Дело №2-776-2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 7 сентября 2011 года Губахинский городско суд Пермского края в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре Бересневой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Губахи к МАУ «Управление городского хозяйства» об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирного дома № <адрес> за февраль, март 2011 года и о возложении обязанности на МАУ «Управление городского хозяйства» производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета, суд У С Т А Н О В И Л: Прокурор города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МАУ «Управление городского хозяйства» об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирного дома № <адрес> за февраль, март 2011 года и о возложении обязанности на МАУ «Управление городского хозяйства» производить расчет платы за освещение мест общего пользования при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета, мотивируя тем, что в соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что в многоквартирном доме № <адрес> сетевой организацией <данные изъяты> был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии в соответствии с пунктами 5, 9, 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Согласно части 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, на собственников жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возлагается обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в срок до 01 января 2012 года должны быть оснащены коллективными общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. С января 2011 года начисление платы за освещение мест общего пользования жильцам многоквартирного дома № <адрес> было осуществлено на основании показаний общедомового прибора учета. Расчет объема и стоимости электроэнергии на общедомовые нужды и начисление размера платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями осуществляется ОАО «Пермэнергосбыт» на основании агентского договора № от 01.02.2011, заключенного между МАУ «УГХ» и ОАО «Пермэнергосбыт». Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации №307 от 23.05.2006 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Разделом III Правил установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Пунктом 14 Правил установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. При этом согласно п.38 Правил в платежном документе помимо прочего производится указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета -указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление). Таким образом, с учетом вышеизложенных положений расчет платы за потребленные коммунальные услуги в виде электроснабжения должен производиться с использованием ежемесячных показаний индивидуальных приборов учета. Согласно пункту 22 Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно подпункта 1 п. З Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: 1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле 9. В соответствии с названными нормами жилищного законодательства, при расчете платы за электроэнергию за основу принимаются показания общедомовых приборов учета электроэнергии, поставляемой на общедомовые нужды. При этом в соответствии с формулой (9) Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний всех индивидуальных счетчиков распределяется между собственниками квартир пропорционально показаниям их индивидуальных приборов учета. То есть чем больше потреблено электроэнергии по индивидуальному прибору учета, тем больше плата за места общего пользования. При этом оплата электроэнергии внутри квартир производится жильцами по индивидуальным приборам учета. В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» после установки общедомового прибора учета принцип расчета оплаты электроэнергии за места общего пользования исходя из общей площади жилых помещений не может применяться, и следует производить расчет на основании показаний общедомового прибора учета. При этом необходимо учитывать, что принцип расчета платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, применяемый ОАО «Пермэнергосбыт» будет соответствовать требованиям закона только при условии 100% снятия показаний по индивидуальным приборам учета. При проверке правильности произведенных расчетов за потребленную электроэнергию по многоквартирному дому № по <адрес> установлено, что, производя расчет платы за освещение мест общего пользования ОАО «Пермэнергосбыт» не располагал полной информацией по расходу электроэнергии в каждой из квартир вышеуказанного многоквартирного дома. Так, по сведениям, представленным ОАО «Пермэнергосбыт» в прокуратуру города, в феврале-марте 2011 года жильцами дома № по <адрес>, а также силами сетевой организации <данные изъяты> были сняты и переданы в адрес ОАО «Пермэнергосбыт» показания 68 из 72 квартир указанного дома. Согласно ответа, представленного ОАО «Пермэнергосбыт», расчет платы за электроэнергию тем жильцам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производился на основании нулевого расхода, то есть жильцам указанных квартир не производился расчет платы за потребленную электроэнергию внутри жилого помещения и за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования. Между тем, жильцам, ежемесячно представляющим сведения по расходу электроэнергии в занимаемых ими жилых помещениях была начислена плата за электроэнергию, которая фактически ими потреблена не была, что противоречит нормам жилищного законодательства. Поскольку по многоквартирному дому в феврале и марте 2011 года не было произведено 100% снятие показаний индивидуальных приборов учета, формула расчета, указанная в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам» не может быть применена, так как достоверно не установлены все показатели, необходимые для расчета по формуле. В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Губахи Сапронов К.Н. – исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика – МАУ «Управление городского хозяйства» - в судебное заседание не явился, возражений и объяснений по иску не представил. Представитель третьего лица - ОАО «Пермэнергосбыт» - в судебное заседание не явился, возражений и объяснений по иску не представил. Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно абзаца б пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2010 года за №307 " О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Согласно пункта 22 этих же Правил, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. Согласно абзаца а пункта 23 этих Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения №2 к настоящим Правилам: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле: , (9) где: - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час); - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час); - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час). В судебном заседании установлено, что в многоквартирном доме по <адрес>, находящегося в управлении Муниципального автономного учреждения «Управление городского хозяйства», установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. С 1 февраля 2011 года между ответчиком – МАУ «УГХ» и третьим лицом ОАО «Пермская энергосбытовая компания» заключен агентский договор, по которому расчет объема, стоимости, начисление платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями на основании показаний общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета осуществляет третье лицо – Губахинское отделение ОАО «Пермэнергосбыт». Жильцам описываемого дома, которые за спорный период не передали данные по индивидуальным приборам учета электроэнергии по своим квартирам, расчет платы за потребленную энергию, как в своих квартирах, так и за места общего пользования, не производился. Изложенное подтверждается как пояснениями представителя истца, так и материалами дела: актом об установлении общедомового электросчетчика от 28 декабря 2011 года (л.д.12); агентским договором № от 1 февраля 2011 года, заключенного между МАУ «Управление городского хозяйства» и Губахинским отделением ОАО «Пермская энергосбытовая компания». Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что для расчета платы за электроснабжение в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета, в соответствии с действующим законодательством (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) необходимо установление суммарного объема потребленной электроэнергии. Указанная величина устанавливается исходя из информации, предоставленной каждой из квартир, находящихся в доме, в которых установлены приборы учета электроэнергии. Следовательно, распределение бремени расходов на освещение мест общего пользования между собственниками квартир в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета электрической энергии, будет являться правомерным лишь тогда, когда управляющая организация будет обладать 100% информацией о потребленной энергии каждой квартирой дома, в которой имеется индивидуальный прибор учета энергии. Как следует из представленных в дело документов, в феврале и марте 2011 года плата за места общего пользования по дому № по <адрес> была распределена между жильцами, которые предоставили показания индивидуальных приборов учета электроэнергии. Размер платы гражданам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производился на основании нулевого расхода, т.е. жильцам данных квартир не начислялась плата за места общего пользования, поскольку она распределялась лишь между теми гражданами, которые сообщили данные счетчиков. Действующее законодательство (п.З приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам) предписывает возможность рассчитывать плату за потребленную электрическую энергию лишь при наличии информации о сумме потребленной энергии в жилых и нежилых помещениях дома. Таким образом, законодательство возлагает на управляющую организацию обязанность принимать меры к получению информации о потребленной электрической энергии каждым помещением дома. Оценивая все в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца необходимо удовлетворить. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Возложить на МАУ «Управление городского хозяйства» обязанность произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования в многоквартирном доме № по <адрес> за период с февраля по март 2011 года в связи с допущенными нарушениями порядка расчета. Возложить на МАУ «Управление городского хозяйства» обязанность в дальнейшем расчет платы по формуле 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, производить при 100%-м снятии показаний индивидуальных приборов учета. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Судья: