Дело № 2-211 15 февраля 2011 года именем Российской Федерации Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б., при секретаре Лештаевой О.В., участием помощника прокурора Кашаповой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Антей плюс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Губахи, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику ООО «Антей плюс» о возложении обязанности несанкционированно размещенные в результате их действий отходы вывезти на полигон ТБО в трехдневный срок. В заявлении указано, что прокуратурой города была проведена проверка по обращению <данные изъяты> по факту сброса мусора, принадлежащего <данные изъяты>, в несанкционированном месте, на берегу реки Косьва, осуществленного <данные изъяты> Проведенной проверкой установлено, что ООО «Антей плюс» заключили с <данные изъяты> договор подряда (с условием субподряда) от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по поэлементной разборке здания <данные изъяты> согласно п. 1.2. которого объем работ определяется технической документацией и локальным сметным расчетом №. Согласно ведомости объемов работ № и локального сметного расчета в объем работ, помимо разборки здания, пунктами 11-13 включена перевозка грунта и мусора. При проведении указанных работ ДД.ММ.ГГГГ ООО «Антей плюс» для перевозки грунта и мусора были заказаны транспортные услуги в <данные изъяты> что подтверждается заявкой директора ООО «Антей плюс», счетом-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справок к путевым листам, выданных шоферу ФИО1 на <данные изъяты> и ФИО2 на автокран, они ДД.ММ.ГГГГ осуществляли перевозку с 10 до 18 часов. Кроме того, данный факт подтверждается объяснениями ФИО1 и представителя ООО «Антей плюс» ФИО3 В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, водитель ФИО1 являющийся работником <данные изъяты> совместно с лицом, осуществляющим работы по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО4), сбросили мусор в районе Первомайской шахты, перед мостом, возле реки Косьва, чем нарушено законодательство об охране окружающей среды. В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется право на охрану здоровья, благоприятную среду обитания. Между тем, неисполнение ООО «Антей плюс» требований законодательства об охране окружающей среды, нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан на благоприятные условия жизнеобеспечения, что позволяет прокурору города в соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их прав. В судебном заседании помощник прокурора г.Губахи Кашапова Н.Н. исковые требования поддержала, дополнила следующим. Между ООО «Антей плюс» и <данные изъяты> был заключен договор, согласно которому по заявке общества «Антей плюс» <данные изъяты> за плату предоставляло транспортные средства <данные изъяты> и автокран с водителями для вывоза мусора с места разбора сооружений до конечного пункта, указанного ООО «Антей плюс». <данные изъяты> не самовольно вывезло отходы и отвечать по иску не должно. Нет оснований возлагать ответственность за несанкционированный вывоз мусора на <данные изъяты> В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду. Размещение отходов производится за плату, исчисление и взимание которой устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов. В силу п.74 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. На территории г. Губахи лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов имеет только <данные изъяты> Лицензия выдана ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Размещение ТБО является платным. Общество «Антей плюс»должно приобретать у <данные изъяты> талоны на право вывоза мусора на полигон ТБО. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общество «Антей плюс» по приходному кассовому ордеру № приобрело у <данные изъяты> 11 талонов (№) на право вывоза по 2 куб.м. отходов по каждому талону. Согласно ежедневному отчету вахтеров полигона ТБО, в котором фиксируются все организации, производящие вывоз ТБО на полигон в течение дня, обществом «Антей плюс» были использованы все талоны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Каждый раз объем вывозимого мусора составлял 2 куб.м.. При вывозе с <данные изъяты> строительного мусора общество «Антей плюс» должно было предоставить перевозчику <данные изъяты> талоны на право вывоза мусора, однако этого сделано не было. В течение дня, когда был осуществлен вывоз мусора с <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ, объемы мусора таковы, что вывоз на <данные изъяты> был произведен примерно 3 раза, то есть должно было быть затрачено 3 талона. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ ни один талон реализован не был. Обществом «Антей плюс» были нарушены положения законодательства об охране окружающей среды. Представитель ответчика ООО «Антей плюс» Ганеев Р.Т. исковые требования признал, просил продлить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов охраны окружающей среды, в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 51 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Кроме того, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Согласно статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом, под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Согласно статьи 4 данного закона, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. На основании статьи 10 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» при ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 74 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: размещение отходов. Согласно статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. В судебном заседании установлено, что ООО «Антей плюс» заключило с <данные изъяты> договор подряда (с условием субподряда) от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по поэлементной разборке здания <данные изъяты>, согласно п. 1.2. которого объем работ определяется технической документацией и локальным сметным расчетом №. Согласно ведомости объемов работ № и локального сметного расчета в объем работ, помимо разборки здания, пунктами 11-13 включена перевозка грунта и мусора. Лицензия на осуществление деятельности по размещению опасных отходов на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ имеется у <данные изъяты>, которое принимает отходы по талонам на соответствующий полигон. ДД.ММ.ГГГГ общество «Антей плюс» приобрело у <данные изъяты> 11 талонов по 2 куб.м., которые были реализованы в следующем порядке: ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м., ДД.ММ.ГГГГ – 2 куб.м.. При проведении указанных работ ДД.ММ.ГГГГ обществом «Антей плюс» для перевозки грунта и мусора были заказаны транспортные услуги в <данные изъяты> что подтверждается заявкой директора общества «Антей плюс», счетом-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справок к путевым листам, выданных шоферу ФИО1 на <данные изъяты> и ФИО2 на автокран, они ДД.ММ.ГГГГ осуществляли перевозку с 10 до 18 часов, при этом талоны на размещение отходов на полигоне не реализовывались. ДД.ММ.ГГГГ, водитель ФИО1, являющийся работником <данные изъяты> совместно с лицом, осуществляющим работы по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ (ФИО4.), сбросили мусор в районе Первомайской шахты, перед мостом, возле реки Косьва. Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании содержанием перечисленных письменных документов, показаниями свидетеля ФИО1, пояснившего, что представитель общества «Антей плюс» ФИО4 лично показал ему место на берегу реки Косьва, где нужно было сбросить отходы, пояснением представителя МУП «Губахинское АТП» ФИО5 указавшего, что согласно ежедневного отчета вахтеров АТП, ДД.ММ.ГГГГ общество «Антей плюс» отходы на полигон не привозило. Исследовав обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчик общество «Антей плюс», обязанное в соответствии с договором между <данные изъяты> вывезти отходы (строительный мусор, бетонолом) на полигон захоронения твердых бытовых отходов г.Губахи, ДД.ММ.ГГГГ не реализовало талон на размещение отходов на полигоне, сбросило мусор в районе первомайской шахты, перед мостом возле реки Косьва. Данный вывод суд основывает на содержании указанного договора, сведений из <данные изъяты> объяснениями лиц, фактически выполнявших работы по перевозке. При таких обстоятельствах, поскольку ответчик нарушил законодательство об охране окружающей среды, необходимо возложить на него обязанность устранить допущенное нарушение. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Антей плюс», в срок до ДД.ММ.ГГГГ вывезти на полигон захоронения твердых бытовых отходов города Губахи отходы (строительный мусор, бетонолом), полученные в ходе работ по поэлементной разборке здания <данные изъяты> и несанкционированно размещенные обществом с ограниченной ответственностью «Антей плюс» вблизи реки Косьва города Губахи. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: