Дело № 2-247 25 февраля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Губахинский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б., при секретаре Лештаевой О.В., с участием помощника прокурора Москаленко Е.В., истца Папушина И.Л., представителя истца адвоката Астафьева С.В., представителя ответчика Долгополовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску Папушина <данные изъяты> к администрации Губахинского муниципального района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Истец Папушин И.Л. обратился в суд с иском о восстановлении на работе в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, мотивируя тем, что его увольнение произошло с нарушением законодательства. Согласно ст. 23 Устава г. Губаха, положения «О порядке разработки структуры администрации Губахинского муниципального района Пермского края» утверждённого Земским собранием от 30.04.2008 №636, положения об администрации Губахинского муниципального района утверждённого Земским собранием от 01.02.2007 года №411, решения Земского собрания от 27.05.2010 года №250 об утверждении структуры администрации Губахинского муниципального района сокращение должности <данные изъяты> и изменение структуры администрации является компетенцией Земского собрания Губахинского муниципального района. Структура администрации Губахинского муниципального района утверждается Земским собранием. Эти положения выполнены не были. Он был уволен приказом главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ до утверждения Земским собранием новой структуры администрации Губахинского муниципального района. 18 февраля 2011 года истец исковые требования уточнил. В заявлении указал, что согласно содержания статьи 23 Устава г. Губахи, в структуру органов местного самоуправления Губахинского муниципального района в числе прочих органов входят глава Губахинского муниципального района и администрация Губахинского муниципального района. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав. В пункте 6 статьи 29 Устава указано, что утверждение структуры администрации осуществляется Земским Собранием по представлению главы администрации, а также этот орган принимает Положение об администрации Губахинского муниципального района. При этом, решение Земского Собрания об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Земского Собрания, принявшего указанное решение (п.6 ст.23 Устава). Аналогичные положения содержатся также и в положении об администрации Губахинского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского Собрания №411 от 01.02.2007г. Таким образом, для того, чтобы принять решение об изменении структуры органов местного самоуправления, и соответствующее решение вступило в законную силу, оно должно быть утверждено Земским Собранием. И только после этого, глава администрации города вправе проводить сокращение работников администрации. Глава администрации самостоятельно внес изменения в структуру и принял решение о расторжении с истцом трудового договора, без утверждения принятой структуры Земским Собранием. Решение Земского собрания, как следует из его текста, вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на следующий день после расторжения с истцом трудового договора. Главой администрации была нарушена процедура и порядок сокращения, а именно, решение о сокращении занимаемой должности должно было приниматься после того, как будет утверждена новая структура администрации. Увольнение в связи с сокращением численности работников является незаконным. В судебном заседании истец Папушин И.Л. и его представитель адвокат Астафьев С.В. исковые требования поддержали. Представитель ответчика помощник главы администрации Губахинского муниципального района по юридическим вопросам Долгополова А.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В соответствии с п.п. 1,3,4 ст.23 Устава Губахинского муниципального района структуру органов местного самоуправления Губахинского муниципального района образуют: - представительный орган Губахинского муниципального района - Земское Собрание; - глава Губахинского муниципального района; - администрация Губахинского муниципального района; - контрольно-счетная палата Губахинского муниципального района. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав. Решение Земского Собрания об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Земского Собрания, принявшего указанное решение. В соответствии с п. 6 ст. 29 Устава Губахинского муниципального района, принятого решением Губахинской городской Думы от 01.06.2005 № 141 (зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 25.11.2005 № RU595080002005001), к полномочиям Земского Собрания Губахинского муниципального района относится утверждение структуры администрации по представлению главы администрации, принятие Положения об администрации Губахинского муниципального района. В соответствии с пп. 3, 8 п. 1 ст. 43 Устава Губахинского муниципального района в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации Губахинского муниципального района: разрабатывает и представляет на утверждение Земского Собрания Губахинского муниципального района структуру администрации Губахинского муниципального района, формирует штат администрации в пределах утвержденных в бюджете средств на содержание администрации; назначает на конкурсной основе на должность заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений администрации Губахинского муниципального района и освобождает от должности в соответствии с действующим законодательством, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности. В соответствии с п. 2 ст. 44 Устава Губахинского муниципального района заместители главы администрации Губахинского муниципального района осуществляют свои полномочия в соответствии с Положением об администрации Губахинского муниципального района. Согласно п. 1.2 Положения об администрации Губахинского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 01.02.2007 № 411, в структуру администрации Губахинского муниципального района входят: глава администрации Губахинского муниципального района, его заместители, структурные подразделения местной администрации, а также отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, являющиеся юридическими лицами. Структура администрации района утверждается Земским Собранием Губахинского муниципального района. Согласно п. 1.3 Положения об администрации Губахинского муниципального района Пермского края, штатное расписание администрации утверждается главой администрации. Все сотрудники администрации назначаются на должность и освобождаются от нее приказом главы администрации района. Согласно п.п. 3.7.12 Положения об администрации Губахинского муниципального района Пермского края, глава администрации района руководит деятельностью администрации района, устанавливает структуру, штаты администрации. В п. 1.4 Структуры администрации Губахинского муниципального района, утвержденной решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 27.05.2010 № 250 указан <данные изъяты>. Согласно абз. 1,2 п.п. 1. 2 Положения о порядке разработки структуры администрации Губахинского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 30.04.2008 № 636, структура администрации Губахинского муниципального района - это перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации Губахинского муниципального района); высшие должностные лица администрации Губахинского муниципального района - глава администрации, первый заместитель главы администрации Губахинского муниципального района, заместители главы администрации Губахинского муниципального района. Согласно п. 1. 4 Положения о порядке разработки структуры администрации Губахинского муниципального района Пермского края, структура администрации Губахинского муниципального района утверждается Земским Собранием Губахинского муниципального района по представлению главы администрации Губахинского муниципального района. В п. 1 Структуры администрации Губахинского муниципального района, утвержденной решением Земского собрания Губахинского муниципального района от 27.12.2010г. № 362, вступившим в силу 30.12.2010г. указан глава администрации Губахинского муниципального района; первый заместитель главы администрации муниципального района; заместитель главы администрации по экономической и промышленной политике, развитию территории. В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец Папушин И.Л. работал в должности <данные изъяты>. Решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 27.05.2010 № 250 утверждена структура администрации Губахинского муниципального района, в которой имеется должность <данные изъяты>. В штатном расписании администрации Губахинского муниципального района на период с ДД.ММ.ГГГГ указаны 3 штатные единицы <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Губахинского муниципального района издал приказ о сокращении ДД.ММ.ГГГГ должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец подписал предупреждение о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 27.12.2010г. № 362 утверждена структура администрации Губахинского муниципального района, в которой отсутствует должность <данные изъяты>, в решении указано, что оно вступает в силу ДД.ММ.ГГГГ. Приказом главы администрации Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением численности работников организации. ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание администрации Губахинского муниципального района на период с ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны 2 штатные единицы <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснением сторон, письменными доказательствами. Истец Папушин И.Л. в судебном заседании пояснил, что был уволен без законного основания, так как приказ об увольнении был издан ранее вступления в силу решения Земского собрания об утверждении новой структуры администрации района. В решении указано, что оно вступает в силу ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 4 ст. 23 Устава Губахинского муниципального района решение должно вступить в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Земского собрания, принявшего такое решение и осуществлено путем внесения изменения в Устав. Представитель ответчика Долгополова А.С. в судебном заседании пояснила, что изменить штатное расписание можно после того, как будут сокращены сотрудники, до момента увольнения сокращаемая должность должна оставаться в штатном расписании. Приказом главы администрации Губахинского муниципального района Пермского края от 27.10.2010г. № 207-к специалисту кадровой службы дано распоряжение внести изменение в штатное расписание администрации в соответствии с п. 1.3. Положения об администрации Губахинского муниципального района Пермского края утвержденного решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 01.02.2007г. № 411 «Об утверждении положения об администрации Губахинского муниципального района Пермского края». В соответствии с утвержденной процедурой увольнения по данным обстоятельствам истец за два месяца был предупрежден о предстоящем увольнении, что подтверждается уведомлением об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с <данные изъяты> был уведомлен об отсутствии вакантных должностей (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ №-к трудовой договор с истцом был расторгнут по основаниям п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности работников организации). Истец уволен ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ №-к, а «новая» структура администрации Губахинского муниципального района утверждена решением Земского Собрания от 27.12.2010 г. № 362 «Об утверждении структуры администрации Губахинского муниципального района», которое, согласно п. 3 вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Процедура увольнения, предусмотренная трудовым законодательством соблюдена, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, не подлежат удовлетворению и требования относительно взыскания заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Папушин И.Л. назначен на <данные изъяты> должность <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ, бессрочно. В распоряжении главы администрации г. Губахи Пермской области от 01.07.2003г. № 198-р указано, что Папушин И.Л. назначен на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ с должностным окладом <данные изъяты> рублей. В штатном расписании администрации Губахинского муниципального района на период с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном приказом от 12.10.2010г. № 183-к указан штат в количестве 39 единиц. Указана должность <данные изъяты> в количестве 3 штатных единиц. В приказе главы администрации Губахинского муниципального района от 27.10.2010г. № 207-к указано, что с ДД.ММ.ГГГГ сокращена должность <данные изъяты> - 1 единица. Ведущему специалисту по кадрам отдела делопроизводства и кадров поручено ДД.ММ.ГГГГ предупредить о предстоящем сокращении Папушина И. Л.. Поручено направить письменное уведомление в органы службы занятости населения, проводить работу по предложению работнику, подлежащему сокращению, по переводу на другую работу, которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья и квалификации; внести изменения в штатное расписание администрации. В уведомлении об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что администрация Губахинского муниципального района в соответствии с п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ, на основании приказа главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О сокращении численности работников» уведомляет Папушина И.Л. о том, что трудовой договор с ним будет расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что администрация Губахинского муниципального района уведомляет Папушина И.Л. о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрации отсутствуют вакантные должности. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что администрация Губахинского муниципального района уведомляет Папушина И.Л. о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрации отсутствуют вакантные должности. В приказе администрации Губахинского муниципального района №-к от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Папушин И.Л. уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением численности работников организации по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Основание увольнения: приказ главы администрации «О сокращении численности работников» от ДД.ММ.ГГГГ №-к, ст. 127 Трудового кодекса РФ. В решении Земского Собрания Губахинского муниципального района от 27.12.2010г. № 362 указано, что структура администрации Губахинского муниципального района, согласно приложениям 1,2 утверждена, решение вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ. В приложениях к решению – Структуре администрации Губахинского муниципального района должность <данные изъяты> отсутствует. В штатном расписании администрации Губахинского муниципального района на период с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном приказом от ДД.ММ.ГГГГ указан штат в количестве 42 единиц. Указана должность <данные изъяты> в количестве 2 штатных единиц. При таких обстоятельствах, суд приходит к следующим выводам. Расторжение трудового договора с работником по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ является правомерным в случае, если сокращение численности работников или штата действительно (реально) имеет место. Это обстоятельство подтверждается новым штатным расписанием, которое должно быть утверждено до начала проведения мероприятий по сокращению. Судом установлено, что истец был предупрежден о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ, уволен – ДД.ММ.ГГГГ, а новое штатное расписание утверждено ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2 Положения об администрации Губахинского муниципального района и п. 1. 4 Положения о порядке разработки структуры администрации Губахинского муниципального района, структура администрации Губахинского муниципального района утверждается Земским Собранием Губахинского муниципального района по представлению главы администрации Губахинского муниципального района. На основании утвержденной Земским Собранием структуры, главой администрации утверждается штатное расписание. Решение Земского Собрания об утверждении новой структуры вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, штатное расписание было утверждено главой администрации ДД.ММ.ГГГГ. То есть, на момент предупреждения истца о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ и при расторжении трудового договора с истцом – ДД.ММ.ГГГГ, не вступило в силу решение Земского Собрания и штатное расписание, основанное на данной структуре, в отсутствовала занимаемая истцом должность <данные изъяты>. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что до предупреждения истца о предстоящем сокращении, а также до его увольнения, сокращение численности или штата не имело места. Предупреждая истца о предстоящем увольнении и увольняя по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в то время, когда занимаемая им должность не была исключена из штатного расписания, ответчик нарушил установленный законом порядок увольнения по данному основанию. В соответствии с частью 1 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Поэтому, истец подлежит восстановлению в должности <данные изъяты> со дня увольнения. Доводы истца о том, что решение Земского Собрания от 27 декабря 2010 года №362 должно вступить в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Земского собрания, принявшего такое решение, ошибочны, поскольку указанным решением изменена структура одного из органов местного самоуправления (администрации района), тогда как п.4 ст.23 говорит о решении, которым изменяется структура органов местного самоуправления, представленная в ч.1 ст.23 Устава. Истцом заявлено требование о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде. Согласно расчету, представленному администрацией Губахинского муниципального района среднедневной заработок истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> рубль, выходное пособие было выплачено истцу в размере <данные изъяты> рублей. Поскольку судом установлен факт увольнения истца с нарушением установленного порядка, в соответствии с ч. 2 ст. 394 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула за указанный период с зачетом выходного пособия, всего <данные изъяты> рублей. Истцом также заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением. В соответствии с частью 9 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом. Поэтому, в связи с нарушением ответчиком закона при увольнении истца, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов: по требованию о восстановлении на работе в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере <данные изъяты> рублей; по требованию о взыскании среднего заработка, в соответствии с абз. 3 пп.1 п.1 ст.333.19. Налогового кодекса Российской Федерации, в размере <данные изъяты> рублей; по требованию о компенсации морального вреда в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере <данные изъяты> рублей; всего <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Восстановить Папушина <данные изъяты> на работе в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с администрации Губахинского муниципального района в пользу Папушина <данные изъяты> заработную плату за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, денежную компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей. Отказать Папушину <данные изъяты> в иске к администрации Губахинского муниципального района о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с администрации Губахинского муниципального района государственную пошлину <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение в части восстановления на работе и взыскании заработной платы подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: