Решение об обязании произвести перерасчет платы за услугу подогрев



Дело № 2-322/2011

 

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 

24 марта 2011 года  Губахинский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Абрамовой З.В.

с участием прокурора Сапронова К.Н.

представителя ответчика Казанцева А.П.

при секретаре Никулиной Н.Б.

рассмотрев  в открытом судебном заседании в г.Губахе гражданское дело по иску прокурора г.Губахи в интересах  неопределенного круга лиц (собственников помещений домов №4, №4«в, №6 по пр. Свердлова, №7«а», №9«а»  по ул. Суворова, №2, №4 по ул. Космонавтов, №1, №3, №5 по пр. Октябрьский, №12, №12«а» по ул. Парковая, №9 по ул. Дегтярева, № 35 по пр. Ленина) к МАУ «<данные изъяты> об обязании произвести перерасчет платы за услугу «подогрев воды» за ноябрь и декабрь 2010 года  исходя из объема фактически потребленной воды, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета и экономически обоснованного объема тепловой энергии, затраченного для подогрева воды,

у с т а н о в и л:

 

Прокурор г.Губахи обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (собственников помещений домов №4, №4«в, №6 по пр. Свердлова, №7«а», №9«а»  по ул. Суворова, №2, №4 по ул. Космонавтов, №1, №3, №5 по пр. Октябрьский, №12, №12«а» по ул. Парковая, №9 по ул. Дегтярева, № 35 по пр. Ленина) к МАУ «<данные изъяты>» об обязании произвести перерасчет платы за услугу «подогрев воды» за ноябрь и декабрь 2010 года  исходя из объема фактически потребленной воды, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета и экономически обоснованного объема тепловой энергии, затраченного для подогрева воды.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительством РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг" гражданам (далее - Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги.

 Пунктом 3 Правил установлено, что:

-    «коммунальные услуги» - деятельность исполнителя коммунальных
услуг      по      холодному      водоснабжению,      горячему      водоснабжению,
водоотведению,       электроснабжению,       газоснабжению       и       отоплению,
обеспечивающая    комфортные    условия    проживания    граждан    в    жилых
помещениях;

-    «исполнитель»  - юридическое лицо независимо от организационно-
правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие
коммунальные   услуги,   производящие   или   приобретающие   коммунальные
ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с
использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем     могут     быть     управляющая     организация,     товарищество
собственников     жилья,     жилищно-строительный,     жилищный     или     иной
специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном
управлении   многоквартирным   домом   собственниками   помещений   -  иная
организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

-    «управляющая   организация»   -   юридическое   лицо   независимо   от
организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель,
управляющие многоквартирным домом  на основании договора управления
многоквартирным домом;

-    «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от
организационно-правой формы,    а также индивидуальный предприниматель,
осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Согласно п. 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 6 Правил, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя
холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых
объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной
колонки;

-   горячее  водоснабжение - круглосуточное  обеспечение  потребителя
горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по
присоединенной сети в жилое помещение.

           Пунктом 22 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании    многоквартирного    дома    коллективными    (общедомовыми)  приборами    учета    и    оборудовании отдельных        помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборам учета, определяется в соответствии с п. 19 данных Правил.

В соответствии с п. 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично (или) полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

-  для горячего водоснабжения - в соответствии с подп. 1 п. 3 приложения
№ 2 к Правилам;

-  для отопления — в соответствии с подп. 2 п.  3  приложения № 2 к
Правилам.

Исходя из названных норм закона, при наличии внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю услуги по холодному и горячему водоснабжению, на исполнителя возлагается обязанность по их предоставлению.

В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

По результатам поверки по обращениям граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении МАУ «Управление городского хозяйства», установлено, что должностными лицами МАУ «Управление городского хозяйства» допускаются нарушения действующего жилищного законодательства при предоставлении услуги горячего водоснабжения и определении размера платы за ее предоставление.

Так, на момент проверки в управлении МАУ «Управление городского хозяйства» находятся следующие многоквартирные дома, расположенные в г. Губахе:

-  пр. Свердлова, 4, 4 «в», 6;

-  пр. Октябрьский, 1,3, 5, 9;

-  ул. Парковая, 12, 12 «а»;

-  ул. Суворова, 18, 7 «а», 9 «а»;

-  ул. Дегтярева, 9.

-  ул. Космонавтов, 2,4;

-  пр. Ленина, 35.

Все дома имеют инженерные системы, необходимые для обеспечения жильцов услугой горячего водоснабжения, подключенные через трубопроводы к технологическому оборудованию, предназначенному для производства горячей воды, путем подогрева холодной воды, поставляемой МУП «Водоканал», теплом поставляемым ОАО «ТГК -9».

Однако в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства     МАУ  «УГХ»  не заключило  с  исполнителем услуг или ресурсоснабжающей         организацией договор        предоставления        услуги горячего водоснабжения.

Соответственно тариф на оказания такой услуги жителям перечисленных домов, в соответствии с действующим законодательством не утверждался.

В описанных условиях МАУ «УГХ», пользуясь сложившейся практикой, поставки МУП «<данные изъяты>» холодной воды, в том числе, для предоставления услуги горячего водоснабжения, на основании заключенного с ОАО «ТГК - 9» договора организовало приобретение тепловой энергии для подогрева воды в технологическом оборудовании общества с дальнейшим выставлением гражданам счетов за потребленную холодную воду (согласно расчетов МУП «Водоканал», произведенных по установленным Законом для этих услуг формулам, тарифам и нормативам) и тепловую энергию (согласно собственных расчетов).

Покупку тепла, необходимого для нагрева воды, поставляемой гражданам МУП «Водоканал», МАУ «УГХ» именовало предоставлением гражданам услуги «подогрева».

Плату граждан за «подогрев» МАУ УГХ определяло расчетным методом, при этом произвольно, руководствуясь собственным усмотрением, применяло некоторые положения Правил о порядке и формулах начисления платы за потребленные коммунальные услуги жильцам квартир, оборудованных и не оборудованных приборами учета коммунальных ресурсов.

Таким образом, МАУ «УГХ» в нарушение действующего законодательства услугу горячего водоснабжения заменило услугой «подогрева», что повлекло применение не основанного на Законе порядка расчета платы за потребленное гражданами тепло.

         Изложенные нарушения явились причиной и условием способствовавшими нарушению конституционных принципов законности и равенства, повлекли, вопреки требованиям ст. 157 ЖК РФ, вменение гражданам обязанности оплатить коммунальные услуги фактически ими не потребленные.

           В частности при проверке правильности и обоснованности произведенных расчетов за предоставление услуги «подогрев» за ноябрь 2010 г. и декабрь 2010 г. по указанным многоквартирным домам установлено, что при расчете платы за «подогрев» МАУ «Управление городского хозяйства» не располагало полной информацией об объемах потребленной услуги «подогрев воды» в каждой из квартир указанных многоквартирных домов.

Так, по сведениям, представленным в прокуратуру города, в декабре 2010 г. жильцами дома не были переданы показания:

-  по пр. Свердлова, 4-23 квартир из 83, имеющих приборы учета;

-  пр. Свердлова, 6-19 квартир из 68, имеющих приборы учета;

-  ул. Суворова, 18 -20 квартир из 71, имеющих приборы учета;

-  ул. Космонавтов, 2-12 квартир из 42, имеющих приборы учета;

-  ул. Космонавтов, 4-11 квартир из 39, имеющих приборы учета;

-  пр. Октябрьский, 1- 6 квартир из 27, имеющих приборы учета;

-  пр. Октябрьский, 3-6 квартир из 35, имеющих приборы учета;

-  пр. Октябрьский, 5- 15 квартир из 29, имеющих приборы учета и т.д.

Аналогично рядом жильцов не предоставлялись показания приборов учета в ноябре 2010 г.:

-    по пр. Свердлова, 4 - не были переданы показания 9 квартир из 83,
имеющих приборы учета;

-  пр. Свердлова, 6 -8 квартир из 68, имеющих приборы учета;

-  ул. Суворова, 18 -8 квартир из 71, имеющих приборы учета;

-  пр. Октябрьский, 1- 4 квартир из 27, имеющих приборы учета;

-  пр. Октябрьский, 3-7 квартир из 35, имеющих приборы учета;

-  пр. Октябрьский, 5- 2 квартир из 29, имеющих приборы учета;

-  пр. Октябрьский, 9- 8 квартир из 39, имеющих приборы учета;

-  ул. Парковая, 12-3 квартир из 32, имеющих приборы учета;

-  пр. Свердлова, 4 «в» - 5 квартир из 38, имеющих приборы учета;

-  ул. Дегтярева, 9-13 квартир из 87, имеющих приборы учета и т.д.
Согласно  представленным  МАУ  «<данные изъяты>»

расчетам, расчет платы за услугу «подогрев» тем жильцам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производился на основании нулевого расхода, при этом установлено, что в этих квартирах проживают граждане.

Оплата тепловой энергии, потребленной для подогрева воды, израсходованной в указанных квартирах, вменена жильцам, представившим показания приборов учета горячей воды, таким образом начислена плата за услугу «подогрев», которая оказана им фактически не была

Анализ совокупных показателей индивидуальных расходомеров, данных о потреблении горячей воды гражданами, оплачивающими услугу по нормативу, и показаний общедомовых приборов учета тепла и воды показал, что на жильцов, ежемесячно предоставляющих показания приборов учета горячей воды, отнесена плата за все экономические потери учреждения, которые оно несет в связи с поставкой тепла на обозначенные нужды.

Причины этих потерь учреждением не выяснялась, меры к их устранению не применялись.

При этом завышенный уровень теплопотребления при приготовлении горячей воды мог заключаться в неисправности технологического или измерительного оборудования (как общего, так и индивидуального), превышении отдельными гражданами нормы потребления горячей воды, передаче в МУП «<данные изъяты>» гражданами заниженных сведений о показаниях расходомеров, порывами в сетях и т.д..

Таким образом, ответственность за потери должна была носить индивидуально - определенный характер, а в определенных случаях лежала на управляющей компании.

Вместе с тем, применяемые МАУ «УГХ» формулы расчета относили указанные потери в полном объеме на жильцов, оборудовавших свои квартиры расходомерами и исправно передающими ресурсоснабжающим компаниям их показания.

           Окончательный размер платы для жильцов квартир, оборудованных расходомерами,   определялся  в  соответствии  с   показаниями  общедомового прибора учета исходя  из  количества квартир,        передавших       показания прибора учета.

В частности из общего количества, затраченной на подогрев воды тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета, вычитался объем тепловой энергии, затраченный на подогрев нормативного количества воды, израсходованного жильцами квартир, не оборудованных расходомерами.

Далее оставшийся объем тепловой энергии делился на сумму переданных жильцами показаний приборов учета расхода воды. Таким образом, определялось количество тепловой энергии, приходящееся и якобы затраченное на подогрев 1 куб. м. воды.

Размер платы за подогрев определялся указанной величиной, расходом воды и тарифом на тепловую энергию.

Таким образом, расчет платы за «подогрев воды» производился с применением недопустимой аналогии норм ЖК РФ и Правил, устанавливающих порядок расчета для жилищно - коммунальных услуг, поставляемых в оборудованные и необорудованных приборами учета дома (квартиры).

При этом управляющей компанией не принималось во внимание, что установленные в квартирах граждан расходомеры горячей воды по своим техническим характеристикам не способны измерять количество потребленного в воде тепла, предназначены исключительно для определения объема израсходованной воды.

МАУ «УГХ», определяя плату фактически за тепло, игнорировало это обстоятельство (отсутствие данных индивидуального прибора учета о потребленном тепле с израсходованной водой), чем нарушило применяемые по аналогии нормы ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и Правил.

Для потребителей, не имеющих приборов учета, размер платы определялся исходя из норматива потребления тепловой энергии, утвержденного решением Думы Губахинского городского поселения от 22.10.2009 г. № 161 - 0,0657 Гкал. на 1 куб. м. подогрева воды в месяц и норматива расхода воды.

Нормативы были определены в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306.

Администрацией Губахинского городского поселения представлено экономическое обоснование расчета норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилым фондом г. Губахи, которое после проверки сомнений не вызвало.

Таким образом, объем потребляемой тепловой энергии, затраченной на подогрев 1 куб. м. холодной воды, для всех граждан фактически не должен превышать нормативно установленного, то есть - 0,0657 Гкал. на 1 куб. м..

Вместе с тем, анализ расчета размера платы за услугу «подогрев воды» свидетельствует о том, что стоимость услуги ставится в зависимость не от

объема фактического ее потребления, а от   наличия либо отсутствия прибора учета горячей воды в квартире.

Данный подход к расчету размера платы посягает на конституционные права граждан.

   В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

   Статья 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких - либо обстоятельств.

   В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Примененный учреждением порядок расчета платы за горячее водоснабжение нарушает указанные принципы, поскольку допускает дискриминацию граждан, установивших индивидуальные приборы учета, вменение им, вопреки установленному законом порядку, обязанности оплатить экономические потери управляющей компании, независимо от природы их происхождения.

        Следует отметить, что МАУ «Управление городского хозяйства», фактически предоставляя потребителям услугу по горячему водоснабжению без заключения в установленном порядке договора па поставку таких услуг с ресурсоснабжающей организацией, допускает расчет платы за эту услугу без утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифа.

Тариф для жильцов квартир, оборудованных приборами учета, фактически рассчитывается учреждением ежемесячно, его значение зависит от объема затраченного тепла, не покрытого нормативным потреблением, и объема воды, о потреблении которого заявило население.

Указанные действия противоречат ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ, приводят к установлению тарифов, превышающих предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального   комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утверждаемые уполномоченным   органом государственной власти.

          Поскольку действия МАУ «Управление городского хозяйства» по произведенному расчету платы за услугу «подогрев воды» за ноябрь и декабрь 2010 г. являются неправомерными, нарушают нрава и законные интересы собственников и нанимателей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения и расположены в домах, управление которыми осуществляет МЛУ «Управление городского хозяйства», считаю необходимым обратиться в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц (собственников и нанимателей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета и расположены в домах, управление которыми осуществляет МАУ «Управление городского хозяйства»).  

            В судебном заседании истец  помощник прокурора гор.Губаха Кучевасова О.Ю.  исковые требования поддержала.

Представитель ответчика МАУ «<данные изъяты> Казанцев А.П. исковые требования признал.

В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, так как это не противоречит закону не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р е ш и л  :

 

Обязать МАУ <данные изъяты>  произвести перерасчет платы за услугу «подогрев воды» за ноябрь и декабрь 2010 года   жильцам  домов №4, №4«в», №6 по пр. Свердлова,  №7«а», №9«а», №18  по ул. Суворова, №2, №4 по ул. Космонавтов, №1, №3, №5,№9 по пр. Октябрьский, №12, №12«а» по ул. Парковая, №9 по ул. Дегтярева,                   № 35 по пр. Ленина, квартиры которых оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения исходя из объема фактически потребленной воды, определенного по показаниям индивидуальных приборов учета и экономически обоснованного объема тепловой энергии, затраченного для подогрева воды.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.      

 

Председательствующий