Дело № 2-69/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 января 2011 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Абрамовой З.В. при секретаре Никулиной Н.Б. с участием истца Самохваловой Е.И. представителя ответчика Долгополовой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Самохваловой Е.И. Администрации Губахинского муниципального района об отмене приказа от 10.12.2010 года № 456 о привлечении к дисциплинарной ответственности, у с т а н о в и л: Истица Самохвалова Е.И.. обратилась в суд с иском к Администрации Губахинского муниципального района об обжаловании дисциплинарного взыскания, просила отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания по приказу главы администрации Губахинского муниципального района Пермского края от 10.12.2010 года № 456 «Об объявлении замечания Самохваловой Е.И.». В обоснование заявленных требований указала, что она работает в администрации Губахинского муниципального района Пермского края в должности <данные изъяты> с 01 декабря 2009 года. Приказом № 456 от 10.12.2010г. она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за следующее нарушение: за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления) выразившееся в ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (неисполнение требований закона по соблюдению безопасности при использовании систем газопотребления и устройства электроустановок, создание угрозы нарушения конституционных прав граждан, в том числе нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания). Считает, что дисциплинарное взыскание применено к ней неправомерно. На должность заведующего отделом она была переведена с 01 декабря 2009 года. Электромонтажные работы производились в 2006 году. Электроустановка была принята и допущена в эксплуатацию. 12 июля 2006 года начальником Лысьвенского отдела по надзору за электроустановками был утвержден акт № 24/305 от 12.06.2006г. допуска в эксплуатацию электроустановки, в котором отражено:1) проводился технический осмотр внешнего и внутреннего электроснабжения отдела <данные изъяты> ВРУ дома № 9; 2) электромонтажные работы выполнены ООО «<данные изъяты>»; 3) заключение: электроустановка отвечает требованиям нормативно-технической документации и допускается в эксплуатацию по проектной схеме электроснабжения В представлении прокурор ссылается на Правила 2003 года и 1979 года, а акт допуска в эксплуатацию электроустановки 2006 года. Считает, если установка допущена в эксплуатацию, значит, она должна соответствовать всем требованиям, в том числе требованиям данных Правил. Ежегодно на потребление электроэнергии отделом <данные изъяты> заключается договор с энергоснабжающей организацией, вопрос о том, что кабеля должны быть в защитных коробах или трубах ни разу не возникал. 15.11.2010 года на представление прокуратуры г.Губахи от 11.11.2010г. № 2-16-2010 ею была написана объяснительная, к которой были приложены все подтверждающие акты. Считает, что со стороны отдела <данные изъяты> нарушений допущено не было, так как работы проводились организацией, у которой на проведение данных работ существовала лицензия, и все вышеуказанные акты были согласованы соответствующими должностными лицами. В связи с представлением прокуратуры 30 ноября 2010 года были выполнены работы по затягиванию силового кабеля в металлорукав, о чём было сообщено прокурору в письменной форме. В судебном заседании истица Самохвалова Е.И.. на доводах искового заявления настаивала. Представитель Администрация Губахинского муниципального района помощник главы администрации по юридическим вопросам Долгополова А.С. в судебном заседании с иском не согласна. В представленном письменном возражении указано, что Самохвалова Е.И. принята на работу 11.01.2006 года приказом № 4-к от 11.01.2006г в отдел <данные изъяты> специалистом 1 категории. 11.08.2006 года приказом о переводе работника на другую работу № 127-к от 11.08.2006 года Самохвалова Е.И.была переведена постоянно ведущим специалистом, по результатам сдачи квалификационного экзамена.. Приказом № 171-к от 18.11.2009 года о переводе работника на другу работу с 01.12.2009 года, переведена заведующей отделом <данные изъяты> из кадрового резерва для (замещения вакантных должностей муниципальной службы администрации |Губахинского муниципального района. Согласно действующей должностной инструкции заведующего отделом <данные изъяты>, раздел 5, заведующий несет ответственность: за действия или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, за соблюдение правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите, за выполнение данной должностной инструкции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей на заведующего отделом могут налагаться дисциплинарные взыскания в соответствии с Трудовым кодексом и Уставом Губахинского муниципального района. Согласно Положению об отделе <данные изъяты> администрации Губахинского муниципального района <данные изъяты> заведующий отделом <данные изъяты>: несет ответственность за нарушение действующего брачно-семейного законодательства, за нарушение конституционных прав и интересов граждан; несёт ответственность за соблюдение норм и правил техникиI безопасности и охране труда; ведёт приём граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним необходимые меры. Согласно представлению прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления) № 2-16-2010 от 11.11.2010г. Прокуратурой г. Губахи была проведена проверка по вопросу нарушения правил безопасности систем газораспределения и газопотребления на стенах многоквартирного дома, расположенного по <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что в целях электроснабжения Отдела <данные изъяты> проведены электрические кабеля, которые расположены на газопроводе указанного дома, несмотря на неоднократные обращения граждан. В соответствии с правилами безопасности систем газораспределения и потребления ПБ 12-529-03 и ОСТ 153-39.3-051-2003, через взрывоопасные зоны любого класса, а также на расстояниях менее 5м по горизонтали и вертикали от взрывоопасной зоны запрещается прокладывать не относящиеся к данному техническому процессу транзитные электропроводки и кабельные линии всех напряжений. Допускается их прокладка на расстоянии менее 5м по горизонтали и вертикали от взрывоопасной зоны при выполнении дополнительных защитных мероприятий, например прокладка в трубах, в закрытых коробах, в полах. Размещение во взрывоопасной зоне кабельных линий электропроводки с нарушением требований безопасности может повлечь за собой создание аварийной либо чрезвычайной ситуации, представляет угрозу для неопределенного круга лиц, нарушает благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, а также права неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность и защиту права собственности, что создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Выявленные в ходе проведения прокурорской проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Истцом своих должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией и Положением об отделе <данные изъяты> администрации Губахинского муниципального района. На основании вышеизложенного, приказом № 456 от 10.12.2010 года Истицу было объявлено замечание. Дисциплинарное взыскание применено в соответствие с требованиями ст. 192, 193 Трудового кодекса. Считают, применение дисциплинарного взыскания законным и обоснованным. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с абзацами 1 и 12 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Судом установлено, что истец Самохвалова Е.И.. работает в должности заведующего <данные изъяты> Губахинского муниципального района с 01.12.2009 года согласно приказу главы администрации Губахнского муниципального района Пермского края от 01.12.2009 года № 171 – к. Приказом главы администрации Губахинского муниципального района Пермского края от 10.12.2010 года № 456 за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления), выразившееся в ненадлежащем исполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей ( неисполнение требований закона по соблюдению безопасности при использовании систем газопотребления и устройства электроустановок, создание угрозы нарушения конституционных прав граждан, в том числе нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания), Самохваловой Е.И., заведующей <данные изъяты>, объявлено замечание. Суд считает, что указанный приказ издан с нарушением требований трудового законодательства. Согласно ст. 193 Трудового кодекса РФ о применении дисциплинарного взыскания издается приказ, в котором должны быть указаны мотивы его применения, т.е. конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергается взысканию. В приказе от 10.12.2010г. № 456 конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого Самохвалова подвергается взысканию, не указан. Как указано в приказе, основанием для его издания явилось Представление прокурора г.Губахи «Об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления) № 2-16-2010 от 11.11.2010г. Из представления прокурора усматривается, что Прокуратурой г.Губахи была проведена проверка по обращению директора ООО «<данные изъяты>» по факту самовольного проведения кабельных линий на стенах многоквартирного дома, расположенного по <адрес> г.Губахи, с нарушением Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03 и ОСТ 153-39.3-051-2003. В ходе проведенной проверки установлено, что в целях электроснабжения Отдела <данные изъяты> Администрации Губахинского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес> проведены электрические кабеля, которые расположены на газопроводе указанного дома. По факту нарушений Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03 и ОСТ 153-39.3-051-2003 поступали неоднократные обращения граждан и должностных лиц органов местного самоуправления начальнику ГЭУ ЧФ ЗАО «<данные изъяты>», в средства массовой информации. Вместе с тем, до настоящего времени никаких мер, направленных на проведение электрических кабелей в соответствии с требованиями Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, Правил устройства. электроустановок, не принято. На основании пункта 2.2.20. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 расстояния между газопроводом и электропроводами в местах пересечения и при параллельной прокладке должны приниматься в соответствии с правилами устройства электроустановок. При этом, приложением № 8 к указанным Правилам установлено наименьшее расстояние от газопроводов и сооружений ГТУ и ПТУ до провода высоковольтных линий (ВЛ), которое по вертикали от провода ВЛ при напряжении 220 кВ до газопровода должно составлять 5 метров. В соответствии с пунктом 7.3.1, Правил устройства электроустановок 11УЭ) (Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979)) глава 7.3. Правил распространяется на электроустановки, размещаемые во взрывоопасных зонах внутри и вне помещений. Эти электроустановки должны удовлетворять также требованиям других разделов Правил в той мере, в какой они не изменены настоящей главой. Выбор и установка электрооборудования (машин, аппаратов, устройств), электропроводок и кабельных линий для взрывоопасных зон производятся в соответствии с настоящей главой Правил на основе классификации взрывоопасных зон и взрывоопасных смесей. Пунктом 7.3.115. Правил установлено, что через взрывоопасные зоны любого класса, а также на расстояниях менее 5 м по горизонтали и вертикали от взрывоопасной зоны запрещается прокладывать не относящиеся к данному технологическому процессу (производству.) транзитные электропроводки и кабельные линии всех напряжений. Допускается их прокладка на расстоянии менее 5 м по горизонтали и вертикали от взрывоопасной зоны при выполнении дополнительных защитных мероприятий, например прокладка в трубах, в закрытых коробах, в полах. Между тем, размещение во взрывоопасной зоне кабельных линий электропроводки с нарушением требований безопасности может повлечь за собой создание аварийной либо чрезвычайной ситуации, представляет угрозу для неопределенного круга лиц, нарушает благоприятные условия проживания и жизнедеятельности, а также права неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность и защиту права собственности. Неисполнение требований закона по соблюдению безопасности при «пользовании систем газопотребления и устройства электроустановок создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, в том числе нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.. Выявленное в ходе проверки нарушение свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответственным должностным лицом Администрации Губахинского муниципального района своих должностных обязанностей, за что оно заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности. В связи с изложенным прокурор требовал провести служебную проверку по указанным в представлении фактам, по результатам которой решить вопрос о привлечении виновного должностного лица к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст.ст. 192-193 Трудового кодекса РФ. На представлении имеется виза руководителя: ФИО1: провести служебное расследование, принять меры по устранению нарушений. В соответствии с п.1.1 Должностной инструкции Заведующей отделом <данные изъяты> Самохвалова Е.И. является муниципальным служащим, назначается и освобождается от должности Главой Администрации Губахинского муниципального района ( п.1.») и подчиняется заместителю Главы Администрации ( п.1.3). В соответствии с п.4.2 Положения об отделе <данные изъяты>, утвержденного распоряжением Главы администрации Губахинского муниципального района 18.06.2009 № 91-р <данные изъяты> руководит всей деятельностью отдела, осуществляет права и обязанности вытекающие из настоящего Положения, несет персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение возложенных на отдел задач. Согласно п. 1.7 Положения Отдел не является юридическим лицом. Согласно п. 2.1. Основной целью деятельности отдела является осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Губахинского муниципального района Пермского края. Вопреки Представлению прокурора и в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка в отношении Самохваловой Е.И. служебная проверка не назначалась и не проводилась. Так согласно п.8.8 Правил служебная проверка проводится по решению работодателя. Согласно п.8.9 при проведении служебной проверки должны быть полностью объективно и всесторонне установлены: п. 8.9.1.факт совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка; п. 8.9.2. вина муниципального служащего; п 8.9.3.причины и условия, способствовавшие совершению щипальным служащим дисциплинарного проступка; Согласно п. 8.11. Проведение служебной проверки поручается общему отделу с участием юридического отдела. Все документы по факту дисциплинарного проступка, в отношении которoro назначена служебная проверка, должны направляться в общий отдел, которому поручено проведение проверки. Руководитель подразделения, осуществляющий служебную проверку, имеет право запрашивать необходимую информацию по факту дисциплинарного проступка у соответствующих руководителей структурных подразделений администрации. П. 8.12 Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются работодателю, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. П. 8.13 Муниципальный служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: п. 8.13.1.давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; п. 8.13.13 ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. П. 8.14. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: п.8.14.1 факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; п.8. 14.2 предложение о применении к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. П. 8.15. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается начальником общего отдела и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу муниципального служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. Таким образом, вина муниципального служащего Самохваловой не устанавливалась. В объяснительной от 15.11.2010г. Самохвалова указала, что Электромонтажные работы производились в 2006 году. Электроустановка была принята и допущена в эксплуатацию. 12 июля 2006 года начальником Лысьвенского отдела по надзору за электроустановками был утвержден акт № 24/305 от 12.06.2006г. допуска в эксплуатацию электроустановки, в котором отражено:1) проводился технический осмотр внешнего и внутреннего электроснабжения отдела <данные изъяты> ВРУ <адрес>; 2) электромонтажные работы выполнены ООО «<данные изъяты>»; 3) работы выполнены в соответствии с проектом, который разработан ООО «<данные изъяты>»; 4) акт ссылается на технические условия № 7 от 26.01.2006г.; 5) заключение: электроустановка отвечает требованиям нормативно-технической документации и допускается в эксплуатацию по проектной схеме электроснабжения. Ежегодно на потребление электроэнергии отделом <данные изъяты> заключается договор с энергоснабжающей организацией, вопрос о том, что кабеля должны быть в защитных коробах или трубах ни разу не возникал. Считает, что со стороны отдела <данные изъяты> нарушений допущено не было, так как работы проводились организацией, у которой на проведение данных работ существовала лицензия, и акты допуска в эксплуатацию электроустановки были согласованы соответствующими должностными лицами. Согласно Акту № 053 разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 10.02.2010 года между ОАО «<данные изъяты>» ( «<данные изъяты>») и главой Администрации г.Губаха ФИО2 ( но не заведующей <данные изъяты> Самохваловой) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии для отдела <данные изъяты> <адрес>, в котором указана схема сопряжения сетей «<данные изъяты>» и Потребителя, о наличии каких-либо нарушений правил устройства электроустановок в Акте не указано. Во исполнение устранения выявленных нарушений по заказу Администрации Губахинского муниципального района (отдела ЗАГС) 30.11.2010г. ООО «<данные изъяты>» выполнены электромонтажные работы по затягиванию силового кабеля ВВГ нг 4х6 в металлорукав с ВРУ по <адрес>, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 30.11.2010г за ноябрь 2010г. Акт приемки подписан главой Администрации ФИО2, но не Самохваловой. Исследованные в совокупности доказательства по делу позволяют суду прийти к следующему выводу. В приказе от 10.12.2010 года № 456 конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого Самохвалова подвергнута взысканию в виде замечания, не указан. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности служит дисциплинарный проступок, то есть виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей. Работодателем доказательств виновного, противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения Самохваловой возложенных на нее трудовых обязанностей не представлено. Несмотря на то, что в соответствии с п. 5.5 должностной инструкции заведующая отделом <данные изъяты> несет ответственность за соблюдение правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите, на нее не может быть возложена ответственность за нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления), и неисполнение требований закона по соблюдению безопасности при использовании систем газопотребления и устройства электроустановок, создание угрозы нарушения конституционных прав граждан, в том числе нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Приказ издан с нарушением Правил внутреннего трудового распорядка. На основании изложенного, суд считает, что приказ от 10.12.2010 года № 456 следует признать незаконным, подлежащим отмене. Руководствуясь ст.ст. 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Приказ главы администрации Губахинского муниципального района пермского края от 10.12.2010 года № 456 «Об объявлении замечания Самохваловой Е.И.» признать незаконным и отменить. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий