Иск об обязании организовать бесплатное дошкольное образование



Дело № 2-53 27 января 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Губахинский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б.,

при секретаре Лештаевой О.В.,

с участием помощника прокурора Кучевасовой О.И.,

представителя ответчика Долгополовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Губахинского муниципального района о возложении обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования жителям поселка Парма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об обязании администрации Губахинского муниципального района в течение трех месяцев организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования жителям поселка Парма Губахинского муниципального района, путем создания на территории поселка дошкольного образовательного учреждения, либо путем предоставления на территории поселка общедоступного бесплатного дошкольного образования существующими дошкольными образовательными учреждениями. Прокурор мотивировал свои требования следующим. На территории пос. Парма, входящего в состав Губахинского муниципального района, в настоящее время проживают семьи численностью <данные изъяты> человек, имеющие не менее <данные изъяты> малолетних детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение. С 1995 года по настоящее время дошкольное образовательное учреждение в поселке отсутствует, органами местного самоуправления Губахинского муниципального района меры, направленные на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования не приняты. Ближайшие дошкольные образовательные учреждения расположены на значительном удалении от пос. Парма - в пос. Углеуральском и Северном, с которыми отсутствует автомобильное сообщение (транспортный разрыв от дороги общего пользования - 65 км.), а имеющиеся железнодорожное сообщение со ст. Углеуральской (два постоянных электропоезда в сутки) не позволяет обеспечить разумную и безопасную доставку детей дошкольного возраста в учреждение и обратно. Так, согласно расписанию движения электропоездов по ст. Углеуральская, ежедневные электропоезда в пос. Парма от ст. Углеуральская отправляются в 3 ч. 37 мин. и в 17 ч. 51 мин., время в пути - 45 минут. В связи с изложенными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Губахинского муниципального района прокурором внесено представление с требованием принять меры, по устранению нарушений, организовать дошкольное образование. Из предоставленного ответа на представление и информации управления образования администрации следует, что законные требования прокурора оставлены без удовлетворения. Дошкольное образовательное учреждение на территории поселка не создано, аналогичные существующие учреждения дошкольное образование в населенном пункте не осуществляют. Жителям пос. Парма лишь предложено круглосуточное пребывание в детских садах пос. Северный и г. Губахи, а также в группе кратковременного пребывания, создание которой планируется в 2011 году на базе <адрес> пос. Парма. При этом образовательная деятельность должна будет осуществляться <адрес> пос. (Северный, <адрес>) платно, за счет средств граждан, полученных в качестве пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающим муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Планируемые меры, не соответствуют вышеприведенным требованиям закона, их реализация не обеспечит конституционные права жителей пос. Парма на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, гарантии государственной защиты материнства, детства и семьи. Органами местного самоуправления не организовано предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в пос. Парма.

13 января 2011 года помощник прокурора города Губахи Кучевасова О.И. изменила предмет иска: просила обязать ответчика организовать занятия детей пяти лет и старше в Воскресной школе для предшкольной подготовки; организовать группу для детей круглосуточного пребывания отдаленных поселков; для детей от полутора до пяти лет организовать группу кратковременного пребывания на базе <адрес> ; организовать подвоз детей с родителями в понедельник со станции Углеуральская до <адрес> и в пятницу обратно от <адрес> до станции Углеуральская за счет средств бюджета еженедельно со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика юрисконсульт администрации Губахинского муниципального района Долгополова А.С. исковые требования признала.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 2, 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 3, 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п. 14, 15 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Согласно п. 2.1 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений Губахинского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 28.06.2007 № 494, муниципальные учреждения могут быть созданы в случаях решения социальных проблем жителей Губахинского муниципального района.

Согласно п. 2.2 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений Губахинского муниципального района Пермского края, решение о создании муниципального учреждения (далее по тексту - Учреждение) принимается главой администрации Губахинского муниципального района на основании письменного предложения органа местного самоуправления, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли.

В судебном заседании установлено, что с 1995 года дошкольное образовательное учреждение в поселке Парма входящего в состав Губахинского муниципального района, отсутствует. Ближайшие дошкольные образовательные учреждения расположены на значительном удалении от пос. Парма - в пос. Углеуральском и Северном, с которыми отсутствует автомобильное сообщение, а имеющиеся железнодорожное сообщение со ст. Углеуральской (два постоянных электопоезда в сутки) не позволяет обеспечить разумную и безопасную доставку детей дошкольного возраста в учреждение и обратно. Жителям пос. Парма предложено круглосуточное пребывание в детских садах пос. Северный и г. Губахи, а также в группе кратковременного пребывания, создание которой планируется в 2011 году на базе <адрес> пос. Парма, при этом образовательная деятельность должна будет осуществляться <адрес> пос. (Северный, <адрес>) платно, за счет средств граждан, полученных в качестве пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающим муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Органами местного самоуправления не организовано предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в пос. Парма.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании объяснениями сторон, письменными доказательствами.

В представлении прокурора г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что прокуратурой города проведена проверка доступности дошкольного образования на территории Губахинского муниципального района, результаты которой свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий в указанной сфере. На территории пос. Парма с 1995 года по настоящее время отсутствует дошкольное образовательное учреждение, тем самым право <данные изъяты> малолетних детей, проживающих на данной территории, на получение дошкольного образования администрацией Губахинского муниципального района не обеспечено, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий в указанной сфере. Участие Губахинского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ в пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения» (решение Земского Собрания Губахинского муниципального района от 22.07.2010 № 275), недостаточно для решения проблемы в организации дошкольного образования в пос. Парма, поскольку дети четыре месяца (до 2011 года) лишены возможности получать дошкольное образование, в связи с чем необходимо принять комплекс мер, направленных на получение детьми пос. Парма бесплатного дошкольного образования. На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор требует принять меры к устранению указанных нарушений закона и недопущению их впредь. С этой целью незамедлительно принять комплекс мер, направленных на организацию дошкольного образования в пос. Парма г. Губахи.

В сообщении главы администрации Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что 30 сентября состоялась встреча родителей с представителем дошкольного учреждения Губахинского муниципального района. На встрече родителям были предложены виды получения дошкольной образовательной услуги: в группах с круглосуточным пребыванием в детских садах пос.Северный ( ) либо Нового города ( ). В группах кратковременного пребывания на базе школы во второй половине дня без организации питания ( развивающие занятия для детей). В группе предшкольной подготовки для детей в возрасте старше 5 лет - будущих первоклассников. С 15 октября такая группа начнёт работать, вести занятия в которой будет педагог школы . В данный момент идёт согласование с родителями выбора вида получения услуги дошкольного образования.

В телефонограмме переданной <адрес> и полученной прокуратурой г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ указано, что численность постоянного населения пос. Парма <данные изъяты> человек, автомобильного сообщения нет, транспортный разрыв от дороги общего пользования 65 км, сообщение – ж/д ( электропоезд). Гарантированное отправление электропоезда 2 раза в сутки от ст. Углеуральская – 03.37 и 17.51 ч. ( время московское). Дневной электропоезд в 09.40 ч. и 16.07 ч. бывает не каждый день.

В сообщении администрации Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в посёлке Парма <данные изъяты> ребёнка дошкольного возраста (приложение 1 и 2) из них до 1,5 лет - 2 ребёнка, с 1,5 до 5 лет - 13 детей, с 5 до 7 лет - 7 детей. Для предоставления общедоступного бесплатного общего дошкольного образования для детей пос. Парма и Шестаки организованы следующие виды услуг, определённые в приказе начальника Управления образования (Приложение 3). В пос. Парма выезжала представитель <адрес> ФИО1 для встречи с родителями, где родителям было предложено устройство детей в группы с круглосуточным пребыванием и группы кратковременного пребывания. Воспитатель <адрес> на месте ознакомилась с условиями в <адрес> пос.Парма. На встречу пришли только 5 родителей, от посещения детьми групп круглосуточного и кратковременного пребывания отказались. 6 октября <данные изъяты> ФИО2 вновь встретилась с родителями детей пос. Парма. На встречу пришли представители 9 семей. По результатам опроса из 4-х представленных услуг, все 9 человек выбрали выплату компенсации (Приложение 4,5). На сегодняшний день для детей старше 5 лет в пос. Парма с ДД.ММ.ГГГГ организована «Воскресная школа», которую посещают 5 детей. По результатам собеседования с родителями выявлено, что необходимости в строительстве детского сада нет. Кроме того, строительство детского сада затруднено в связи с введением новых СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91 и зарегистрированных в Минюсте РФ 27.08.2010 № 18267. В пос. Парма нет возможности провести коммуникации для создания условий в соответствии с санитарными нормами и правилами для обеспечения безопасности пребывания детей дошкольного возраста.

В сообщении главы Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что для детей старше 5 лет организована предшкольная подготовка на базе
<адрес> (в рамках дополнительного образования реализуется
программа <данные изъяты>). Для детей младшего и среднего дошкольного возраста с ДД.ММ.ГГГГ будет открыта группа кратковременного пребывания. Услуга будет оказываться <адрес>. Ранее возможности для предоставления услуги нет, так финансирование будет осуществляться в рамках программы «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающим муниципальные дошкольные образовательные учреждения». Территория вступает в проект с ДД.ММ.ГГГГ.

В приказе <данные изъяты> администрации Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с целью предоставления детям посёлков Шестаки и Парма Губахинского муниципального бесплатного дошкольного образования начальником управления образования приказано: ФИО3, <данные изъяты> , организовать занятия для детей 5 лет и старше в «Воскресной школе» для предшкольной подготовки; ФИО4, <данные изъяты> , организовать группу круглосуточного пребывания для детей отдалённых посёлков с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО5, <данные изъяты> , организовать группу кратковременного пребывания на базе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ для детей от 1,5 до 5 лет; ФИО6, <данные изъяты> , организовать подвоз детей с родителями с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд приходит к следующим выводам.

На территории пос. Парма, входящего в состав в состав Губахинского муниципального района, в настоящее время проживают семьи численностью <данные изъяты> человек, имеющие не менее <данные изъяты> малолетних детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение.

Дошкольное образовательное учреждение в поселке отсутствует, ближайшие дошкольные образовательные учреждения расположены на значительном удалении от пос. Парма - в пос. Углеуральском и Северном, с которыми отсутствует автомобильное сообщение (транспортный разрыв от дороги общего пользования - 65 км.), а имеющееся железнодорожное сообщение со ст. Углеуральской (два постоянных электропоезда в сутки) не позволяет обеспечить разумную и безопасную доставку детей дошкольного возраста в учреждение и обратно.

Тем самым нарушаются нормы законодательства, регулирующие право граждан на общедоступность образования, не обеспечиваются гарантии государственной защиты материнства, детства и семьи.

Поэтому, на ответчика следует возложить обязанность организовать занятия детей пяти лет и старше в Воскресной школе для предшкольной подготовки; организовать группу для детей круглосуточного пребывания отдаленных поселков; для детей от полутора до пяти лет организовать группу кратковременного пребывания на базе <данные изъяты> ; организовать подвоз детей с родителями в понедельник со станции Углеуральская до <данные изъяты> и в пятницу обратно от <данные изъяты> до станции Углеуральская за счет средств бюджета еженедельно.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на администрацию Губахинского муниципального района обязанность организовать занятия детей пяти лет и старше в Воскресной школе для предшкольной подготовки; организовать группу для детей круглосуточного пребывания отдаленных поселков; для детей от полутора до пяти лет организовать группу кратковременного пребывания на базе <данные изъяты> ; организовать подвоз детей с родителями в понедельник со станции Углеуральская до <данные изъяты> и в пятницу обратно от <данные изъяты> до станции Углеуральская за счет средств бюджета еженедельно со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: