Решение суда об удовлетворении требований прокурора об обязании администрации муниципального района обратиться с заявлением о регистрации бесхозяиного объекта и с заявлением о признании права муниципальной собственности на этот объект



Дело № 2 – 10 – 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 февраля 2010 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Губахинского городского поселения об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной <данные изъяты> как бесхозяйной недвижимой вещи; об обязании, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Губахинский суд с иском к администрации Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет <данные изъяты> как бесхозяйной недвижимой вещи; обязании ответчика по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку в целях обеспечения органом местного самоуправления полномочий по надлежащему содержанию данного имущества.

Мотивировал требования тем, что прокуратурой города Губахи была проведена проверка по обращению <данные изъяты> о том, что спортивная площадка, расположенная <данные изъяты> не огорожена сеткой и в связи с чем по назначению не используется. По результатам проверки установлено, что указанная спортивная площадка не имеет собственника. Законом Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Губахинского муниципального района» № 3416-804 от 18.12.2006 утвержден перечень объектов муниципальной собственности Губахинского муниципального района, передаваемых в собственность Губахинского городского поселения. В указанном перечне не предусмотрена передача в собственность Губахинского городского поселения спортивной площадки расположенной <данные изъяты>, так как она не являлась объектом муниципальной собственности Губахинского муниципального района. Вместе с тем, в соответствии с п.14 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится обеспечение условий для развития на территории
поселения физической культуры и массового спорта, организация
проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий поселения. В соответствии п.п.1 п.5 Положения «Об обеспечении условий для развития на территории Губахинского городского поселения физической культуры и массового спорта» утвержденного решением Думы Губахинского городского поселения от 22.10.2009 года №165, администрация Губахинского городского поселения создает условия для развития физической культуре и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха граждан путем строительства, реконструкции и содержания спортивных сооружений, спортивных площадок, хоккейных площадок, стадионов и иных подобных сооружений за счет средств местного бюджета в соответствии с программами развития физической культуры и спорта. В данном случае спортивная площадка расположенная во <данные изъяты>, расположена в границах Губахинского городского поселения, которые утверждены Законом Пермской области «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Губахи Пермского края» №1764-365 от 10.11.2004 года. Таким образом, обеспечение условий для развития на территории Губахинского городского поселения физической культуры и массового спорта, относится к вопросу местного значения Губахинского городского поселения. Из содержания ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться указанное в этой же статье имущество (в том числе, имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры) предназначенное для решения вопросов местного значения. Несмотря на то, что с 2006 года со времени разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности Губахинского муниципального района, по настоящее время у органов местного самоуправления - администрации Губахинского городского поселения имелось достаточно времени для совершения действий по установлению права собственности на спортивную площадку, расположенную <данные изъяты>, однако, право собственности Губахинское городского поселения на указанное имущество не установлено и действия для разрешения данного вопроса администрацией поселения не принимаются. Вместе с тем, длительное не принятие в собственность муниципального образования спортивной площадки, приводит как следствие к отсутствию средств на ее содержание, что в конечном итоге ведет к ненадлежащему состоянию данной площадки. Тем самым, бездействие администрации Губахинского городского поселения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые из-за того, что площадка не обслуживается (в частности, не обнесена сеткой) не имеют возможность использовать ее по назначению, что позволяет прокурору города в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях защиты и обеспечения их прав. Из содержания ст.225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Просит обязать администрацию Губахинского городского поселения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной во дворе дома № 20 по ул. Орджоникидзе, г.Губахи как бесхозяйной недвижимой вещи. Обязать администрацию Губахинского городского поселения по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку в целях обеспечения органом местного самоуправления полномочий по надлежащему содержанию данного имущества.

Представитель истца - помощник прокурора г. Губахи Кашапова Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит возложить указанные обязанности на администрацию Губахинского городского поселения и Губахинского муниципального района.

Представитель ответчика помощник главы администрации Губахинского городского поселения по юридическим вопросам Бобровская Ю.В. с иском не согласна, так как земельный участок под спорной спортплощадкой сформирован еще в 2002 году и был предоставлен в аренду администрацией города Губахи, правопреемником которой является администрация Губахинского муниципального района. При разграничении полномочий при образовании района и поселений, вопросы землеустройства переданы в ведение администрации Губахинского муниципального района. Кроме того, спорный земельный участок хотя и сформирован, но стоит на кадастровом учете без определения собственника.

Представитель ответчика – администрации Губахинского муниципального района, привлеченного судом к участию в деле определением от 9 ноября 2010 года, в судебное заседание не явился, возражений и объяснений по иску не представил.

Представитель третьего лица МУ «Землеустроитель», привлеченного к участию в деле определением суда от <данные изъяты> года, в судебное заседание не явился. В ранее даваемых пояснениях директор МУ «<данные изъяты>» <данные изъяты>., пояснила, что сформированный под спортплощадкой земельный участок стоит на кадастровом учете без определения собственника, был замерен на месте, фактические размеры участка больше, чем записано в кадастровом паспорте.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 ФЗ от 25 октября 2001 года за №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года за №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Устава Губахинского муниципального района, принятого решением Губахинской городской Думы от 1 июня 2005 года за №141, администрация Губахинского муниципального района является правопреемником администрации города Губахи с 1 января 2006 года.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации города Губахи от <данные изъяты> года за №<данные изъяты> комитету по физической культуре и спорту и работе с молодежью был предоставлен земельный участок с кадастровым № <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, в аренду под внутри дворовую спортивную площадку, разрешение на строительство которой в установленном законе порядке не выдавалось. <данные изъяты> года комитет по физической культуре и спорту и работе с молодежью ликвидирован.

Изложенное подтверждается материалами дела:

постановлением главы администрации города Губахи Пермской области от <данные изъяты> года за №<данные изъяты> (л.д.91-92), согласно которому изъятый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м из жилого фонда МУ «<данные изъяты>» за кадастровым номером <данные изъяты>, отведен <данные изъяты> под внутри дворовую спортивную площадку по адресу: пр. <данные изъяты> <данные изъяты>;

постановлением главы администрации Губахинского муниципального района от <данные изъяты> года за №<данные изъяты> (л.д.96), согласно которому с <данные изъяты> года с комитетом по физической культуре, спорту и работе с молодежью расторгнуты договоры аренды земельных участков, в том числе по адресу: <данные изъяты>

постановлением главы администрации Губахинского муниципального района от <данные изъяты> года за №<данные изъяты> (л.д.101), согласно которому комитет по физической культуре, спорту и работе с молодежью ликвидировать до <данные изъяты>;

сообщением администрации Губахинского муниципального района от <данные изъяты> года за №<данные изъяты> (л.д.20), согласно которому администрацией города Губахи разрешение на строительство спортивной площадки по адресу: <данные изъяты> не выдавалось;

сообщением МУ «<данные изъяты>» от <данные изъяты> года за №<данные изъяты> (л.д.48), согласно которому правообладатель земельного участка под спорную спортплощадку отсутствует.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, право распоряжения земельным участком под оспариваемой спортплощадкой в соответствии с действующим законодательством принадлежит администрации Губахинского муниципального района, так как она является правопреемником администрации города Губахи, которая сформировала спорный участок и являлась его собственником на момент своей ликвидации, а объект недвижимого имущества в виде спортплощадки следуя за судьбой земельного участка должен передан собственнику участку, то есть администрации Губахинского муниципального района.

Таким образом, надлежащим ответчику по делу является администрация Губахинского муниципального района, поэтому в иске к администрации Губахинского городского поселения истцу следует отказать.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Губахинского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет спортивной площадки, расположенной <данные изъяты> по улице <данные изъяты> города <данные изъяты> как бесхозяйной недвижимой вещи.

Обязать администрацию Губахинского муниципального района по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спортивную площадку.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: