Решение об отказе в удовлетворении требований



Дело № 2-956-2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием заместителя прокурора г. Губаха Ивановой И.В., представителей ответчика Борисова А.В. и Барсуковой Н.В., представителя третьего лица Гилевой Ж.В., рассмотрев 17 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора г. Губаха к обществу с ограниченной ответственностью «Метасервис» о признании действийООО«Метасервис» по проведению корректировкиразмера платы по тепловой энергии за 1 и 2 кварталы 2010 года незаконными; аннулировании результатов корректировки и возложении обязанности проведения перерасчета, третье лицо открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 9»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Метесервис» о признании незаконными действий попроведению корректировки размера платы за услугу по подогреву воды за 1 и 2 кварталы 2010 год, обязании произвести перерасчет размера платы за услугу по подогреву воды за 1 и 2 кварталы 2010 года по всем домам находязщимся в управлении ООО «Метасервис».

Заявленные требования прокурор обосновывает тем, чтов сентябре 2010 года ответчиком проведена корректировка размеров платы за поставку тепловой энергии в горячей воде за 1 и 2 кварталы 2010 года. При проведении расчета корректировки платы за подогрев воды ответчиком использовалась формула для расчета коммунальной услуги – отопление, установленная Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (№ 8). При этом ответчик исходил из того, что он не предоставляет услугу по горячему водоснабжению, а предоставляет услугу по подогреву воды. С 01.01.2010 года расчет размера платы за «подогрев воды» определяется ответчиком по показаниям общедомового прибора учета, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии по каждому дому. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрена такая коммунальная услуга как «подогрев воды». Применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов на «тепловую энергию в горячей воде» или на подогрев, Правилами не предусмотрено. В соответствие с договором № 3201 ответчик приобретает у ОАО «ТГК-9» тепловую энергию на цели отопления жилых помещений и подогрева воды. Расчеты с ОАО «ТГК-9» ответчик производит по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии, которые определяют количество потребленной тепловой энергии для отопления жилых помещений многоквартирного жилого дома и количество потребленной тепловой энергии для подогрева определенного (прошедшего через общедомовой прибор) объема воды для нужд горячего водоснабжения. Таким образом, потребителям фактически предоставляется услуга по горячему водоснабжению. Ответчик не может выступать ресурсоснабжающей организацией для нанимателей и собственников жилых помещений в силу п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ, который полностью исключает возможность заключения прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов между гражданами и ресурсоснабжающими организациями в случаях, когда собственники помещений многоквартирных домов в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управляющую организацию или товарищество собственников жилья. Не производя тепловую энергию самостоятельно, не имея утвержденных тарифов для реализации купленной тепловой энергии, сети, присоединенной к сети абонентов и предназначенной для транспортировки энергии, ответчик во взаимоотношениях с собственниками жилых помещений выступает управляющей, а не энергоснабжающей организацией. Граждане потребляют не тепловую энергию, а коммунальную услугу - горячее водоснабжение. Корректировка размеров платы за тепловую энергию в горячей воде осуществлена ответчиком за 1 и 2 кварталы 2010 года. Между тем Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, корректировка размеров платы за услуги ГВС при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета, не предусмотрена. При проведении корректировки ответчик необоснованно применил к коммунальной услуге – горячее водоснабжение порядок, установленный для коммунальной услуги – отопление. Чем нарушил права неопределенного круга лиц.

В ходе судебного разбирательства прокурор дополнил исковые требования требованием о признании действий ответчика, связанных с корректировкой платы незаконными.

В судебном заседании и.о. заместителя прокурора г. Губаха Иванова И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика Борисов А.В. и Барсукова Н.В. с иском не согласны.

В письменном отзыве представитель Барсукова Н.В. указала, что исковое заявление подано лицом, не имеющим права на его подписание. Прокурор г. Губаха не имел права обратиться в суд с иском, поскольку в данной ситуации круг лиц, в защиту которых подан иск не является неопределенным, не доказано, что какие-либо права лиц, в защиту которых подан иск нарушены, отсутствуют доказательства предоставления ответчиком коммунальной услуги - горячее водоснабжение. Ответчиком организовано снабжение потребителей тепловой энергией. Стоимость потребленной тепловой энергии формируется на основании данных приборов учета в жилых домах и утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию. При наличии приборов учета размер платы определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по приборам учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Предъявляемая к оплате потребителям стоимость тепловой энергии является не стоимостью услуги по горячему водоснабжению, а именно стоимостью теплоснабжения.

В обоснование заявленной позиции в судебном заседании представители пояснили, что доначисляя плату за тепловую энергию ответчик исходил из положений Жилищного кодекса РФ, которым бремя содержания жилого помещения возложено на жильцов, а не на управляющую компанию. У ответчика нет технической возможности для поставки тепловой энергии, необходимых установок. ООО «Метасервис» только доводит тепловую энергию до абонентов по инженерным сетям и распределяет размер оплаты. Разграничение балансовой ответственности по инженерным сетям на вводе в дом на общедомовом приборе учета. Далее тепловая энергия движется по трубам, которые принадлежат собственникам дома на праве общей собственности. ООО «Метасервис» своих инженерных сетей и коммуникаций не имеет. Расход тепловой энергии в доме входит в понятие бремя содержания общегодомового имущества и относиться к обязанности собственников. Бремя содержания общего имущества возлагается на собственников, пропорционально доле каждого на занимаемую площадь. На территории Губахинского городского поселения установлены 2 норматива. Норматив тепловой энергии, необходимый для подогрева холодной воды установлен 0,021 Гкал. Это усредненный параметр, который меняется в зависимости от местоположения дома, размещения инженерных сетей. Этот норматив используют, если есть прибор учета холодной воды. Стоимость подогрева воды с одного человека в месяц определяется путем умножения объема потребления тепловой энергии, необходимой на подогрев воды на одного человека по прибору учета, на тариф тепловой энергии, установленный Постановлением РЭК от 17.12.2009 № 280, он составляет 1022,1 руб. Если нет прибора учета, то используется норматив потребления 3,3 куб.м. в месяц на 1 человека, утвержденный Думой Губахинского городского поселения. Эти нормативы носят общий характер и при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, они не могут совпадать с данными прибора учета. При предъявлении счетов за услугу по подогреву воды изначально данные прибора учета не использовались, поскольку это не прибор учета ГВС, а прибор, который фиксирует всю тепловую энергию, поступающую в дом. Нельзя разграничить тепловую энергию на подогрев холодной воды и отопление. По итогам отопительного периода можно проанализировать, что по подогреву холодной воды идет перерасход тепла, а по отоплению – тепла расходуется меньше. Объем тепловой энергии, который поступил в дом для оказания коммунальных услуг, совпадает фактически с потребленным объемом. За отопление мы людям начислили меньше - до 9 руб. за 1 кв.м. по нормативу, что определяется Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг» от 23.05.2006 № 307. Если бы ответчик начислял по нормативу ГВС, то жители заплатили бы больше, чем фактически потребили тепловой энергии.

Представитель третьего лица ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» Гилева Ж.В. поддержала позицию представителей ответчика.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные сторонами письменные доказательства, суд находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствие с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствие с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления ( в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге- органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.

Судом установлено, что в сентябре 2010 года ООО «Метасервис» произвело доначисление (корректировку) платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение за 1 и 2 кварталы 2010 года собственникам и нанимателям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Метасервис».

Указанные обстоятельства подтверждается объяснениями сторон и письменными доказательствами.

Согласно договору № 3201, заключенном между ОАО «ТГК-9» и ООО «Метасервис», предметом являются взаимные права и обязанности сторон по производству передаче и потреблению тепловой энергии на возмездной основе.

Согласно счетам – квитанциям, ООО «Метасервис» предъявляло к оплате стоимость потребленных коммунальных услуг.

В справе потребления тепла, указаны объемы потребленной жильцами, домов, находящихся в управлении ООО «Метасервис» тепловой энергии за 1 полугодие 2010 года.

В расчетах корректировки платы за поставку тепловой энергии в горячей воде на подогрев и отопление указаны данные: общая площадь жилых помещений, размер платы за потребленную тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией, общий размер платы за отопление и подогрев воды в жилых помещениях, суммовая разница между начислением за услуги «отопление» и «подогрев» и платой за потребленную тепловую энергию, размер корректировки по каждому многоквартирному дому.

В счетах-фактурах указаны сведения об объемах поставленной и оплаченной тепловой энергии.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Суд находит несостоятельным довод представителей ответчика об отсутствии у прокурора города полномочий на подачу искового заявления в защиту прав неопределенного круга лиц, по следующим основаниям.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

В соответствие с ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору. (в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

Из представленных материалов следует, что прокурор г. Губахи обратился в Губахинский городской суд с иском в защиту неопределенного круга лиц. Исковое заявление соответствует предъявляемым законом требованиям – ст. 131 ГПК РФ.

Требование о представлении доказательств о нарушении прав 4730 человек в индивидуальном порядке является неисполнимым, влекущем лишение неограниченного числа лиц на судебную защиту своих прав.

В подтверждение своих доводов представителем ответчика представлен список должников в количестве 4730 человек.

Однако довод о том, что круг лиц в количестве 4730 человек является определенным, по мнению суда, является несостоятельным, поскольку сам по себе такой список не говорит об определенности количества лиц, в защиту которых подан иск. Представителями ответчика не представлено доказательств того, что все указанные в списке должников лица, фактически проживают по указанным адресам и осведомлены о нарушении своих прав.

Кроме того, представителем ответчика не представлено доказательств подтверждающих, что все 4730 человек не соответствуют критериям, установленными ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Вместе с тем из представленного списка должников, очевидно, усматривается наличие лиц, в защиту прав которых прокурор вправе обратиться в суд, поскольку в списке имеется значительное количество лиц несовершеннолетнего возраста, которые в силу своего возраста неспособны осознавать факт нарушения своих прав, а также обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (Постановление № 307), на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6. Правил, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение которое определено как круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена обязанность исполнителя предоставить потребителю коммунальные услуги, а также обязанность заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями либо самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

Постановление Правительства № 307 возможности предоставления управляющей компанией потребителю коммунального ресурса, не предусматривает.

В соответствие с п.п. «а» п. 17 ст. 2 Федерального закона от 30декабря2004года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;

Согласно пункту 1.8 постановления Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 г. № 9 «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (в ред. Постановления Госстроя РФ от 12.10.2000 № 103), калькуляционной единицей измерения коммунальной услуги – горячее водоснабжение являются - Гкал тепловой энергии на подогрев воды, или куб. м отпущенной горячей воды.

Таким образом, стоимость тепловой энергии является составной частью стоимостью тарифа на горячее водоснабжение.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик ООО «Метасервис», являясь исполнителем, предоставляет потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в домах обслуживаемых ответчиком) именно коммунальную услугу – горячее водоснабжение (а не коммунальный ресурс – тепловую энергию в горячей воде), для оказания которой ООО «Метасервис» приобретает у ресурсоснабжающей организации ОАО «ТГК-9» коммунальный ресурс – тепловую энергию.

Сторонами не оспаривается тот факт, что все дома, находящиеся в управлении ответчика оборудованы общедомовыми приборами учета, которые учитывают объем потребленной тепловой энергии (без разделения данных об объемах тепловой энергии расходуемой на отопление и ГВС) и объем потребленной воды.

В подтверждение правомерности действий ответчика, представители ООО «Метасервис» в судебном заседании указывали на то обстоятельство что, несмотря на наличие общедомовых приборов учета, плата за потребленную тепловую энергию (в том числе по ГВС) взималась не по фактическому потреблению (по данным общедомовых приборов учета), а по нормативу, утвержденному решением Думы Губахинского городского поселения № 161 от 22.10.2009 г., которым были утверждены нормативы потребления тепловой энергии на территории Губахинского городского поселения – для квартир, оборудованных приборами учета. Либо по усредненным показателям, предшествующего года – для квартир не оборудованных приборами учета. Вследствие этих действий ответчика в 1 и 2 квартале 2010 года, во втором полугодии возникла разница между стоимостью потребленной жильцами тепловой энергии и стоимостью тепловой энергии, проданной (отпущенной) ОАО «ТГК-9». Разграничение балансовой принадлежности проходит по общедомовым приборам учета. Своих инженерных сетей ответчик не имеет. Наценки на стоимость тепловой энергии, ответчик не производит.

Указанные доводы истцом не оспаривались и под сомнение не ставились.

Таким образом, объемы тепловой энергии (в том числе в составе ГВС) собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, получены в 2010 году, но оплачены не в полном объеме.

Действия ответчика по взиманию платы за поставку коммунальной услуги – горячее водоснабжение не по приборам учета, но при наличии таковых, противоречат постановлению № 307.

Но вместе с тем, с учетом положений ст.ст. 153, 157 ЖК РФ, возлагающих бремя содержания на собственников (нанимателей) и при отсутствии норм, позволяющих возложить бремя содержания жилого помещения (либо часть таких расходов) на управляющую компанию, действия ответчика по доначислению платы за потребленную тепловую энергию в составе услуги ГВС, соответствует положениям ст.ст. 153, 157 ЖК РФ.

С доводами прокуратуры о несоответствии действий ответчика постановлению № 307 суд не может согласиться, по следующим основаниям.

Довод истца о несоответствии действий ответчика Постановлению № 307 в части отсутствия возможности проведения корректировки платы за ГВС при наличии общедомовых приборов учета несостоятелен. Указанный вывод является формальными, поскольку сделан без учета всех значимых обстоятельств.

Действия ответчика по доначислению платы в сентябре 2010 года вытекают из нарушения требований, предусмотренных Постановлением № 307, предусматривающим взиманию платы за ГВС не по показаниям общедомовых приборов учета (как предусмотрено постановлением), а по нормативу и по усредненным показаниям за прошлые периоды, что имело место в действительности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Губаха отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: