Решение об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирных домов и о возложении на ответчика обязанности производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний ИПУ



Дело №2-323-2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года

Губахинский городско суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи к МАУ «Управление городского хозяйства» об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирных домов <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности на МАУ «Управление городского хозяйства» производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МАУ «Управление городского хозяйства» об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирных домов <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности на МАУ «Управление городского хозяйства» производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета, мотивируя тем, что в соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что в многоквартирных домах <адрес> сетевой организацией ОАО «<данные изъяты>» были установлены общедомовые приборы учета электрической энергии в соответствии с пунктами 5, 9, 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ.

Согласно части 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, на собственников жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возлагается обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в срок до 01 января 2012 года должны быть оснащены коллективными общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

С ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за освещение мест общего пользования жильцам многоквартирных домов <адрес> было осуществлено на основании показаний общедомового прибора учета. Расчет объема и стоимости электроэнергии на общедомовые нужды и начисление размера платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями осуществляется ОАО «<данные изъяты>» на основании агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МАУ «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>».

Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации №307 от 23.05.2006 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Разделом III Правил установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Пунктом 14 Правил установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

При этом согласно п.38 Правил в платежном документе помимо прочего производится указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета -указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).

Таким образом, с учетом вышеизложенных положений расчет платы за потребленные коммунальные услуги в виде электроснабжения должен производиться с использованием ежемесячных показаний индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункта 1 п. З Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9.

В соответствии с названными нормами жилищного законодательства, при расчете платы за электроэнергию за основу принимаются показания общедомовых приборов учета электроэнергии, поставляемой на общедомовые нужды.

При этом в соответствии с формулой (9) Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний всех индивидуальных счетчиков распределяется между собственниками квартир пропорционально показаниям их индивидуальных приборов учета. То есть чем больше потреблено электроэнергии по индивидуальному прибору учета, тем больше плата за места общего пользования. При этом оплата электроэнергии внутри квартир производится жильцами по индивидуальным приборам учета.

В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» после установки общедомового прибора учета принцип расчета оплаты электроэнергии за места общего пользования исходя из общей площади жилых помещений не может применяться, и следует производить расчет на основании показаний общедомового прибора учета.

При этом необходимо учитывать, что принцип расчета платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, применяемый ОАО «<данные изъяты>» будет соответствовать требованиям закона только при условии 100% снятия показаний по индивидуальным приборам учета.

При проверке правильности произведенных расчетов за потребленную электроэнергию по многоквартирным домам <адрес> установлено, что, производя расчет платы за освещение мест общего пользования ОАО «<данные изъяты>» не располагал полной информацией по расходу электроэнергии в каждой из квартир вышеуказанных многоквартирных домов.

Так, по сведениям, представленным ОАО «<данные изъяты>» в прокуратуру города, в ДД.ММ.ГГГГ года жильцами дома <адрес> а также силами сетевой организации ОАО «<данные изъяты>» были сняты и переданы в адрес ОАО «<данные изъяты>» показания девяти из <данные изъяты> квартир, в ДД.ММ.ГГГГ расчет за потребленную энергию был произведен на основании показаний квартир из переданных совместно сетевой организацией и жильцами дома.

В многоквартирном доме по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ были сняты и представлены в ОАО «<данные изъяты>» показания из квартир, в ДД.ММ.ГГГГ — также из квартир, в ДД.ММ.ГГГГ - показания из квартир.

Согласно ответа, представленного ОАО «<данные изъяты>», расчет платы за электроэнергию тем жильцам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производился на основании нулевого расхода, то есть жильцам указанных квартир не производился расчет платы за потребленную электроэнергию внутри жилого помещения и за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования. Между тем, жильцам, ежемесячно представляющим сведения по расходу электроэнергии в занимаемых ими жилых помещениях была начислена плата за электроэнергию, которая фактически ими потреблена не была, что противоречит нормам жилищного законодательства.

Поскольку по вышеназванным многоквартирным домам в ДД.ММ.ГГГГ года не было произведено 100% снятие показаний индивидуальных приборов учета, формула расчета, указанная в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» не может быть применена, так как достоверно не установлены все показатели, необходимые для расчета по формуле.

Таким образом, расчет платы за освещение мест общего пользования гражданам, проживающим в многоквартирных домах <адрес> произведен в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Губахи Москаленко Е.В. – исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – юрисконсульт МАУ «Управление городского хозяйства» Казанцев А.П. с иском не согласен, так как плата за освещение мест общего пользования рассчитывалась по формуле 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в которой не устанавливается, что размер платы должен определяться при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета. Производить начисление платы жителям, не подавшим показания индивидуальных приборов учета у МАУ «<данные изъяты>» нет правовых оснований: начисление за потребленные ресурсы потребителям, не подавшим показания индивидуальных приборов учета, может производиться по нормативам лишь в случае, если потребитель неоднократно (2 и более раза) не предоставлял показания приборов учета.

Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ – юрисконсульт Губахинского отделения ОАО «Пермэнергосбыт» Вилесов В.С. – с иском не согласен, так как в формуле 9 Правил предоставления коммунальных услуг нет ни слова о том, что расчет должен производиться при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета. Если бы была такая формулировка, тогда не был предусмотрен этими правилами пункт 24, которым начисление за потребленные ресурсы потребителям, не подавшим показания индивидуальных приборов учета 2 и более раз, может производиться по нормативам. Кроме того, в оспариваемом периоде есть лица, которые подали сведения один раз за 2 или 3 месяца, поэтому им начисление за освещение мест общего пользования произведено один раз и уже в большем размере, чем, если бы они представляли сведения ежемесячно.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно абзаца б пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2010 года за №307 " О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Согласно пункта 22 этих же Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Согласно абзаца а пункта 23 этих Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения №2 к настоящим Правилам: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

, (9)

где:

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

В судебном заседании установлено, что в многоквартирных домах по ул. Радищева 3 и имени газеты «Правда» 39 города Губахи, находящихся в управлении Муниципального автономного учреждения «Управление городского хозяйства», установлены общедомовые приборы учета электрической энергии. С 1 сентября 2010 года между ответчиком – МАУ «УГХ» и третьим лицом ОАО «Пермская энергосбытовая компания» заключен агентский договор, по которому расчет объема, стоимости, начисление платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями на основании показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета осуществляет треть лицо – Губахинское отделение ОАО «Пермэнергосбыт». Жильцам описываемых домов, которые за спорный период не передали данные по индивидуальным приборам учета электроэнергии по своим квартирам, расчет платы за потребленную энергию, как в своих квартирах, так и за места общего пользования, не производился.

Изложенное подтверждается как пояснениями сторон, так и материалами дела: актами об установлении общедомовых электросчетчиков от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>); агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МАУ «Управление городского хозяйства» и Губахинским отделением ОАО «Пермская энергосбытовая компания».

Оценивая изложенное, суд не принимает во внимание доводы представителя истца о том, что начисление платы за освещение мест общего пользования должно производиться ответчиком только при 100% снятии показаний с индивидуальных приборов учета электроэнергии, так как они не основаны на требованиях закона:

в формуле расчета подпункта 1 пункта 3 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размера платы за электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета данная составляющая не предусмотрена.

Оценивая все в совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска необходимо отказать.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурору города Губахи к МАУ «Управление городского хозяйства» об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирных домов <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ года и о возложении обязанности на МАУ «Управление городского хозяйства» производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: