Иск об обязании прекратить нарушение права пользования земельными участками



Дело № 2-8 21 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Губахинский городской суд Пермского края

в составе: председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б.,

при секретаре Никулиной Н.Б.,

с участием представителя истца Сидоровой Н.М.,

представителя представителя истца адвоката Земеровой В.В.,

представителя ответчика Бобровской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску Сидорова <данные изъяты> к администрации Губахинского городского поселения об обязании прекратить нарушение права пользования земельными участками,

У С Т А Н О В И Л:

26 ноября 2010 года истец обратился в суд с иском к администрации Губахинского городского поселения о возложении обязанности за свой счет произвести перенос опор и линии газопровода с земельных участков, принадлежащих истцу, расположенных по адресам: <адрес>. Мотивировал следующим. В период времени с осени 2009 года по февраль 2010 года администрация Губахинского городского поселения (Заказчик) и <данные изъяты> (Исполнитель), действуя на сновании двухстороннего договора, введя истца в заблуждение относительно законности своих действий, незаконно произвели прокладку линии газопровода по двум участкам, принадлежащим истцу. На земельном участке по <адрес> были установлены <данные изъяты> опоры и проведена газовая труба длиной <данные изъяты> метров, по <адрес> установлено <данные изъяты> опор и проведена газовая труба длиной <данные изъяты> метра. По настоящее время администрация Губахинского городского поселения и <данные изъяты> незаконно используют земельные участки и извлекают из того прибыль, заключать с истцом договор на пользование земельных участков отказываются. Линию газопровода можно было провести по землям поселения, либо заключить договоры на пользование земельными участками для прокладки линии газопровода с собственниками смежных земельных участков. Администрация и <данные изъяты> фактически произвели незаконное изъятие из пользования истца части его земельных участков, что нарушает его права как собственника земельных участков свободно пользоваться, владеть и распоряжаться ими. Истец лишен возможности в полном объеме использовать свои земельные участки и получать от этого прибыль, но земельный налог продолжает платить в полном размере от всей общей площади земельных участков.

31 января 2011 года представитель истца исковые требования уточнила: просит возложить на ответчика администрацию Губахинского городского поселения обязанность произвести за свой счет перенос опор и газопровода (демонтаж) за пределы земельных участков истца.

В судебное заседание истец Сидоров С.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, выдал доверенность на право участвовать в судебном заседании Сидоровой Н.М..

Представитель истца Сидорова Н.М. и ее представитель адвокат Земерова В.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика юрисконсульт администрации Губахинского городского поселения Бобровская Ю.В. исковые требования не признала.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абзацами 1 и 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1,2,3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации 1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. 2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.4. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. 6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. 8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации 1. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. 2. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. 4. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные статьей 56 настоящего Кодекса ограничения использования земельных участков.

В соответствии с пп.2 п.1 и п.3 статьи 49 Земельного кодекса РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что истец Сидоров С.А. является собственником земельных участков: площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> и площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>. В апреле 2008 года <данные изъяты> для администрации Губахинского городского поселения был разработан проект газопровода низкого давления. ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным заказчиком - администрацией Губахинского городского поселения и исполнителем <данные изъяты> заключен муниципальный контракт на строительство газопровода низкого давления квартал <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрация Губахинского муниципального района известила граждан города Губахи о возможном предоставлении земельных участков для строительства газопровода. Администрация Губахинского городского поселения согласовала с собственниками земельных участков, в том числе с истцом Сидоровым С.А., ситуационный план под строительство газопровода, из которого следует, что газопровод проходит по принадлежащим истцу земельным участкам. Администрация Губахинского городского поселения не информировала собственника земельных участков Сидорова С.А. об их возможном выкупе. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования и выбора участка для строительства, приложение к акту о выборе земельного участка - расчет убытков собственника земельных участков Сидорова С.А. не составлялся. ДД.ММ.ГГГГ истец Сидоров С.А. подписал согласия на строительство на принадлежащих ему участках надземного газопровода для газоснабжения жилых домов по <адрес>, <адрес> в г.Губахе. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принято постановление № 1020 «О предварительном согласовании места размещения надземного газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов в г.Губахе но <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ подписано разрешение на строительство газопровода. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> постановлением № 38-г утвердил градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ для проектирования и строительства надземной трассы газопровода. ДД.ММ.ГГГГ выполнена геодезическая разбивка трассы газопровода. Строительство осуществлялось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрация Губахинского городского поселения направила истцу Сидорову С.А. уведомление о возможном изъятии части земельных участков истца для муниципальных нужд под строительство газопровода.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями сторон, письменными документами.

Представитель истца Сидорова Н.М. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, дополнила, что о возможном изъятии части принадлежащих истцу земельных участков истца предупредили в феврале 2011 года.

Представитель ответчика администрации Губахинского городского поселения Бобровская Ю.В. в судебном заседании пояснила, что для улучшения социально-экономических и бытовых условий населения и создания условий развития территории администрацией Губахинского городского поселения при поддержке краевого бюджета было принято решение о строительстве газопровода низкого давления <адрес> г. Губахи. Проектная документация на газопровод к кварталу для газоснабжения жилых домов по <адрес>, <адрес> была выполнена в 2008г. <данные изъяты> <данные изъяты> принял оптимальное решение по размещению трасс газопровода вдоль ограждения между соседними участками. Прокладывать трассу газопровода вдоль улицы нецелесообразно, так как вышеуказанные жилые улицы слишком узкие (ширина от 12м до 20м). При таких условиях невозможно соблюдение нормативов, утвержденных Сводом правил по проектированию и строительству СП 42-101 - 2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб». Прокладка газопровода проводилась по земельным участкам, находящимся в частной собственности с письменного согласия собственников. Данный вариант прокладки газопровода был выбран исходя их оптимально возможных условий для дальнейшего подключения всех потребителей, расположенных в газифицируемом квартале. Собственник Сидоров С.А., проживающий по адресу <адрес> также дал свое согласие о прокладке труб на земельных участках, принадлежащих ему на праве собственности. Свое согласие он письменно подтвердил и при предварительном выборе земельных участков для строительства газопровода низкого давления. Доказательства письменного согласия имеются в деле. Ограничения права собственника земельного участка в связи с наличием на участке газопровода установлены законом, что не противоречит статьям 1, 209 ГК РФ. Для обеспечения своих прав в связи с такими ограничениями собственник может воспользоваться иными способами защиты, предусмотренными действующим законодательством, в том числе установление сервитута или заключения договора аренды. Данный газопровод можно твердо отнести к линейному объекту. В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - к линейным объектам относятся дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы, иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Данный линейный объект является лишь незначительной помехой в продолжение существующего использования земли. Наличие опор на земельном участке не препятствует ведению подсобного хозяйства, в том или ином виде они существуют почти на каждом участке в границах городской застройки. После фактического окончания строительства линейного объекта образовались участки для размещения его отдельных надземных частей - опор. В данной ситуации - договор на аренду земельного участка или установление сервитута возможны только в части участков на которых расположены опоры, так как в Постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» в п. 47. сказано, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.

В письменном объяснении <данные изъяты> от 6 сентября 2010 года указано, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> (Исполнитель) и Администрацией Губахинского городского поселения (Заказчик) был заключен Муниципальный контракт по которому Исполнитель осуществлял строительство газопровода низкого давления квартал <адрес>, <адрес> по заданию Заказчика. <данные изъяты>, поручил, выполнение строительно-монтажных работ бригаде <данные изъяты>. Строительство трассы газопровода выполнялось в соответствии с проектной документацией, разработанной <данные изъяты> а также разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и постановления главы администрации Губахинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения надземного газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов в <адрес> но ул.Жданова, ул.Пермская, ул.Коммунистическая Администрации Губахинского городского поселения», с требованиями, установленными техническими регламентами; со схемой планировочной организации земельного участка; с техническими условиями подключения объекта к магистральным сетям газоснабжения. Сотрудниками <данные изъяты> производились только строительно - монтажные работы, предусмотренные в рамках заключенного муниципального контракта. Все вопросы, касающиеся технической документации, согласование прокладки трассы газопровода по земле собственника проводились Заказчиком, то есть Администрацией Губахинского городского поселения. Смета, приложенная истцом к исковому заявлению, не имеет отношения к строительству трассы указанного газопровода, так как это вопрос частного подвода от трассы основной газораспределительной сети к индивидуальному жилому дому. Никаких переговоров, касающихся строительства трассы газопровода низкого давления квартал <адрес>, <адрес> со стороны организации с истцом не велось. Строительство трассы газопровода низкого давления квартал <адрес>, <адрес> по заданию Заказчика, Исполнителем выполнено, а также, в соответствии, с условиями заключенного контракта обеспечен ввод объекта в эксплуатацию. <данные изъяты> обеспечивает техническое обслуживание газораспределительных сетей, и не является ни собственником строящихся сетей, ни поставщиком газа.

В письменном объяснении <данные изъяты> от 22 декабря 2010 года указано, что <данные изъяты> действовала в рамках Муниципального контракта .2 от ДД.ММ.ГГГГ От Заказчика (администрации Губахинского городского поселения) было получено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. Производственным <данные изъяты> администрации Губахинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена геодезическая разбивка трассы. Согласование выбора земельных участков под строительство надземного газопровода низкого давления с домовладельцами улиц <адрес> проводилось Заказчиком самостоятельно с уполномоченными на то органами. Монтаж опор и прокладка газопровода на земельных участках Сидорова С.А. производились в период с ноября по январь месяц. Территория земельных участков ограждена 2-х метровым забором. Все работы производились по согласованию с домовладельцем и в его присутствии. Строительство осуществлялось в зимний период, насаждения плодовых кустарников находились под снежным покровом и нарушены быть не могли. Окончание строительства наружного газопровода подтверждается актом приемки комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> является лишь Исполнителем по муниципальному контракту, все необходимые подготовительные действия осуществлялись администрацией Губахинского городского поселения самостоятельно (проект прокладки линии газопровода и техническое задание).

Свидетель ФИО1<данные изъяты> допрошенная в судебном заседании 9 декабря 2010 года показала, что во время производства работ по строительству газопровода на участках, принадлежащих истцу, он возражений не высказывал. Она лично не предлагала истцу подвести газ к ему дому бесплатно. Она представляла истцу смету на строительство подвода газоснабжения от трассы основной газораспределительной сети к индивидуальному дому истца, в которой была указана сметная стоимость около <данные изъяты>. Договор на строительство на основании этой сметы не был заключен, так как истец не был согласен со сметной стоимостью.

Допрошенная в качестве свидетеля <данные изъяты> Губахинского городского поселения ФИО2 в судебном заседании 21 января 2011 года показала, что летом 2009 года узнала, что проектная документация на газопровод к кварталу была выполнена в 2008году, необходимых для проектирования документов: акта обследования и выбора участка строительства, правоустанавливающих документов на земельные участки, градостроительного плана земельного участка не было. Руководство поселения передало ей проект, подготовленный <данные изъяты> и поручило подготовить градостроительный план земельного участка под строительство газопровода. При подготовке градостроительного плана выяснилось, что газопровод должен пройти по земельным участкам, находящимся в собственности граждан. Специалисты <данные изъяты> пояснили, что изымать участки под газопровод у собственников не нужно, нужно получить их письменное согласие на строительство газопровода на их территориях. Она доложила об этом главе поселения ФИО3, согласовала с ним образцы письменного обращения к собственникам земельных участков и их письменного согласия на строительство газопровода. Сотрудники <данные изъяты> получили письменные согласования собственников участков по <адрес>, <адрес> и передали в администрацию поселения. По устному распоряжению главы поселения ФИО3, на основании документов, которые ей были переданы, она подготовила Градостроительный план земельных участков под трассами газопровода от ДД.ММ.ГГГГ , который был утвержден постановлением главы поселения от ДД.ММ.ГГГГ -г.) и разрешение на его строительство от ДД.ММ.ГГГГ , которое также было подписано главой поселения.

В свидетельстве о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец Сидоров С.А. является собственником земельного участка под индивидуальный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. на землях поселений по адресу: <адрес>; кадастровый номер . В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

В свидетельстве о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец Сидоров С.А. является собственником земельного участка, под индивидуальный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>; кадастровый номер . В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

В сообщении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что рабочий проект по объекту: «г.Губаха, Пермского края, квартал .Газопровод низкого давления» был разработан <данные изъяты> в апреле 2008 года.

В муниципальном контракте . от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <данные изъяты> (исполнитель) обязалось по заданию администрации Губахинского городского поселения (заказчик) выполнить строительство газопровода низкого давления квартал <адрес>, <адрес>, а заказчик обязался создать исполнителю необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить выполненные работы. Согласно п. 3 контракта заказчик обязуется принять выполненные работы в соответствии с условиями контракта; осуществить расчеты по контракту; обеспечить исполнителя технической документацией, необходимой для выполнения работ по контракту.

28 июля 2009 года администрация Губахинского городского поселения обратилась в <данные изъяты> с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В газете <данные изъяты> от 27 августа 2009 года размещено извещение, в котором <данные изъяты> ставит в известность о возможном предоставлении земельных участков для строительства газопровода.

В акте обследования и выбора участка для строительства от 11 сентября 2009 года указано, что участок, намеченный под строительство расположен в г.Губаха, трасса газопровода проходит от врезки в существующий надземный газопровод по <адрес>, восточнее существующей теплотрассы, проходящей по смежным участкам жилых домов по <адрес>, согласно прилагаемого плана.

Из ситуационного плана под строительство газопровода видно, что газопровод размещается по земельным участкам, в том числе по <адрес> и <адрес>.

В приложении к акту выбора земельного участка под строительство газопровода имеется подпись истца.

В листах согласования на строительство от 20.10.2009г. указано, что истец Сидоров С.А. согласен на строительство надземного газопровода на принадлежащих ему земельных участках по <адрес> и <адрес> для газоснабжения жилых домов по <адрес>, <адрес> <адрес>.

В постановлении главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения надземного газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов в <адрес> но <адрес>» указано, что акт обследования и выбора земельного участка под строительство газопровода утвержден, администрация Губахинского городского поселения должна оформить градостроительный план земельного участка для разработки проектной документации объекта строительства и разрешение на строительство.

Градостроительный план земельного участка для проектирования и строительства надземной трассы газопровода составлен 6 октября 2009 года.

В постановлении главы Губахинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ -г указано, что градостроительный план земельного участка от 6 октября 2009 года для проектирования и строительства надземной трассы газопровода утвержден.

В разрешении на строительство от 26.10.2009г. № 1306 указано, что администрация Губахинского городского поселения руководствуясь ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешает новое строительство – трассы надземного газопровода низкого давления для газоснабжения жилых улиц <адрес> по адресу: Губахинский муниципальный район, г. Губаха, квартал <адрес>, <адрес>.

В акте приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы указано, что надземный стальной газопровод низкого давления <данные изъяты> на законченном строительством объекте – <адрес>, <адрес> сдан <данные изъяты> и принят администрацией Губахинского городского поселения, проектной организацией <данные изъяты>, строительство производилось в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В уведомлении от <данные изъяты> указано, что администрация Губахинского городского поселения извещает истца Сидорова С.А. о возможном изъятии части земельных участков, принадлежащих истцу, для муниципальных нужд под строительство газопровода.

В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права собственности муниципального образования Губахинское городское поселение на газопровод низкого давления, начало врезки в существующую сеть у жилых домов по <адрес>, конец заглушки у жилых домов по <адрес>,<адрес>; <адрес>.

В сообщении <данные изъяты> <данные изъяты>» указано, что газопровод является недвижимым имуществом.

В локальном сметном расчете стоимости подвода от трассы основной газораспределительной сети к индивидуальному жилому дому по <адрес> на газоснабжение указана сметная стоимость <данные изъяты> рублей.

В заключении <данные изъяты> Губахинского городского поселения ФИО2 указано, что при прокладке газопровода в квартале для газоснабжения жилых домов на <адрес>, <адрес> возможны были три варианта. Первый - выполненный <данные изъяты> по границам смежных земельных участков (например, улиц <адрес> и <адрес>), в этом случае жители и <адрес> несут, практически, одинаковые затраты на подключение своих домов к газопроводу. Второй - между жилыми домами и ограждениями, в этом случае: а) для четной линии домов по <адрес> и нечетной линии домов по <адрес> прокладываются самостоятельные трассы газопровода
(аналогично, для четной линии <адрес> и нечетной линии <адрес>) и затраты на строительство увеличиваются в 2-3 раза
по сравнению с фактическими; б) при прокладке трассы газопровода по четной стороне <адрес> жители нечетной стороны <адрес> понесут затраты в несколько раз
выше, так как длина врезки в газопровод для них увеличится на несколько
десятков метров, чем при фактически проложенной трассе; аналогично, с
другими улицами. Данный газопровод строился для нужд населения города и для того, чтобы жители находились в равных экономических условиях при подключении жилого дома к газопроводу, поэтому проектировщиками <данные изъяты> был выбран оптимальный вариант прокладки трасс газопровода для газоснабжения жилых <адрес>.

Исследовав обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст.ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ и ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ответчик администрация Губахинского городского поселения должна была: обратиться в компетентный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, проинформировать собственника земельных участков Сидорова С.А. об их возможном выкупе, получить акт о выборе земельного участка и составить расчет убытков собственника земельных участков Сидорова С.А, получить правоустанавливающие документы на земельные участки, оформить градостроительный план земельного участка под строительство, обеспечить разработку проектной документации, получить разрешение на строительство, после чего осуществлять строительство.

Однако, предусмотренная законом процедура отведения ответчику администрации Губахинского городского поселения земельного участка под строительство, предусмотренная статьей 31 Земельного кодекса РФ соблюдена не была: собственник участков истец Сидоров С.А., законные интересы которого могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд находящихся в его владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства, не был информирован о возможном изъятия для муниципальных нужд находящихся в его владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства; расчет убытков, подлежащих в связи с этим возмещению истцу, не составлялся.

Представленные ответчиком администрацией Губахинского городского поселения согласия истца на строительство газопровода на принадлежащих ему участках, не свидетельствуют о соблюдении ответчиком установленного законом (статьей 31 Земельного кодекса РФ) порядка предоставления земельного участка для строительства.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство, в нарушение требований ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не был приложен документ о праве собственности администрации Губахинского муниципального района на земельный участок, отведенный под строительство. Поэтому и разрешение на строительство газопровода в квартале города Губахи было выдано в нарушение закона.

О возможном изъятии земельных участков для муниципальных нужд истец уведомлен по окончании строительства газопровода. Изъятие земельных участков для муниципальных нужд производится не ранее года с момента предупреждения собственника земельного участка. На день рассмотрения дела судом решения об изъятии части земельных участков истца для муниципальных нужд не имеется.

То есть, правовых оснований для пользования земельными участками истца у ответчика администрации Губахинского городского поселения не было, поскольку, согласно ст.35 Конституции РФ, принудительное отчуждение имущества для муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Газопровод является недвижимым имуществом, поскольку на него оформлен технический паспорт как на объект капитального строительства, на его строительство выдавалось и утверждалось соответствующее разрешение, он введен в эксплуатацию и зарегистрирован в ЕГРП как объект недвижимости.

Строительство газопровода на земельных участках, принадлежащих истцу на праве собственности, произведено без законного основания, является, в силу ст.222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой и подлежит, в соответствии с заявленным истцом требованием, переносу с его земельных участков.

Истец возражает против нахождения газопровода на принадлежащих ему земельных участках.

Из заключения специалиста ФИО2 следует, что газопровод возможно провести иным путем, не ущемляя прав истца на пользование земельными участками, находящимися в его собственности.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что по смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

Поэтому, на ответчика администрацию Губахинского городского поселения необходимо возложить обязанность устранить нарушения прав истца.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на администрацию Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края обязанность произвести за свой счет перенос опор и линии газопровода низкого давления с земельных участков по адресу: <адрес>, принадлежащих Сидорову <данные изъяты>, за пределы земельных участков по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: