Решение суда об удовлетворении требований истца физического лица к администрации муниципального района об обязании предоставть благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади по договору социального найма



Дело № 2 – 190 – 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 марта 2011 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах Руснака <данные изъяты> к администрации Губахинского муниципального района, Правительству Пермского края об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Губахи обратился с иском в интересах Руснака <данные изъяты> к администрации Губахинского муниципального района, Правительству Пермского края, мотивируя свои требования тем, что статьей 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся: дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. В соответствии со статьями 4, 5 вышеназванного Федерального закона № 159 – ФЗ, финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно статьи 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939 – 419, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Согласно подпунктам 1, 2, 8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных районов и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям – сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края № 16-п, именно бюджеты районов являются получателями средств, имеющих целевое назначение - приобретение жилья для детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Передача денежных средств, выделенных на покупку жилья детям – сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, из бюджета муниципального района в бюджет поселения, действующим законодательством не предусмотрена. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе иметь в собственности имущество (ст.50) и распоряжаться этим имуществом (ст.51). Этим же законом предусмотрен правовой механизм передачи муниципального имущества от одного муниципального образования к другому. Таким образом, наличие закона о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности (закон Пермского края от 18.12.2006 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности»), не препятствует приобретению в собственность Губахинского муниципального района жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не препятствует передаче приобретенного имущества от муниципального района поселениям. Руснак <данные изъяты> родился <данные изъяты> года. Решением Губахинского городского суда от <данные изъяты> года родители <данные изъяты> и <данные изъяты> лишены родительских прав в отношении сына. В <данные изъяты> году Руснак <данные изъяты>. был <данные изъяты> (постановление администрации г. Губахи от <данные изъяты><данные изъяты>). Постановлением главы администрации г. Губахи от <данные изъяты><данные изъяты> за несовершеннолетним Руснак <данные изъяты> было закреплено жилье по адресу: <данные изъяты>. Из информации государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» Губахинский филиал от <данные изъяты> следует, что физический износ жилого дома по адресу: <данные изъяты> (согласно технического паспорта дом является деревянным) на дату проведения последней инвентаризации (по состоянию на <данные изъяты>) составлял <данные изъяты>%. В связи с тем, что жилое помещение по адресу: <данные изъяты> являлось ветхим, <данные изъяты> Руснак <данные изъяты>. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (<данные изъяты>). В <данные изъяты> году Руснак <данные изъяты> закончил обучение в муниципальном общеобразовательном учреждении <данные изъяты> после окончания учебного заведения жилым помещением обеспечен не был. Таким образом, Руснак <данные изъяты>, <данные изъяты>, до достижения возраста 18 лет был поставлен на учет как нуждающийся в получении жилья, в настоящее время окончил обучение в <данные изъяты>, в связи с чем приобрел право на получение жилого помещения вне очереди.

В судебном заседании помощник прокурор Рощина Е.С. заявленные требования поддержала и пояснила, что дом истца <данные изъяты>.

Истец Руснак <данные изъяты> в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика - администрации Губахинского муниципального района – в судебное заседание не явился, в ранее представленном возражении с иском не согласен, так как согласно постановления администрации г. Губахи Пермской области от <данные изъяты> за <данные изъяты> Руснак <данные изъяты>., <данные изъяты> рождения закреплена жилая площадь по адресу: <данные изъяты>, в связи с чем Руснак <данные изъяты> незаконно поставлен на очередь на предоставление жилья вне очереди.

Представитель ответчика – Правительства Пермского края - в судебное заседание не явился, представил возражение, в котором с иском не согласен, так как в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:

наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения
родителей;

отсутствие закрепленного жилого помещения;

окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении
социального обслуживания, также в учреждениях всех видов
профессионального образования либо по окончании службы в рядах
Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-
ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий
социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 193 9-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Согласно Постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14.12.2010 № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Губах и некому муниципальному району выделено <данные изъяты> тыс. руб.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке.

Постановлением Главы администрации города Губахи Пермской области от <данные изъяты> г. №<данные изъяты> «<данные изъяты>.» за Руснак <данные изъяты>. закреплена жилая площадь по адресу: <данные изъяты>

Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди при условии отсутствия закрепленного жилого помещения за лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Из информации государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» Губахинский филиал от <данные изъяты> г. следует, что физический износ жилого дома по адресу: <данные изъяты> на дату проведения последней инвентаризации (по состоянию на <данные изъяты> года) составлял <данные изъяты>%.

Если жилое помещение становится непригодным для проживания либо жилищные условия становятся неудовлетворительными, лицо не лишено возможности обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей.

В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением Руснак <данные изъяты> не имеет права на обеспечение жилой площадью.

Считают, что у Руснак <данные изъяты>. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных

гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно пункта 2 части 2,5 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно пунктов 1, 2, 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года за №16-п, с последними изменениями от 5 февраля 2009 года, настоящее Положение определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета (далее - средства, субсидии) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (далее - Агентство по строительству и ЖКХ) платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В судебном заседании установлено, что истец Руснак <данные изъяты> родился <данные изъяты> года в семье <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые в отношении сына были лишены родительских прав решением Губахинскго суда от <данные изъяты> года. В <данные изъяты> году истец был определен в Губахинский детский дом и за ним было закреплено ветхое жилое помещение по адресу: <данные изъяты>. <данные изъяты> года он был поставлен на учет на получение жилья как сирота. В <данные изъяты> истец закончил вечернюю среднюю школу, после окончания учебного заведения жилым помещением обеспечен не был.

Изложенное подтверждается как пояснениями стороны, так и письменными материалами дела:

свидетельством о рождении <данные изъяты> от <данные изъяты> года (л.д.8), согласно которому Руснак <данные изъяты> родился <данные изъяты> года, отец – <данные изъяты>, мать – <данные изъяты>, о чем произведена запись за №<данные изъяты> <данные изъяты> года Шахтинской поселковой администрацией города Губахи Пермской области;

решением Губахинского суда от <данные изъяты> года (л.д.9-10), согласно которому <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> были лишены родительских прав в отношении сына <данные изъяты>, с <данные изъяты> года находящегося в приюте «Ласточка»;

постановлением администрации города Губахи Пермской области от <данные изъяты> года (л.д.11), согласно которому несовершеннолетний Руснак <данные изъяты> определен в <данные изъяты> детский дом;

постановлением администрации города Губахи Пермской области от <данные изъяты> года (л.д.12), согласно которому за <данные изъяты> Руснак <данные изъяты> закреплено жилое помещение по адресу: <данные изъяты>;

аттестатом <данные изъяты> образовательного учреждения <данные изъяты> (л.д.14), согласно которому Руснак <данные изъяты> закончил данное учреждение в <данные изъяты> года;

согласно сообщения Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от <данные изъяты> года (л.д.16) физический износ жилого дома по адресу: <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> года составлял <данные изъяты>%;

согласно списка лиц, состоящих на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения на <данные изъяты> года (л.д.20), Руснак <данные изъяты>. состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилья, как <данные изъяты> года.

Согласно абзаца «б» пункта 5 раздела 2 Критерий и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 года за №10, к ветхим жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

Оценивая изложенное, суд не принимает во внимание доводы ответчиков о том, что истец незаконно поставлен на очередь как сирота, так как имеет закрепленное жилое помещение, так как он противоречит фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании: за истцом в <данные изъяты> году при определении его в детский дом было закреплено жилое помещение непригодное для проживания: физический износ дома на <данные изъяты> года уже составлял <данные изъяты>%, а к <данные изъяты> году с учетом его деревянных конструкций этот процент увеличился, а к <данные изъяты> году, когда Руснак <данные изъяты>. был поставлен на очередь стал еще больше, поэтому органами местного самоуправления он законно и обоснованно был взят на учет по предоставлению жилья вне очереди, как сирота. Не выполнение со стороны органов местного самоуправления обязанностей по своевременной инвентаризационной оценке жилого дома <данные изъяты>, не дает суду оснований ущемлять права истца как ребенка-сироты.

Таким образом, оценивая все в совокупности, суд приходит к выводу, что, являясь сиротой, Руснак <данные изъяты> до <данные изъяты> лет встал на учет для обеспечения жильем, за ним не было закреплено жилое помещение пригодное для проживания, по окончании пребывания в учебном учреждении он не был обеспечен жилым помещением, поэтому его исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Губахинского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, предоставить Руснак <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади по договору социального найма на территории Губахинского городского поселения на семью из 1 человека, вне очереди.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: