Иск об обязании устранить нарушения закона об охране окружающей среды



Дело № 2-271 4 марта 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Губахинский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б.,

при секретаре Лештаевой О.В.,

участием помощника прокурора Кашаповой Н.Н.,

представителя ответчика Прокопенко Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство пос. Широковский» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды в области обращения с отходами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Жилищно – коммунальное хозяйство» пос. Широковский об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей и природной среды и санитарно – эпидемиологического законодательства в области обращения с отходами путем получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Прокурор мотивировал требования следующим. Прокуратурой города Губахи была проведена проверка в части соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности МУП «Жилищно-коммунального хозяйства» п.Широковский. По результатам проверки было установлено, что МУП «ЖКХ п. Широковский» осуществляет сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора на территории п. Широковский, в том числе от населения, от деятельности которого образуются отходы из жилищ несортированные, относящиеся к 4 классу опасности. В нарушение положений природоохранного законодательства о необходимости осуществления деятельности по сбору и транспортированию отходов 4 класса опасности только при наличии лицензии, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п. Широковский производит сбор и транспортирование бытовых отходов без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Таким образом, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п. Широковский при осуществлении производственной деятельности не соблюдает требования законодательства об охране окружающей среды. Неисполнение должностными лицами МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» п. Широковский требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с отходами нарушает гарантированные и охраняемые государством права граждан на благоприятные условия жизнеобеспечения.

В судебном заседании <данные изъяты> прокурора города Губахи Кашапова Н.Н. исковые требования поддержала, уточнив их: просила возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Представитель ответчика <данные изъяты> МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство пос. Широковский» Прокопенко Н.Ф. исковые требования признала.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды и другие.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

В соответствии с п. 1,2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологический заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом, сбор отходов определен как прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов, а транспортированием отходов является их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности) подлежит лицензированию.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002г. № 786 отходы из жилищ несортированные относятся к 4 классу опасности.

В судебном заседании установлено, что МУП «ЖКХ п. Широковский» осуществляет сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора на территории п. Широковский, в том числе от населения, от деятельности которого образуются отходы из жилищ несортированные, относящиеся к 4 классу опасности. Ответчик производит сбор и транспортирование бытовых отходов без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснением помощника прокурора, представителя ответчика, письменными доказательствами.

В свидетельстве <данные изъяты> указано, что МУП «ЖКХ п. Широковский» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц. Дата внесения записи ДД.ММ.ГГГГ.

В п. 2.1 Устава МУП «ЖКХ п. Широковский», утвержденном постановлением главы администрации г. Губахи от 06.01.2004г. № 1 указано, что одной из основных задач предприятия является вывоз твердых бытовых отходов. В пункте 2.3 Устава указано, что право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у предприятия с момента ее получения.

В сообщении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что МУП «ЖКХ п. Широковский» установлена идентификация с использованием Общероссийских классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) – удаление и обработка твердых отходов.

В договоре на принятие для захоронения отходов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что МУП «ЖКХ п. Широковский» ( заказчик) и <данные изъяты> ( исполнитель) в целях организации вывоза от населения, проживающего в муниципальном жилом фонде, отходов из жилищ не сортированных, мусора от бытовых помещений организаций, строительного мусора, обтирочного материала загрязненного маслами более 15%, отходов бумаги и картона, остатков и огарков стальных сварочных электродов заключили договор, по условиям которого заказчик транспортирует своим специальным транспортом отходы до городского полигона, а исполнитель принимает отходы для захоронения из жилищ несортированный.

В приказе МУП «ЖКХ п. Широковский» от ДД.ММ.ГГГГ -пр указано, что ФИО1 назначена ответственной по обращению с опасными отходами, образующимися в результате функционирования предприятия и при осуществлении сбора и транспортировании опасных отходов.

В паспорте отходов МУП «ЖКХ п. Широковский» для размещения на городском полигоне, согласованном с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и <данные изъяты> указаны наименования отходов, технологический процесс образования отхода, агрегатное состояние, морфологический состав, химический состав, взрывоопасность, растворимость в воде, количество отходов в куб. м. в год, период вывоза отходов.

В сообщении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что одним из основных видов деятельности МУП «ЖКХ пос. Широковский» является вывоз ТБО из жилищ. Данная деятельность связана с опасными отходами. В процессе производственной деятельности МУП «ЖКХ п. Широковский» образуются отходы производства и потребления: аккумуляторы отработанные с не слитым электролитом – 2 класс опасности; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, со слитым электролитом – 3 класс опасности; электролит – 3 класс опасности; масла трансмиссионные отработанные – 3 класс опасности; масла моторные отработанные – 3 класс опасности; масла дизельные отработанные – 3 класс опасности; масла индустриальные отработанные – 3 класс опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами - 3 класс опасности: покрышки с металлическим кордом отработанные – 4 класс опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный ( исключая крупногабаритный) – 4 класс опасности; лом и стружка черных металлов, огарки электродов – 5 класс опасности; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности делопроизводства – 5 класс опасности; опилки натурально чистой древесины – 5 класс опасности; обрезь натурально чистой древесины – 5 класс опасности. Отходы предприятия собираются и складируются раздельно. Критерием для раздельного складирования является класс опасности отходов, возможность дальнейшей переработки однородных отходов и т.д. На предприятии организованы места временного хранения отходов. При организации мест временного накопления отходов приняты меры по обеспечению экологической безопасности. Предприятие не имеет собственных объектов постоянного размещения отходов. Периодичность вывоза определяется с учетом степени токсичности отходов, предельного накопления, влияния на окружающую среду и грузоподъемностью автотранспорта. Управление по охране окружающей среды и природных ресурсов согласовывает материалы для получения МУП «ЖКХ п. Широковский» лицензии на право обращения с опасными отходами.

В паспорте опасного отхода, утвержденном начальником МУП «ЖКХ п. Широковский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 указан отход: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный). Код: 912004 00 01 00 4. Агрегатное состояние: твердая фаза. Состоит из: текстиль – 20%, полиэтилен – 30%, бумага – 40 %, прочие – 10%. Образован в результате обеспечения функционирования предприятия. Имеет класс опасности для окружающей среды – IV. Хранится в металлическом контейнере на асфальтобетонной площадке.

В паспорте опасного отхода, утвержденном начальником МУП «ЖКХ п. Широковский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 указан отход: отходы из жилищ не сортированные (исключая крупногабаритные). Код: 911001 00 01004. Агрегатное состояние: твердая фаза. Состоит из: пищевые отходы – 20%, полимеры – 30%, бумага – 40%, древесина – 10%. Образован в результате жизнедеятельности населения. Имеет класс опасности для окружающей среды – IV. Сбор отходов осуществляется непосредственно в спецтранспорт и вывозится на городской полигон.

В справке МУП «Жилищно – коммунальное хозяйство пос. Широковский» от ДД.ММ.ГГГГ указано, начисление и поступление оплаты по ТБО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В сообщении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в реестре выданных лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов отсутствуют сведения об МУП «Жилищно – коммунальное хозяйство пос. Широковский».

В путевых листах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указано, что водитель ФИО3 на автомобиле <данные изъяты> по распоряжению МУП «ЖКХ п. Широковский» осуществлял перевозку строительного мусора и ТБО, как внутри поселка пос. 20м, так и на свалку.

В графике сбора отходов из жилищ п. Широковский, утвержденном начальником МУП «ЖКХ п. Широковский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 указано время сбора отходов с улиц поселка Широковский.

В сообщении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с МУП «ЖКХ п. Широковский» заключен договор на размещение бытовых отходов на городском полигоне от ДД.ММ.ГГГГ, вывоз ТБО осуществляется по графику в понедельник и пятницу с ДД.ММ.ГГГГ.

В договоре на размещение бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <данные изъяты> (исполнитель) приняло на себя выполнение работ по размещению (захоронению) бытовых отходов на городском полигоне с объектов жилищного фонда МУП «ЖКХ п. Широковский» (заказчик).

В ежедневных отчетах вахтеров полигона ТБО за апрель, декабрь 2010 года, указано, что ответчиком МУП «ЖКХ п. Широковский» осуществлялся вывоз ТБО на полигон отходов.

В акте санитарно – эпидемиологического обследования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что МУП «ЖКХ п. Широковский» осуществляет сбор и вывоз твердых бытовых отходов от населения пос. Широковский два раза в неделю согласно графику. Размещение твердых бытовых отходов п. Широковский не соответствует требованиям п. 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В информации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что МУП «ЖКХ п. Широковский» осуществляет производственную деятельность по обращению с опасными отходами без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, что является нарушением ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 30 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В сообщении МУП «ЖКХ п. Широковский» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что руководство предприятия в органы власти по вопросу необходимости лицензирования вывоза ТБО выделения средств для получения лицензии на вывоз ТБО не обращалось.

В сообщении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <данные изъяты> согласовывает программу производственного экологического контроля в области обращения с опасными отходами МУП «ЖКХ п. Широковский» сроком на 5 лет.

В распоряжении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО2 переведена <данные изъяты> МУП «ЖКХ п. Широковский» до проведения нового конкурса на замещение должности <данные изъяты> МУП «ЖКХ п. Широковский».

В постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <данные изъяты> МУП «ЖКХ п. Широковский» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. ФИО2, как <данные изъяты> МУП «ЖКХ п. Широковский» нарушила санитарно – эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, транспортировке отходов производства и потребления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик МУП «ЖКХ п. Широковский» осуществляет сбор и транспортирование бытовых отходов и мусора на территории пос. Широковского без специального разрешения – лицензии. Своими действиями ответчик нарушает требования законодательства, предусматривающие особые условия деятельности при сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке и размещении опасных отходов.

Несоблюдение ответчиком требований закона нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, создает опасность развития неблагоприятных санитарно – эпидемиологических условий проживания граждан.

Таким образом, с учётом проведения мероприятий по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и их финансирования, ответчику необходимо предоставить разумный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) для устранения нарушения прав граждан на благоприятные условия жизнеобеспечения.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство пос. Широковский» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: