

    Согласно пунктов 1, 2, 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года за №16-п, с последними изменениями от 5 февраля 2009 года, настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (далее - Агентство по строительству и ЖКХ) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

    Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

    В судебном заседании установлено, что истица Морданова ... родилась ... года в семье Белякова ..., умершего ... года, и Мордановой ..., лишенной родительских прав в отношении дочери решением Губахинского суда от ... года. Истица находилась в приюте, затем была определена в детский дом города Губахи. За ней было закреплено ветхое жилое помещение по адресу: г. ..., поселок ..., ул. .... ... года она была поставлена учет на получение жилья как сирота. В ... году истица закончила ГОУ СПО «... колледж», после окончания учебного заведения жилым помещением обеспечена не была.

    Изложенное подтверждается как пояснениями сторон, так и письменными материалами дела:

    свидетельством о рождении ...... от ... года л.д.13), согласно которому Морданова ... родилась ... года, отец – Беляков ..., мать – Морданова ..., о чем произведена запись за №... ... года отделом ЗАГС администрации Ленинского района города Перми;

    свидетельством о смерти ...... от ... года л.д.14), согласно которому Беляков ... умер ... года, о чем составлена запись акта о смерти ... ... года отделом ЗАГС Дзержинского района города Перми;

    решением Губахинского суда от ... года, согласно которому несовершеннолетняя Морданова ... с ... года находится в приюте «Ласточка», так как мать не работает, злоупотребляет спиртным, не заботится о детях и Морданова ... лишена родительских прав в отношении дочери ...

    дипломом ГОУ СПО «... колледж» л.д.18), согласно которому Морданова К.С. поступила в данное учреждение и закончила его в ... году, диплом выдан ... года;

    постановлением администрации города Губахи Пермской области от ... года за №... л.д.9), согласно которому несовершеннолетняя Морданова ... определена в детский дом города Губахи, закреплено жилое помещение по адресу: город ..., поселок ..., ...

    согласно сообщения Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ... года л.д.16) физический износ жилого дома по адресу: ..., город ..., п. ..., ул. ... по состоянию на ... года составлял ...;

    согласно списка лиц, состоящих на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения на ... года л.д.17) Морданова К.С. состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилья, как сирота с  ... года, дом разрушен;

    согласно акта обследования помещения от ... года за №... межведомственной комиссии администрации Широковского сельского поселения л.д.36), на жилой дом по адресу: ..., город ..., поселок ..., ул. ..., износ дома ...%, стены. Кровля, пол разрушены, окон и дверей нет;

    согласно заключения за №... от ... года межведомственной комиссии администрации Широковского сельского поселения л.д.53), составленного на основании акта по результатам обследования, дом №... по ..., признан непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит.

    Оценивая изложенное, суд не принимает во внимание доводы ответчика – Правительства Пермского края о том, что истица имеет закрепленное жилое помещение, в отношении которого у нее имеется право пользования, и его утрата не является основанием возникновения у нее права на получение жилого помещения как сирота, так как он противоречит фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании: у истицы не произошла утрата закрепленного жилого помещения, а фактически уже в 2002 году при направлении ее в детский дом за ней не было закреплено жилое помещение пригодное для проживания: жилой дом по ул. ... уже был разрушен, что уже являлось основанием признать жилье непригодным для проживания, не выполнение со стороны органов местного самоуправления обязанностей по своевременной инвентаризационной оценке жилого дома по ул. ..., не дает суду оснований ущемлять права истицы как ребенка-сироты.

     Таким образом, оценивая все в совокупности, суд приходит к выводу, что, являясь сиротой, Морданова К.С. до 18 лет встала на учет для обеспечения жильем, за ней не было закреплено жилое помещение пригодное для проживания, по окончании пребывания в учебном учреждении она не была обеспечена жилым помещением, поэтому ее исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме.

    Суд принимает во внимание, что истица с ... - летнего возраста не проживает в поселке ..., а с ... лет и по настоящее время проживает в городе Губахе, а в соответствии с требования статьи 57 ЖК РФ, жилье по договору социального найма предоставляется по месту жительства.

    В связи с тем, что Законом Пермского края от 18 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности» объекты муниципальной собственности Губахинского муниципального района переданы в собственность Губахинского, Северо-Углеуральского городских и Широковского сельского поселений, договоры социального найма муниципального жилья заключаются администрациями поселений, а денежные средства, выделяемые Правительством Пермского края для приобретения жилья гражданам, имеющим льготные основания получения жилья, направляются администрации Губахинского муниципального района для покупки жилья, то суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по иску являются все ответчики, привлеченные по делу.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Обязать администрацию Губахинского городского поселения за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Мордановой ... благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади по договору социального найма на территории Губахинского городского поселения на семью из 1 человека, вне очереди.

    Обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации Губахинского муниципального района на приобретение благоустроенного жилого помещения Мордановой ... на семью из 1 человека.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: