Дело № 2-784/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием помощника прокурора г. Губаха Кучевасовой О.И., представителя заинтересованного лица Бобровской Ю.В., рассмотрев 12сентября 2011 года в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по заявлению прокурора г. Губаха о признании незаконным бездействия администрации Губахинского городского поселения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Губахи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Губахинского городского поселения, мотивируя требование тем, что в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, лесного контроля относится к вопросам местного значения поселения. Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) регламентированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Так, данным Федеральным законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Согласно ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. Одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии со ст. 3 Федерального закона №294-ФЗ, является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в том числе организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности. Указом Губернатора Пермского края от 29.12.2009 г. № 70 «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края», исполнительным органам государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края, в срок до 1 мая 2010 года установлено требование разработать и принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края в соответствующих сферах деятельности; а также рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности. Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что в нарушение требований закона администрацией Губахинского городского поселения административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля до настоящего времени не разработан и не принят. Вместе с тем, бездействие администрации Губахинского городского поселения по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля существенно нарушает права и интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также должностных лиц органов местного самоуправления, поскольку права и обязанности должностных лиц при осуществлении муниципального контроля не регламентированы, порядок организации и осуществления муниципального контроля на территории поселения, в том числе требования к порядку проведения проверки, порядок получения консультации о проведении проверки, административные процедуры, порядок рассмотрения жалоб на действия должностных лиц, а также контроль за исполнением полномочий по муниципальному контролю, не определены. Кроме того, бездействие администрации Губахинского городского поселения нарушает принцип открытости и доступности информации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на ознакомление с положениями административного регламента перед началом проверки, о правах и обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц. Помощник прокурора города Губахи Кучевасова О.И. в судебном заседании натаивала на заявленных требованиях. Представитель заинтересованного лица – помощник главы администрации Губахинского городского поселения по юридическим вопросам Бобровская Ю.В. в судебном заседании с доводами заявления не согласна, доводы, изложенные в письменном отзыве поддержала, дополнила, что согласно Указу губернатора Пермского края № 70 от 29.12.2009 г. разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля не является обязанностью администрации Губахинского городского поселения. Суд находит требования прокурора города Губахи не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствие с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», настоящим Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: разработка административных регламентов осуществления муниципального о контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ) В соответствие с п.п. 6., 6.1. и 6.2. Указа Губернатора Пермского края от 29.12.2009 № 70 «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края», рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края: установить порядки организации и осуществления муниципального контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности (6.1.); принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности (6.2.). Судом установлено, что прокуратурой города Губахи была проведена проверка, в результате которой было установлено, что администрацией Губахинского городского поселения не разработан и не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. Представитель заинтересованного лица Бобровская Ю.В. в письменном отзыве указала, что в ст. 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. В ст. 12 Конституции установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. Из названных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Данный вывод подтверждается также положениями гл. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт. Исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам. Из совокупности общих положений законодательства, регламентирующих местное самоуправление в РФ, закрепленных в Конституции РФ и Федеральных законах, следует, что органы местного самоуправления наделены рядом полномочий, а также определенной степенью своего усмотрения в решении вопросов местного значения. Действительно пункт п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ) относит к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, разработку административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Таким образом, указанная норма предоставляет органу местного самоуправления указанное полномочие, но не возлагает это полномочие в качестве обязанности. Следовательно, при разрешении этого вопроса орган местного самоуправления обладает определенной общими положениями о местном самоуправлении, степенью своего усмотрения. Кроме того приведенной нормой закона установлено требование, согласно которому разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, орган местного самоуправления не вправе самостоятельно определять порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Нормативный правовой акт, определяющий порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, в Пермской крае в настоящее время отсутствует. Единственным правовым актом, затрагивающим вопросы разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, является Указ Губернатора Пермского края от 29.12.2009 № 70 «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Пермского края», которым органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края рекомендовано установить порядки организации и осуществления муниципального контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности и принять административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территориях муниципальных образований Пермского края в соответствующих сферах деятельности. При таких обстоятельствах, в отсутствие правовых норм, обязывающих органы местного самоуправления самостоятельно разработать и принять административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, бездействие Администрации Губахинского городского поселения не может быть признано противоречащим закону. Более того, действия органа местного самоуправления по разработке и принятию административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности в отсутствие порядка, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации либо в порядке, определенном самостоятельно, будет прямо противоречить п. 2 ч. 2 ст. 6 (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ) Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания бездействия администрации Губахинского городского поселения по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора города Губаха о признании незаконным бездействия администрации Губахинского городского поселения по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: