Решение об отказе в предоставлении жилого помещения вне очереди



Дело № 2-35/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Ро с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

24 января 2011 года Губахинский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Абрамовой З.В.

при секретаре Никулиной Н.Б.,

с участием прокурора Чеботковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Прокурора г.Губахи в интересах Коваленко С.Б. к Правительству Пермского края, Администрации Губахинского муниципального района о предоставлении Коваленко С.Б. жилого помещения вне очереди,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Губахи в интересах Коваленко С.Б. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Администрации Губахинского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на одного человека общей площадью не менее установленной нормы предоставления за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Просил обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения детей-сирот, администрации Губахинского муниципального района на приобретение благоустроенного жилого помещения Коваленко С.Б. на семью из одного человека.

Исковые требования прокурор мотивировал тем, что ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со статьями 4,5 вышеназванного Федерального закона № 159 - ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно статьи 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Согласно подпунктам 1, 2, 8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных районов и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края № 16-п, именно бюджеты районов являются получателями средств, имеющих целевое назначение - приобретение жилья для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.

Передача денежных средств, выделенных на покупку жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, из бюджета муниципального района в бюджет поселения, действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе иметь в собственности имущество (ст.50) и распоряжаться этим имуществом (ст.51). Этим же законом предусмотрен правовой механизм передачи муниципального имущества от одного муниципального образования к другому.

Таким образом, наличие закона о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности (закон Пермского края от 18.12.2006 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности»), не препятствует приобретению в собственность Губахинского муниципального района жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не препятствует передаче приобретенного имущества от муниципального района поселениям.

Коваленко С.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ. Решением Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года родители Коваленко Б.Г. и мать Коваленко Н.М. лишены родительских прав (7 сентября 2002 года умер Коваленко Б.Г., 23 марта 2008 года умерла Коваленко Н.М.).

С 27 марта 1996 года (до лишения родителей родительских прав) Коваленко С.Б. находился в воспитательной колонии № 2 с.Гамово, Пермского района (по приговору Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ). В 1996 году вместе с родителями проживал у деда по адресу: <адрес> (регистрации по данному адресу не имел).

Коваленко С.Б. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в список на внеочередное получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в феврале 2009 года (постановление главы администрации Губахинского городского поселения от 16.02.2009 № 9-ж), в льготную очередь был включен в 2008 году (по личному заявлению).

Коваленко С.Б. находился в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ 2006 года по ДД.ММ.ГГГГ 2010 года (освободился условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 9 месяцев 26 дней). После возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, Коваленко СБ. жилым помещением обеспечен не был.

Таким образом, Коваленко СБ. закрепленного жилого помещения не имеет, проживает (временно) у брата, в связи с чем, приобрел право на получение жилого помещения вне очереди.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанные ограничения не распространяются на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод и законных интересов в сфере трудовых прав отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья и т.д.

Коваленко С.Б. обратился в прокуратуру города с заявлением о защите нарушенных прав.

В судебном заседании прокурор г.Губахи Чеботкова Е.В. доводы искового заявления поддержала.

Коваленко С.Б. исковые требования и доводы прокурора поддержал и просил предоставить ему жилое помещение вне очереди по договору социального найма на одного человека.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили возражение на исковые требования, в которых просили суд рассмотреть дело без участия представителя Правительства Пермского края, и указали, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:

1)наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2)отсутствие закрепленного жилого помещения;

3)окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159- ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до18 лет.

Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяется объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621- 580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям сиротам.

Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года. Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме.

Из искового заявления следует, что Коваленко С.Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В адрес Правительства не представлены данные родителей Коваленко С.Б., подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, УФРС, ЦТИ).

Из постановления главы администрации Губахинского городского поселения (Губахинского муниципального района Пермского края от 16.02.2009 г. №9-ж «О принятии на учет Коваленко С.Б. в качестве нуждающегося в жилом помещении» следует, что Коваленко СБ. принят на учет в качестве нуждающегося в жилим помещении и включен в список на внеочередное получение гражданами жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно сведениям о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в городе Губаха на 01.01.2010 года Коваленко СБ. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 08.02.2008 г.

В ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ сказано, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;|

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В отличие от установленных ст. 6, 7, 9 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на образование, медицинское обслуживание и на труд, не предусматривает обеспечение этих лиц жилой площадью. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто встал на жилищный учет до 18 лет.

Одним из основных условий отнесения граждан к какой-либо из рассматриваемых категорий является определенный, установленный действующим законодательством возраст. При этом возраст выступает одним из правоустанавливающих фактов и имеет принципиальное значение в данном вопросе. До достижения возраста 18 лет (категории дети-сироты и дети, оставшиеся попечения родителей) гражданин должен обратиться за реализацией гарантированного ему права на обеспечение жилой площадью, то есть встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Коваленко С.Б. уже исполнилось 28 лет. Таким образом, имеющееся в материалах дела постановление главы администрации Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края от 16.02.2009 г. №9-ж «О принятии на учет Коваленко С.Б. в качестве нуждающегося в жилом помещении» не соответствует закону. Считают, что у Коваленко С.Б. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без печения родителей.

Представитель Администрации Губахинского муниципального района помощник главы Администрации по юридическим вопросам Долгополова А.С. с исковыми требованиями прокуратуры г.Губахи не согласна, в представленном суду отзыве указала, что согласно сведений о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в г.Губахе гр.Коваленко С.Б. был поставлен на льготную очередь по предоставлению жилья в 2008 году.

Согласно п.6. Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться: законные представители детей-сирот от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, - администрации этих учреждений; от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители); лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей)

На момент постановки на льготную очередь Коваленко С.Б. исполнилось 29 лет, что является существенным нарушением условий о постановке на учет детей-сирот.

Согласно данного же Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 снятие детей-сирот с учета осуществляется по решению органа местного самоуправления с согласия органа опеки и попечительства в случаях: усыновления детей-сирот в установленном законом порядке; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах несоответствующих действительности сведений о нуждаемости в предоставлении жилья, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; в случае смерти лица, состоящего на учете.

При таких обстоятельствах считают, что Коваленко С.Б. не имел законного права на постановку на льготную очередь на предоставление ему жилья вне очереди.

Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В преамбуле Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии с абз.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Коваленко С.Б. родился ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его родители – отец Коваленко Б.Г. и мать Коваленко Н.М. лишены родительских прав в отношении четверых детей, Сергея ДД.ММ.ГГГГг.рождения, Андрея ДД.ММ.ГГГГг.рождения, Владимира ДД.ММ.ГГГГ рождения, Людмилы ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно справке МАУ «<данные изъяты> от 06.08.2010г. Коваленко С.Б. был зарегистрирован по адресу <адрес>., где проживал с родителями с 08.10.1987 года по 25.09. 1990 года и снят с регистрационного учета как выбывший с родителями в общежитие по адресу <адрес>.

Согласно постановлению Администрации г.Губаха Пермской области от 03.03.97 № 148 «Об определении несовершеннолетних Коваленко А.Б.1983 г.р., Коваленко В.Б. 1985 г.р., Коваленко Л.Б. 1988 г.р. в детский дом» несовершеннолетние Коваленко А.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Коваленко В,Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Коваленко Л.Б. ДД.ММ.ГГГГ г.р. определены в Детский дом. Жилое помещение за ними не закреплялось.

В период лишения родителей Коваленко родительских прав, с 27.03.1996 года Коваленко Б.Г. содержался в воспитательной колонии № 2 с.Гамово, Пермского района по приговору Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым был осужден по ст.144 ч.2 и ст.145 ч.2 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы.

Освободившись из колонии 11.09.1998 года, Коваленко С.Б. вернулся к родителям, лишенным родительских прав, в общежитие по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Коваленко С.Б. осужден Губахинским городским судом к 5 годам лишения свободы, был арестован 12.05.1999года. 05.05.2004 года Коваленко освободился, вернулся в г.Губаху и стал проживать с матерью по <адрес>, где она арендовала жилье.

07.09.2002 года умер отец Коваленко С.Б – Коваленко Б.Г., что подтверждается свидетельством о смерти, выданным на основании записи акта о смерти № 628.

ДД.ММ.ГГГГ Коваленко С.Б. был арестован и ДД.ММ.ГГГГ осужден Губахинским городским судом к 2 годам лишения свободы. 19.07.2006 года Коваленко освободился, вернулся в г.Губаху к матери в общежитие по ул.Суворова 56.

ДД.ММ.ГГГГ Коваленко С.Б. был арестован, по приговору Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ осужден к 5 годам лишения свободы; по приговору от ДД.ММ.ГГГГ осужден Губахинским городским судом к 5 годам 6 мес. лишения свободы; по приговору от ДД.ММ.ГГГГ осужден Губахинским городским судом к 5 годам 10 мес. лишения свободы.

23.03.2008 года умерла мать Коваленко Н.М., что подтверждается свидетельством о смерти, выданным согласно записи акта о смерти № 212.

19.10.2010 года Коваленко освободился, вернулся в г.Губаху и стал жить у брата Коваленко Б.Г..

Состоявшие в списках на получение вне очереди жилого помещения братья Коваленко С.Б. получили квартиры – ФИО1 в 2004 году ( позднее приватизировал и в 2010 году продал); ФИО4 в 2007 году (приватизировал и продал), сестра ФИО3 получила однокомнатную квартиру в 2007 году, 07.12.2010 года приватизировала. Указанные обстоятельства подтвердили допрошенные в качестве свидетелей ФИО4 ФИО1 и ФИО3 Кроме того, в Сведениях о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по Губахинскому муниципальному району по состоянию на 01.01.2008 года указано, что ФИО4 и ФИО3 получили квартиры в 2007 году.

Находясь в местах лишения свободы 08.02.2008 года в возрасте 29 лет Коваленко С.Б. обратился в Органы опеки и попечительства города Губахи с заявлением о восстановлении его в льготной очереди на получение жилого помещения. До 23 лет с заявлением о предоставлении ему жилого помещения он не обращался. После первого освобождения из мест лишения свободы ему было 18 лет. На свободе он находился восемь месяцев. Следующее освобождение было в 2004 году, когда Коваленко уже исполнилось 24 года. Однако находясь в местах лишения свободы в тот период с заявлением о предоставлении жилого помещения Коваленко С.Б. не обращался и доказательств уважительности причин необращения до 23 лет не представил.

Суд не может согласиться с доводами Коваленко С.Б. о том, что он не знал, что его родители лишены родительских прав, и что он имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. При возвращении из колонии в 1998 году, его братья и сестра находились в детском доме, позднее Коваленко разыскивал взысканные на его содержание алименты, что подтверждается сообщениями прокурора города Губахи в адрес Коваленко от 14.09.2007 года и от 22.10.2007 года по заявлениям об алиментах.

Из письма прокурора гор.Губахи от 14.09.2007 года в адрес Коваленко С.Б. в ИК-35 пос.Скальный, где он отбывал наказание, усматривается, что по сообщению отдела опеки и попечительства от 12.09.2007г он, Коваленко, состоит в льготной очереди на получение жилья.

Вместе с тем, доказательств того, что Коваленко состоит в льготной очереди на получение жилья суду не представлено.

В Сведениях о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по Губахинскому муниципальному району по состоянию на 01.01.2008 года Коваленко С.Б. не значится.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО5, работавшая до декабря 2009г. в органах опеки, показала, что она занималась устройством детей, оставшихся без попечения родителей. Истца Коваленко С. никогда не видела, лично он к ней не обращался. От него только в 2008г. поступало заявление о восстановлении в списках на получение жилья. Его братья и сестра получили квартиры. Эти дети остались без попечения родителей с 1996г. Жилье за ними не закреплялось, так как они жили в общежитии по <адрес>. С. был тогда в колонии, и поэтому его не включили в списки детей, оставшихся без попечения родителей. Списки они составляли с 1995г. Колония должна была направить в их адрес письмо о постановке Сергея в льготную очередь, так как он остался без попечения родителей.

В судебное заседание представлены Сведения о численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещени межведомственной комиссии по реализации прав детей-сирот я по Губахинскому муниципальному району по состоянию на 01.04.2009 года, в которых указано, что Коваленко С.Б. поставлен на учет 08.02.2009 года как находящийся в местах лишения свободы. Из Протокола от 27.01.2009 года межведомственной комиссии Администрации Губахинского муниципального района по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение и Постановления Главы Администрации Губахинского городского поселения от 16.02.2009г № 9-ж усматривается, что Коваленко С.Б. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список на внеочередное получение гражданами жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Однако постановка истца Коваленко С.Б. в 2009 году на учет нуждающихся в жилом помещении и включение его в список на внеочередное получение жилого помещения не свидетельствует о том, что на него в настоящее время распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающего сохранение дополнительных гарантий по обеспечению жилым помещением указанных лиц до 23 лет, также на него не распространяется действие п.2 части 2 статьи 57 ЖК РФ.

Опека и попечительство в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159 является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их интересов и устанавливается она над детьми до 18 лет.

Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесен к компетенции органов местного самоуправления, что не исключает возможность лиц из числа детей-сирот в совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления.

Таким образом, исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу: поскольку Коваленко С.Б. впервые обратился по вопросу предоставления жилого помещения только в возрасте 29 лет, то есть после достижения 23 лет, то он уже утратил статус лица из числа детей сирот, действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него уже не распространяется, поэтому в иске прокурору г.Губахи и Коваленко С.Б. к Правительству Пермского края и Администрации Губахинского муниципального района следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р е ш и л :

Отказать Прокурору г.Губахи и Коваленко С.Б. в иске к Правительству Пермского края и Администрации Губахинского муниципального района в возложении обязанности на Администрацию Губахинского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края предоставить Коваленко С.Б. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на одного человека общей площадью не менее установленной нормы предоставления и в возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, администрации Губахинского муниципального района на приобретение благоустроенного жилого помещения Коваленко С.Б.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий