Решение об обязании произвести перерасчет оплаты освещения место общего пользования в многоквартирном доме



Дело № 2-684/2011

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 августа 2011 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора г. Губаха к муниципальному автономному учреждению «Управление городского хозяйства» об обязании произвести перерасчет, третье лицо открытое акционерное общество «Пермская энергосбытовая компания»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском к муниципальному автономному предприятию «Управление городского хозяйства» (МАУ «УГХ») о возложении обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования жильцам многоквартирного дома № по <адрес> за март и апрель 2011 года и о возложении обязанности при начислении платы в дальнейшем расчет платы производить по формуле № 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

Исковые требования мотивированы тем, что в доме № по <адрес> имеется общедомовой прибор учета электрической энергии. В марте и апреле 2011 года начисление платы за освещение мест общего пользования жильцам дома осуществлено на основании показаний общедомового прибора учета. Расчет объема и стоимости осуществляется ОАО «Пермэнергосбыт» на основании агентского договора с ответчиком. При начислении платы за освещение мест общего пользования не были учтены показания всех индивидуальных приборов учета электрической энергии. В марте и апреле 2011 года учтены показания приборов 55 квартир из 79. Таким образом, плата за освещение мест общего пользования была распределена на жильцов, предоставивших сведения о показаниях индивидуальных приборов учета.

Прокурор и представители ответчика МАУ «УГХ» и третьего лица ОАО «Пермская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствие с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствие с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствие с ч. 1ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что плата за освещение помещений общего пользования в многоквартирном доме № по пр. <адрес>, имеющем 79 квартир, в течение марта – апреля 2011 года распределена на основании сведений индивидуальных приборов учета на собственников и нанимателей 55 квартир.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами.

Представитель ответчика МАУ «УГХ» Казанцев А.П. (по доверенности), в письменном отзыве указал, что в феврале 2011 года в многоквартирном доме № по <адрес> были установлены общедомовые приборы учета электроэнергии. С марта 2011 года расчет платы за потребленную электроэнергию по данному многоквартирному дому производился в соответствии с нормами жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Расчет платы за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме по адресу: г. Губаха, пр. Ленина 29 производился в соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. и определялся в соответствии с п.п. 1 п. 3 приложения № 2 Правил. Плата за освещение МОП определялась по формуле (9). В указанной формуле не устанавливается, что размер платы должен определяться при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета. Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрена указанная норма. Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства, по оплате коммунальных услуг исходя из показаний общедомового прибора учета. Пунктом 24 Правил предусмотрено, что начисления за потребленные ресурсы потребителям, не подавшим показания индивидуальных приборов учета может производиться по нормативам лишь в случае, если потребитель неоднократно (2 и более раза) не предоставлял показания приборов учета, при этом потребитель должен быть уведомлен в письменной форме о необходимости предоставления доступа к индивидуальным приборам учета в течение месяца. Лишь при выполнении вышеуказанных условий и отказе потребителя в предоставлении доступа к индивидуальным приборам учета исполнитель имеет право произвести начисление платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, МАУ «Управление городского хозяйства» не имело правовых оснований производить начисления платы за освещение мест общего пользования жителям, не подавшим показания индивидуальных приборов учета. Кроме того, согласно п.52 п.п. «е» указанных выше Правил обязанность обеспечить допуск для снятий показаний индивидуальных приборов учета возложена на потребителя коммунальных ресурсов, но не чаще 1 раза в 6 месяцев. Подпунктом «г» пункта 50 Правил предусмотрено, что Исполнитель имеет право в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета. Таким образом, при расчете платы за потребленную электроэнергию и предъявлении жителям вышеуказанного многоквартирного дома за освещение мест общего пользования МАУ «УГХ» руководствовалось нормами жилищного законодательства, а также Правилами предоставление коммунальных услуг гражданам.

В договоре управления многоквартирным домом указано, что муниципальное автономное учреждение «Управление городского хозяйства» является управляющей организацией дома № по <адрес>

В заявлении жильцов дома № по пр. <адрес> указано, что управляющая компания МАУ «Управление городского хозяйства» нарушает права жильцов при начислении платы за освещение мест общего пользования.

В агентском договоре № от ДД.ММ.ГГГГ г. указано, что ОАО «Пермская энергосбытовая компания» производит для МАУ «Управление городского хозяйства» расчет объема и стоимости электрической энергии, начисление размера платы за электрическую энергию, подлежащей оплате потребителями. Пунктом 1.2.3. Предусмотрена обязанность ОАО «Пермская энергосбытовая компания» снятия показаний, в том числе индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Факт оборудования многоквартирного дома № по <адрес> общедомовым прибором учета электрической энергии, а также факт начисления платы за освещение помещений общего пользования в марте и апреле 2011 года только собственникам (нанимателям) 55 квартир из 79, сторонами не оспаривается.

В соответствие с п.п. 1 п. 3 Приложения 2 к Правилам оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., размер платы (руб.) за электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. В составе формулы содержится показатель - объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час).

По смыслу ст. ст. 153, 155, 156, 157 Жилищного кодекса РФ, положений Постановления № 307 от 23.05.2006 г., на гражданах лежит обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. Вместе с тем приведенные положения законодательства, регламентирующие порядок начисления и взимания платы за коммунальные услуги, не предоставляет возможности управляющей компании начислять гражданам плату за коммунальные услуги произвольно, по своему усмотрению, либо исключительно гражданам, добросовестно исполняющим обязанности по оплате коммунальных услуг.

Доводы представителя ответчика об отсутствии нормы, возлагающей обязанности на управляющую компанию начислять плату за освещение помещений общего пользования с учетом показаний всех индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме (при наличии общедомового прибора учета) суд отвергает как несостоятельные, поскольку указанный довод прямо противоречат формуле 9 Приложения 2 к Правилам оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.

Таким образом, распределение бремени несения расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома исключительно на лиц, своевременно вносящих плату за коммунальную услугу (электроснабжение помещений общего пользования), нарушает права этих лиц, поскольку именно лица, добросовестно исполняющие обязанности по оплате указанной коммунальной услуги, несут бремя содержания общего имущества, в том числе за жильцов дома, уклонившихся от обязанности по оплате коммунальной услуги.

Поэтому, такие действия управляющей компании МАУ «Управление городского хозяйства» – ответчика не соответствуют требованиям закона и нарушают права жильцов многоквартирного дома № по <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на муниципальное автономное учреждение «Управление городского хозяйства» обязанность произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирного дома № по <адрес> за март, апрель 2011 года.

Возложить на муниципальное автономное учреждение «Управление городского хозяйства» обязанность производить расчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирного дома № по <адрес> по формуле № 9 постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. с учетом 100 % показаний индивидуальных приборов учета.

Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Губахинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.

Председательствующий: