Дело № 2- 698 29 июля 2011 года именем Российской Федерации Губахинский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б., при секретаре Лештаевой О.В., участием помощника прокурора г.Губахи Чеботковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края о возложении обязанности принять меры по организации отлова и временного содержания безнадзорных собак, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Губахи обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности принять меры по организации отлова безнадзорных животных и создания мест временного содержания безнадзорных животных. Мотивировал тем, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход. Мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных являются по своей сути санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мерами в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. <данные изъяты> принято Постановление от 29.08.2008г. № 53 «Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством в Российской Федерации», пунктом 1 которого главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовано: осуществлять необходимые меры по усилению профилактики бешенства, рассмотреть этот вопрос на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий с участием представителей заинтересованных органов и организаций; принять нормативные правовые акты, регулирующие правила содержания домашних животных; предусмотреть выделение финансовых средств для создания и оснащения бригад для отлова безнадзорных животных, строительства мест для их содержания и прежде всего для подозрительных на заболевание бешенством, а также кремационных печей для утилизации трупов животных. 12 мая 2011 года прокурор исковые требования уточнил: обратился в суд с иском к Правительству Пермского края о возложении обязанности регулировать численность безнадзорных животных на территории Губахинского муниципального района путем принятия мер, определенных Правительством Пермского края, направленных на организацию отлова и содержания в специальных питомниках безнадзорных животных. 1 июня 2011 года в судебном заседании помощник прокурора г.Губахи Кашапова Н.Н. исковые требования изменила: просила о возложении на Правительство Пермского края обязанности регулировать численность безнадзорных животных на территории Губахинского муниципального района путем принятия мер, которые будут определены Правительством Пермского края, направленные на организацию отлова и содержания в специальных питомниках безнадзорных животных. В судебном заседании помощник прокурора г.Губахи Чеботкова Е.В. исковые требования поддержала. Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, направил в суд возражение по иску, просит в иске отказать, мотивирует следующим. Федеральным законодательством, решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разработка и утверждение федеральных санитарных правил отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Пунктом 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3,1.7,2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением <данные изъяты> от 06.05.2010 № 54, обусловлено отнесение регулирования численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким условием определено «наличие и реализация в субъекте Российской Федерации региональной программы санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Разработка, утверждение и реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации. Тем самым до тех пор, пока в Пермском крае не будет разработана, утверждена и не начнет реализовываться краевая программа обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Пермского края, проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках не является полномочием Пермского края, как субъекта Российской Федерации. Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд не может обязать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществить правовое регулирование, которое заключается в принятии нормативного правового акта. Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абзацем третьим части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплены требования к законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а именно: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации издаются и принимаются в соответствии с федеральными В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.03 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сферах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ветеринарного законодательства должны соответствовать федеральным законам и иным федеральным нормативным правовым актам. В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработка и утверждение федеральных санитарных правил отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Пунктом 9.59.5. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем 3 статьи 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» субъекты Российской Федерации вправе утверждать и реализовывать региональные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Исследовав обстоятельства, суд приходит к следующим выводам. В исковых заявлениях прокурор г.Губахи не указал какие меры, по организации отлова безнадзорных животных и создания мест их временного содержания, какие меры, направленные на регулирование численности безнадзорных животных на территории Губахинского муниципального района, будут определены Правительством Пермского края, в чем именно должны заключаться действия Правительства (какие именно действия должны быть осуществлены Правительством), не указан закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты интересов неопределенного круга лиц путем возложения каких-либо обязанностей на Правительство. «Принятие мер по организации отлова безнадзорных животных и создания мест временного содержания безнадзорных животных, а также по регулированию численности безнадзорных животных» не имеет определенного содержания и в правоприменительной практике может быть определено и как принятие нормативных правовых актов о порядке отлова и иного регулирования численности животных и, как осуществление непосредственных действий. Принятие мер по регулированию численности безнадзорных животных, их отлов и создание мест по содержанию, как мероприятие, направленное на профилактику инфекционных и неинфекционных массовых заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, в соответствии с пунктом 9.59.5. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, должно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В настоящее время такие региональные программы не приняты. Никаким законом и иным нормативным правовым актом на Правительство Пермского края не возложена обязанность по осуществлению мероприятий по регулированию численности, по отлову безнадзорных животных и созданию мест по их содержанию. Принятие мер по организации отлова безнадзорных животных и созданию мест их временного содержания, по регулированию численности, может осуществляться также путем принятия нормативных правовых актов. В соответствии с абз. 3 ст.6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработка, утверждение и реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах РФ является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Кроме того, в силу закрепленного ст.10 Конституции РФ принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что предполагает самостоятельное выполнение каждой ветвью государственной власти своих специфических, установленных Конституцией РФ и федеральным законом функций и полномочий, суд не вправе обязать высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществить правовое регулирование, заключающееся в принятии нормативного правового акта по регулированию численности безнадзорных животных. Поэтому, следует отказать прокурору г.Губахи в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Отказать прокурору города Губахи в иске к Правительству Пермского края о возложении обязанности принять меры по организации отлова безнадзорных животных и создания мест временного содержания безнадзорных животных; о возложении обязанности регулировать численность безнадзорных животных на территории Губахинского муниципального района путем принятия мер, определенных Правительством Пермского края, направленных на организацию отлова и содержания в специальных питомниках безнадзорных животных; о возложении обязанности регулировать численность безнадзорных животных на территории Губахинского муниципального района путем принятия мер, которые будут определены Правительством Пермского края, направленные на организацию отлова и содержания в специальных питомниках безнадзорных животных. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья:
законами, принятыми по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в
Российской Федерации, являются соответственно Госкомсанэпиднадзор России (Указ Президента Российской Федерации от 19.11.1993 № 1965 «О Государственном комитете санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации»), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554
«Об утверждении положения о государственной санитарно-
эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о
государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).