Дело № 2-156/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 марта 2010 года Губахинский городско суд Пермского края в составе председательствующего судьи Абрамовой З.В. с участием прокурора Москаленко Е.В. с участием истцов Плехановой Л.В., Докукиной М.Н и Быковой Л.В и их представителя Бельтюкова Д.Г., представителей ответчика Кетко Н.А. и адвоката Вержбицкой В.Т. при секретаре Никулиной Н.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плехановой Людмилы Васильевны, Докукиной Марины Николаевны, Быковой Ларисы Валерьевны к Государственному краевому учреждению социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, У с т а н о в и л: Истицы Плеханова Л.В., Докукина М.Н. и Быкова Л.В. обратились в суд с иском к Государственному краевому учреждению социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» г.Губаха о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Истицы мотивировали свои требования тем, что они работали в Государственном краевом учреждении социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов», Плеханова Л.В. в качестве ..., Докукина М.Н. в качестве ... и Быкова Л.В. в качестве .... 15.01.2010 года они уволены в связи с сокращением штатов. Считают, что оснований для сокращения нет, хотя штатное расписание изменено. В основу изменений штатного расписания было введение гражданско-правовых договоров взамен трудовых договоров, на которые были приняты другие люди. Эти договоры незаконные, так как по характеру работы она должна выполняться только по трудовому договору, то есть в определенное время, в течении полного рабочего дня с использованием личного труда только работников, подписавших трудовой договор. После их увольнения 15.01.2010 года их должности не были сокращены, поскольку на должность ... была принята 20.01.2010 года ФИО1, обязанности ... возложены на специалиста .... Все истицы имеет диплом об окончании Соликамского Государственного педагогического института, педагогический стаж - более 25 лет, имеют поощрения, взысканий за все время работы не имели. Принимали участие в группе разработчиков программы «Город детства», за которую их учреждение получило гранд на сумму сто девяносто одну тысячу рублей и приобрело оборудование для восстановления двигательной функции детей и подростков с ограниченными возможностями. Считают, что их уволили с нарушением Трудового кодекса. С момента уведомления об увольнении и до увольнения прошло менее 2 месяцев, так как их предупредили об увольнении 16.11.2009 года, а уволили 15.01.2010 года. Считают, что приказ является необоснованным и незаконным, поскольку не изменились функции учреждения, поскольку это учреждение социального обслуживания населения, осуществляющее реабилитацию инвалидов взрослых и детей. Считают, что ответчиком не учтено, что Плеханова Л.В. является председателем первичной профсоюзной организации учреждения ГКУ СОН «ЦРИ» более 12 лет, членом профсоюза более 25 лет. Докукина М.Н является членом первичной профсоюзной организации учреждения ГКУ СОН «ЦРИ» более 25 лет, Быкова Л.В. является членом первичной профсоюзной организации учреждения ГКУ СОН «ЦРИ». При увольнении члена профсоюзной организации имеются в законодательстве дополнительные государственные гарантии. С профсоюзным комитетом не было согласованно их увольнение по сокращению штатов, чем нарушены ч. 1 (не уведомили горком профсоюза и первичную профсоюзную организацию за три месяца до увольнения работников) и ч. 2 ст.82, 373 ТК РФ. Директора предупреждали о необходимости выполнить трудовое законодательство в отношении членов профсоюза, с этим вопросом Плеханова Л.В. выступила в присутствии директора на общем собрании работников. Однако директор ФИО2 считала, что в учреждении нет профсоюзной организации. Однако фактически профсоюзная организация существует несколько десятилетий, что подтверждается приложенными документами и совместной работой с директором учреждения. В протоколе № 5 от 24.05.2000г. профсоюзного собрания, в повестке дня значится, что происходит реорганизация учреждения. В протоколе № 6 от 29.05.2000г. в повестке дня значится вопрос «О слиянии профсоюзной организации СЛНШ, детского сада, «КЦСОН», социальный приют «...». В протоколе № 13 от 24.05.2002г. собрания профсоюзной организации принято решение о создании единой профсоюзной организации МУ «КЦСОН». На собрании принимала участие директор ФИО2(ныне - ФИО2), где ей было поручено отрегулировать режим рабочего времени с учетом обеденного перерыва через коллективный договор. В протоколе № 20 от 03.03.05 г. профсоюзного собрания значится, что были проведены перевыборы председателя профсоюзного комитета и членов профкома. В протоколе профкома № 33 от 13.10.09 г. записан один вопрос, который обсуждался с участием докладчика, направленного директором, заместителя директора по хозяйственной части ФИО3 в связи с невыплатой зарплаты за август-сентябрь 2009г. Представитель администрации просил никуда не обращаться и не писать. Таким образом, о существовании профсоюзной организации директор ФИО2 знала, с профсоюзной организацией сотрудничала и обязана была при увольнении выполнить все требования законодательства в отношении членов профсоюза. Распоряжениями № 187р от 23.05.2000г. Администрации г.Губаха Исходя из ст.ст.58, 59 ГК РФ также следует, что правопреемство при реорганизации должно быть соблюдено во всех отношениях. Таким образом, ответчик обязан продолжать правоотношения с профкомом и выполнить свои трудовые обязанности при увольнении членов профсоюза. Истицы полагают, что реальной причиной их увольнения явилось то, что они постоянно отстаивали свои гражданские и трудовые права в отношении продолжительности рабочего времени и продолжительности отпуска, оказывали моральную поддержку ... ФИО4 в его противостоянии с директором. За время после увольнения истицы остались без заработка. Средний заработок Плехановой Л.В.составлял ... руб., Докукиной М.Н -... руб., Быковой Л.В. -... руб., который на основании ст.394 ТК РФ за все время вынужденного прогула должен быть сохранен или выплачена разница в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Также на основании ст.394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, который Плеханова Л.В. оценивает в ... рублей, Докукина М.Н - в ... рублей, Быкова Л.В. - ... рублей, В судебном заседании Плеханова Л.В., Докукина и Быкова исковые требования поддержали в полном объеме. Представители истцов Алыпов А.А. и Бельтюков Д.Г. поддержали исковые требования, считают, что увольнение истцов произведено незаконно и поэтому их требования подлежат удовлетворению в полном объеме. С момента уведомления об увольнении и до увольнения прошло менее 2 месяцев. Выборный орган первичной профсоюзной организации не был уведомлен о предстоящем возможном расторжении трудовых договоров (ч.1 ст.82 ТК РФ). Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не запрашивалось (ч.2 ст.82 ТК РФ). Существующая первичная профсоюзная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ (председатель профкома Плеханова Л.В.) директором государственного краевого учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» ФИО2 не признавалась. Истцы являлись членами первичной профсоюзной организации ГКУ СОН «ЦРИ», что подтверждается их профсоюзными билетами, расчетными листками, списком членов профсоюза, показаниями лиц участвующих в деле. Первичная профсоюзная организация состоит на учете в Губахинской районной территориальной организации профсоюза народного образования и науки РФ, что подтверждается списком первичных профсоюзных организаций, представленным суду, показаниями свидетеля ФИО5, выступлениями лиц, участвующих в деле, работающих в профсоюзе. Существование и деятельность первичной профсоюзной организации подтверждается протоколами профсоюзных собраний и заседаний профсоюзного комитета, перечисленных в исковом заявлении, которые были представлены суду в рукописном журнале, представленном суду. B деле имеются материалы, подтверждающие, что директор ФИО2 была хорошо осведомлена о функционировании в учреждении профсоюзной организации. Это и факт перечисления профсоюзных взносов бухгалтерией учреждения в адрес районной территориальной организации названного профсоюза, а также временной задержки и возобновления этих перечислений в 2009 году после обращения председателя районной территориальной организации ФИО5 в адрес директора учреждения ФИО2 В суде ФИО2 подтвердила, что в декабре 2009 года, т.е. до увольнения работников, к ней подходила Плеханова Л. В. и спрашивала, почему она не предупредила профком о предстоящем увольнении. Мотив ее непризнания существующей профсоюзной организации она пояснила фактом наличия в крае профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (председатель ФИО6), которая на ее взгляд более подходящая для их учреждения. Считают, что такая воля руководителя не является обязательной для работников. Статья 30 Конституции РФ определяет право каждого на создание профсоюза и свободу деятельности общественных объединений. Следовательно, никто не может препятствовать их деятельности. Существующая профсоюзная организация действует на территории работодателя длительное время. Ее признавала администрация учреждение до прихода руководителя ФИО2 В суде ФИО2 показала, что после реорганизации (в 2000 году к муниципальному учреждению «Центр социального обслуживания населения» присоединено МОУ «Санаторно-лесная начальная школа детский сад») Центр является правопреемником. Несоответствие учреждению по профессиональному или производственному признаку не является основанием к ограничению его правомочий и снижению обязанностей со стороны работодателя. Представители ответчика Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» г.Губаха заместитель директора Кетко Н.А и адвокат Вержбицкая В.Т. с иском не согласны. В представленных суду возражениях указали, что на основании приказа Агентства по управлению социальными службами Пермского края № СЭД-29-01-05-137 от 26.03.2009 «О порядке утверждения штатного расписания» еще в апреле 2009г. необходимо было начать процедуру сокращения штата, но, понимая, что сокращение очень болезненно отразится на сотрудниках, решили отложить эту процедуру до перевода в автономное учреждение. После выхода распоряжения Правительства Пермского края от 21.09.2009 № 106-рп «О создании краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» г.Губахи путем изменения существующего государственного краевого учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» г.Губахи» был издан приказ о сокращении штата, соответственно под сокращение попали те ставки, которые постоянно не задействованы в процессе реабилитации, т.е. такие специалисты, как логопед, музыкальный руководитель, специалист по реабилитации, социальный педагог, медицинская сестра, заведующие отделениями, мойщик посуды, повар. Указали, что курс реабилитации составляет 2J календарный день, отделения рассчитаны на 25 койко/мест каждое, клиенты поступают на реабилитацию с индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в которой полностью изложены социальные услуги, которые требуются индивидуально каждому инвалиду. Исходя из анализа ИПР было выявлено, что услуги не всех специалистов, работающих в учреждении, востребованы в каждом курсе реабилитации. Например: в ноябре 2009 года поступило на реабилитацию 25 детей, из них услуги логопеда требуются только двум, также и услуги других специалистов. Соответственно, такие специалисты заняты всего 1- 2 часа в смену, а заработную плату необходимо выплачивать в полном объеме. При переводе в автономное учреждение два отделения, детское и взрослое объединяются в одно, соответственно сокращаются и обе заведующие, штатная численность отделения в соответствии с новым штатным расписанием будет составлять 19 единиц - заведующая на эту численность не требуется, также и с медицинскими сестрами, мойщиками посуды, поварами. На 50 человек клиентов содержать такую штатную численность учреждения (70 ед.) разорительно, т.к. в соответствии с государственным заданием на оказание социальных услуг, только четвертая часть всех средств направляется на заработную плату сотрудников. Причем государственное задание, установленное Учредителем на 2009 год, детское отделение выполнило всего на 59%, а содержать такой штат отделения при невыполнении государственного задания не рентабельно для учреждения. Считают, что сокращение проведено обоснованно. В период проведения процедуры сокращения были проведены следующие мероприятия: 1. приказом № 29 о/д от 13.11.2009 утверждено новое штатное расписание, которое вводится в действие с 18.01.2010; 2. издан приказ № 30 о/д от 16.11.2009 «О внесении изменений в организационную структуру и штатное расписание учреждения»; 3. работникам, чьи должности подлежат сокращению, 16.11.2009 вручены уведомления о предполагаемом сокращении штатов под роспись, второй экземпляр уведомления выдан на руки. 4. в период течения двухмесячного срока предупреждения. 25.12.2009 и 14.01.2010, вручались уведомления о предложении вакантных должностей под роспись, на которые был получен письменный отказ. С момента вручения уведомления о предполагаемом сокращении штата и увольнения прошло ровно 60 дней, извещены 16.11.2009, уволены 15.01.2010, т.е. после истечения двух месяцев, последний день работы считается днем увольнения, т.е. 15.01.2010. но возможно и была допущена ошибка, т.к. в декабре 31 день, поэтому согласны изменить дату увольнения на 18.01.2010 и произвести оплату за этот день. Функции учреждения не изменились, но уменьшились объемы платы за предоставление социальных услуг на 2010 год. В 2009 году стоимость курса реабилитации одного ребенка-инвалида составляла ... руб., в 2010 году в условиях повышения цен на продукты питания, электроэнергию, газ, - ... руб. Соответственно в условиях автономного учреждения, когда бюджетом выделяется ежемесячная денежная субсидия только за фактически выполненное государственное задание, а не в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, как это было ранее, содержать специалистов, которые не задействованы полный рабочий день и их услуга не востребована в полном объеме, нецелесообразно. Учреждению выгоднее привлечь такого специалиста со стороны, если услуга того или иного специалиста будет необходима, а не держать его в штате. Истцы утверждают, что о предстоящем сокращении штата не была извещена профсоюзная организация в учреждении, но в ГКУСОН «ЦРИ» г.Губахи нет зарегистрированной в установленном порядке профсоюзной организации работников социального обслуживания населения, нет Устава, свидетельства о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, соответственно профсоюзной организации учреждения не существует. Все приложенные к иску протоколы не соответствуют действительности. Так протокол № 5 от 24.05.2000г. составлен еще в период, когда функционировала Лесная школа - детский сад; в выписке из протокола № 1 от 24.12.2004г. в повестке пункт 2 - «Доклад о работе Губахинской РТО за отчетный период с 2004-2009 гг. - председатель ФИО7»; в этом же протоколе в постановочной части пункт 3- «Избрать президиум в количестве 12 человек, в том числе ФИО8 - член профкома Центра реабилитации инвалидов, но Центр реабилитации инвалидов создан только с 15.10.2008г.. в тот период, т.е. в 2004 году учреждение называлось МУ «КЦСОН»; протокол № 33 от 13.10.2009г. не имеет подписей, причем замдиректора по хозчасти ФИО3 проводил со всеми сотрудниками только лишь беседу по поручению директора, почему они это оформили протоколом заседания профсоюзного комитета - неизвестно. При реорганизации Лесной школы - детский сад имущество передано в МУ «КЦСОН», но документы по делопроизводству остались в Управлении образования и произошла ликвидация, соответственно правопреемником учреждение никак не может быть, т.к. образование и социальная сфера совершенно разные ведомства. Кроме того, в судебном заседании адвокат Вержбицкая В.Т. пояснила, что истцы утверждают, что фактического сокращения не произошло, так как их работа выполняется по гражданско- правовым договорам. Однако согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работодателем и работником о личном выполнении работником за плату трудовой функции в соответствии со штатным расписанием, а в п.2 определения Конституционного суда РФ от 17 ноября 2009 г. № 1383-0-0 указано следующее: реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст.34 ч.1 ст.35 ч.2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст.37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Считает, что все требования, предусмотренные ч.2 ст. 180 ТК РФ администрацией были выполнены, трудовые права работников нарушены не были. Предметом спора являются трудовые правоотношения, а не правоотношения, которые существуют между рядовым членом профсоюза и профессиональным союзом, т.е. между работодателем и работниками были заключены трудовые договоры. Заключая трудовой договор, работодатель не брал на себя обязанность принять на работу конкретно членов профкома Плеханову, Быкову и Докукину. Одним из принципов трудовых правоотношений является принцип социального партнерства, который закреплен в ст.23 ТК РФ, т.е. социальное партнерство это система взаимоотношений между работником и работодателем. Принципы социального партнерства указаны в ст.24 ТК РФ, в ст.25 ТК РФ речь идет о полномочиях сторон. То есть недостаточно было Докукиной, Быковой или Плехановой сказать, что они члены профсоюзной организации, так как должен быть представительный орган, который представляет их интересы и имеет соответствующие полномочия. В ст.29 ТК РФ определено, что представителем работников является ни профком, ни председатель профкома Плеханова, тем более ни председатель горкома профсоюзов, а является первичная профсоюзная организация, избираемая работниками. К делу приобщена справка, в которой утверждается, что эта профсоюзная организация состоит на учете с мая 1997 г., основанием указана выписка из протокола собрания и свидетельство о государственной регистрации общественного объединения от 4 апреля 1996 года. Справка подписана 20 декабря 2009 г., эту справку работодатель увидел впервые, когда получил исковое заявление. Ранее председатель территориального комитета профсоюзов работодателю никогда не направлял такую справку и не ставил в известность работодателя в уведомительном порядке о том, что данная организация состоит у них на учете с мая 1997 г. Это доказательство должно быть достоверным, точным, его необходимо подтвердить наличием каких-то реквизитов, этого суду не представлено и достоверность этого документа очень трудно проверить, потому что необходимых реквизитов на данном доказательстве нет. Требования и порядок создания первичной профсоюзной организации предусмотрен не только Трудовым кодексом РФ, но и локальным нормативным актом, которым в своей деятельности пользуется председатель Губахинской территориальной профсоюзной организации работников образований и науки, в частности это типовое Положение о первичной профсоюзной организации. Исходя из типового Положения п.1,2 следует, что первичная профсоюзная организация создается по производственному или по профессиональному признаку для представительства и защиты прав и интересов членов профсоюза, решением собрания учредителей и принимается на профобслуживание вышестоящим органом, о чем ей выдается соответствующее свидетельство. Этого свидетельства, подтверждающего существование первичной профсоюзной организации не представлено. Нет доказательств того, что первичная организация профсоюзная была создана. В Уставе Губахинской территориальной профсоюзной организации работников образования прописано как создаются первичные профсоюзные организации и как профсоюзные организации ставятся на учет. Согласно Уставу учет членов профсоюза осуществляется первичной профсоюзной организацией на основе решения собрания, конференции по согласованию с выборным коллегиальным органом территориальной организации профсоюзов. ФИО5 - председатель территориальной профсоюзной организации не представила такой протокол собрания. Пункт 3.7 Устава предусматривает, что учет членов профсоюза первичной профсоюзной организации осуществляется в форме списка, составленного в алфавитном порядке с указанием даты вступления в профсоюз, должности, порядка уплаты профсоюзных взносов и выполняемой профсоюзной работой. Те списки, которые представила свидетель ФИО5, не следует брать во внимание, поскольку это официальный документ, он исходит от общественной организации и должен обладать определенными реквизитами. Суду не представлено самое главное доказательство- письменное уведомление руководителя о создании первичной профсоюзной организации и о ее действии на территории предприятия. Необходимость письменного извещения работодателя о создании первичной профсоюзной организации вытекает из принципов ст.24 ТК РФ. Такое же требование также вытекает из требования ФЗ № 82 от 19.05.1995 года «Об общественных объединениях», в котором говорится, что первичные профсоюзные организации должны пройти уведомительную регистрацию, т.е. здесь речь идет не о регистрации в управлении юстиции, а о направлении уведомления руководству ответчика о создании первичной профсоюзной организации. Суду такой документ не представлен. Поименные списки членов первичной профсоюзной организации представлены только в период ведения судебного разбирательства. В результате реорганизации предприятия реорганизации первичной профсоюзной организации не произошло. Кроме того, нарушения прав истцов не было, т.к. администрацией соблюдены требования ч.2 ст. 180 ТК РФ. По тексту исковых заявлений - истицы просят отменить приказ об увольнении, но отменять приказы может только работодатель. Истицы не указывают с какого времени их следует восстановить на работе, просят взыскать средний заработок, сами же при этом получают выходное пособие за январь, просят возместить им моральный вред, однако ни одного доказательства степени и характера их нравственных и физических страданий суду не представлено. Им просто обидно, что они много лет отработали на предприятии и их уволили, но никто не умоляет их достоинства, просто у работодателя нет средств содержать их в штате. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Судом установлено, что истицы работали в Государственном краевом учреждении социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов», Плеханова Л.В. в качестве ..., Докукина М.Н. в качестве ... и Быкова Л.В. в качестве .... Распоряжением Правительства Пермского края от 21.09.2009 № 106-рп создано Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» г.Губахи путем изменения типа существующего государственного краевого учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» г.Губахи. Устав Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» г.Губахи утвержден приказом Агентства по управлению социальными службами Пермского края от 12.01.2010г. и приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 11.01.2010 года. Приказом № 29 о/д от 13.11.2009года Государственного краевого учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» на основании приказа Агентства по управлению социальными службами Пермского края № СЭД-29-01-05-137 от 26.03.2009 «О порядке утверждения штатного расписания» утверждено штатное расписание, с количеством 57 штатных единиц и месячным фондом оплаты труда в размере ..., которое вводится в действие с 18.01.2010года Приказом № 30 о/д от 16.11.2009года «О внесении изменений в организационную структуру и штатное расписание учреждения» из штатного расписания исключены должности, в том числе должность ..., и приказом № 32 о/д от 16.11.2009 года об этом внесены изменения в приказ № 30 о/д от 16.11.2009 года. В штатном расписании с 18.01.2010 года отсутствуют должности ..., ... и .... 16.11.2009 года истицы предупреждены работодателем о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности и штата 25.12.2009 года и 14.01.2010 года истицам предлагались вакантные должности ..., ... и ..., от которых они отказались. Приказом № 1 от 15.01.2010 года Быкова Л.В., приказом № 3 от 15.01.2010 года Докукина М.Н., приказом № 6 от 15.01.2010 года Плеханова Л.В. уволены 15.01.2010 года в связи с сокращением должностей по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. Согласно п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 82 Трудового кодекса РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса. Как указано в определении Конституционного Суда от 15.01.2008 N 201-О-П положение части первой статьи 82 настоящего Кодекса, согласно которому при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 данного Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, в системе действующего правового регулирования означает, что работодатель при принятии соответствующего решения обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала расторжения с работниками трудовых договоров Согласно ч.1 ст. 373 Трудового кодекса РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Однако требования указанных норм закона работодателем не были выполнены. Истицы Плеханова Л.В., Докукина М.Н., и Быкова Л,В. являются членами первичной профсоюзной организации работников народного образования и науки, Плеханова Л.В. - председатель профсоюзного комитета, а Докукина М.Н. - член профкома. Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что в учреждении нет зарегистрированной в установленном порядке профсоюзной организации работников социального обслуживания населения, нет Устава, свидетельства о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а имеющаяся профсоюзная организация относится к профсоюзу работников народного образования и науки, в связи с чем о сокращении численности и штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками выборному органу первичной профсоюзной организации работников народного образования и науки не сообщалось, мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при увольнении работников -членов профсоюза не испрашивалось. Судом установлено, что в учреждении ответчика - Краевом государственном автономном учреждении социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» которое создано путем изменения типа существующего государственного краевого учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» была создана и действовала первичная профсоюзная организация работников народного образования и науки. Указанное обстоятельство подтверждается Справкой о состоянии с мая 1997 года первичной профсоюзной организации ГКУ СОН «Центр реабилитации инвалидов» на учете в Губахинской районной территориальной организации профсоюза народного образования и науки РФ. В списке первичных профсоюзных организаций работников народного образования и науки под № 14 значится первичная профсоюзная организация ГКУ СОН «ЦРИ». Это подтверждается книгой протоколов профсоюзных собраний ГКУ СОН «ЦРИ», начиная с 05.08.1997 года; профсоюзными билетами истиц; списками членов первичной профсоюзной организации ГКУ СОН «ЦРИ»; списком работников, у которых удерживаются профсоюзные взносы и перечисляются бухгалтерией учреждения в адрес районной территориальной организации работников образования и науки. В протоколе профсоюзного собрания № 6 от 29.05.2000г. в повестке дня значится вопрос «О слиянии профсоюзной организации СЛНШ - детского сада, «КЦСОН», социального приюта «Ласточка». В протоколе профсоюзного собрания № 13 от 24.06.2002 г. указано о расширении уже существующей профсоюзной организации МУ «КЦСОН», в протоколе профсоюзного собрания № 20 от 3.03.2005 года указано о выборах в профком первичной профсоюзной организации МУ «КЦСОН». Кроме того, свидетель ФИО5 председатель Губахинской территориальной организации профсоюза работников образования и науки Российской Федерации показала, что Губахинская территориальная организации профсоюза работников образования и науки Российской Федерации зарегистрирована в установленном порядке, имеется свидетельство о регистрации. При регистрации были предоставлены список президиума, Положение (Устав), список всех первичных профсоюзных организаций на ноябрь 2009 г., в этот список входила первичная профсоюзная организация ГКУ СОН ЦРИ. Также имеется список членов первичной профсоюзной организации ГКУ СОН ЦРИ, в организации, на 1 января 2010 г. было 74 работающих, на профсоюзном учете состоит 19 членов профсоюза. В первичной профсоюзной организации ГКУ СОН ЦРИ председателем является Плеханова. В первичной профсоюзной организации центра реабилитации нет Устава (Положения), но в своей деятельности они опирались на Устав профсоюза работников образования и науки, на Федеральный закон о профсоюзах 1996 года, на Общее положение о первичной профсоюзной организации. Профсоюзные взносы удерживались в бухгалтерии по заявлениям работников и перечислялись на счет Губахинской городской профсоюзной организации работников образования и науки, в сбербанке открыт счет. Из центра реабилитации инвалидов к ней, свидетелю, письменно обратилась председатель профсоюзной организации Плеханова в декабре 2009г., о непризнании первичной профсоюзной организации в учреждении и непредставлении документов по сокращению работников учреждения. Она, свидетель, написала в декабре 2009 г. директору центра письмо- информацию, и 1.12.2009г.она обратилась к правовому инспектору Алыпову в Крайсовпроф, передала ему обращение Плехановой, он выезжал в Губаху 26.01.2010 г., помог истицам составить исковые заявления. Работодатель предлагала работникам- членам профсоюза перейти в профсоюз Минсоцразвития, но работники центра реабилитации не стали переходить, поскольку давно состоят в профсоюзе работников образования и науки. Свидетель ФИО7суду пояснила, что с 1989 года по 2005 год она возглавляла горком профсоюза работников образования и науки. Работники центра реабилитации инвалидов обратились в горком с протоколом о создании первичной профсоюзной организации, к протоколу прилагалось 2 заявления, одно о приеме в члены, второе о перечислении взносов. Руководитель не вправе препятствовать созданию первичной профсоюзной организации. Свидетель ФИО2 суду пояснила, что директором центра работает с марта 2002 года, учреждение неоднократно перепрофилировалось, сначала было муниципальное учреждение, затем комплексный центр, который тоже был муниципальным, в 2005г. стали ГОУ СОН КЦСОН - государственным учреждением, в 2007г. стали государственным краевым учреждением, с 18.10.2008 г. перепрофилировали в ГКУ СОН « Центр реабилитации инвалидов», автономным учреждением стали с 1.02.2010 года. В 2007 году на совещании в Агентстве по управлению социальными службами Пермского края было представлено соглашение между Пермским крайкомом профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания - непосредственный вышестоящий профсоюзный орган в крае, председатель его ФИО6. Это профсоюзный орган нашей системы, с которым агентство заключило соглашение. Она, свидетель, пригласила к себе зав. отделений и предложила создать профсоюз. О том, что в учреждении существует какая-то профсоюзная ячейка, она узнала тогда, когда пришло письмо от председателя профсоюзной организации работников образования города Губаха, в котором говорилось на каком основании не перечисляются профсоюзные взносы за декабрь 2009 г., это письмо поступило в декабре 2009 г.. Процедура сокращения уже шла с 15.11.2009 г. Тогда она пригласила бухгалтера по зарплате ФИО9 и спросила о каких профсоюзных взносах идет речь. ФИО9 пояснила, что есть личные заявления работников о перечислении денег на такой-то расчетный счет, как пояснила бухгалтер, возможно, взносы перечислялись как профсоюзные. 28.12.2009 г. она собрала собрание по поводу сокращения, на котором Плеханова спросила, почему не предупредили профсоюз о предстоящем сокращении, что она является председателем профсоюзной ячейки. Ее, как директора, никто документально не уведомлял о том, что в учреждении действует профсоюзная ячейка. Свидетель ФИО10, показала, что она работала ... в центре реабилитации, у них была профсоюзная организация, которую возглавляла Плеханова. Она, свидетель, являлась членом профсоюза, участвовала в профсоюзных собраниях, которые проводились в детском корпусе, получала материальную помощь от профсоюза. Свидетель ФИО11 показала, что она была членом профсоюза в учреждении, у них проводились профсоюзные собрания, она получала материальную помощь от профсоюза. Свидетель ФИО12 дала аналогичные показания. Свидетель ФИО9 показала, что она, будучи бухгалтером, удерживала у некоторых работников из зарплаты профсоюзные взносы по ведомостям предыдущего бухгалтера, передавала кассиру и та направляла взносы на какой-то счет. Как усматривается из Информационного письма Председателя Президиума Губахинской городской территориальной организации Профсоюза работников образования и науки ФИО5в адрес Администрации ГКУ СОН «Цент реабилитации инвалидов» на имя ФИО2, ФИО5 сообщает, что антипрофсоюзными действиями в ГКУ СОН «Центр реабилитации инвалидов» нарушается Федеральный закон от 12.01.1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» отказом перечислять профсоюзные взносы. Просила дать ответ в письменной форме. ФИО5 поясняла в суде, что эта информация направлялась в центр реабилитации в декабре 2009 года. Согласно ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 года: п.1 Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. П.5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Согласно ст. 3 первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза; Согласно ст. 8 указанного закона профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться в Министерстве юстиции и его территориальных органах в субъектах Российской Федерации. В этом случае они не приобретают статус юридического лица, однако не утрачивают функцию защиты социально- трудовых прав граждан, создавших добровольное объединение. Кроме того, согласно ч.2 ст.180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Истицы предупреждены о предстоящем увольнении 16.11.2009 года, двухмесячный срок истекал 16.01.2010г., но поскольку день 16.01.20010г был выходным, днем увольнения истиц мог быть только день 18.01.2010 года, то есть увольнение произведено до истечения двух месяцев. Исследовав в совокупности доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу. Профсоюзная организация в Государственном краевом учреждении социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» имелась, она была создана до реорганизаций учреждения в 2005 - 2009 годах и относилась к профсоюзной организации работников народного образования и науки. Принималось решение о создании профсоюзной организации, избран профком, которые действовали на основании Общего Положения о первичной профсоюзной организации. Несоответствие первичной профсоюзной организации в учреждении его деятельности по профессиональному или производственному признаку не является основанием к ограничению правомочий профсоюзной организации. Одной из форм выполнения профсоюзом функции защиты социально-трудовых прав членов профсоюза является выражение согласия либо несогласия на увольнение работника. Однако при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с ними в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ работодатель в письменной форме не сообщил об этом выборному органу первичной профсоюзной организации; в отношении истцов, являющихся членами профессионального союза, работодатель не направил в выборный орган первичной профсоюзной организации проекты приказов, а также копии документов, являющихся основанием для расторжения трудового договора, произвел увольнение истцов без учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, кроме того, увольнение произведено до истечения двух месяцев после предупреждения о предстоящем увольнении. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получения согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора либо об обращении в соответствующий выборный профсоюзный орган за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе. Таким образом, приказы о расторжении трудовых договоров с истицами следует признать необоснованными, а увольнение истиц следует признать незаконным и они подлежат восстановлению на прежней работе. Истицы настаивали на том, что работодатель обязан был в письменной форме сообщить первичной профсоюзной организации и горкому профсоюза работников народного образования и науки не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий о сокращении, полагая, что решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников. Вместе с тем, в силу ч.1 ст. 82 Трудового кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом только выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. В отсутствие Отраслевого и (или) территориального соглашения основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией предприятия либо сокращением численности или штата его работников за определенный календарный период времени согласно Положению об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 99. К ним относятся: а) ликвидация предприятия любой организационно - правовой формы с численностью работающих 15 и более человек; б) сокращение численности или штата работников предприятия в количестве: 50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней; в) увольнение работников в количестве 1 процента общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек. Как показала в судебном заседании директор ФИО2 из учреждения по сокращению численности и штата уволено 10 работников при общей численности - 74 работника. Таким образом, суд считает, что массового увольнения в учреждении не было. Заключение гражданско-правовых договоров работодателем после увольнения истиц не имеет для них правового значения, поскольку их должности сокращены и в новом штатном расписании отсутствуют, а работодатель вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения. Суд не может также согласиться с доводами представителя ответчика Вержбицкой В.Т. со ссылками на Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, регулируются специальным законом - Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 года. В соответствии с ч.2 ст.394 Трудового кодекса РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Заработная плата Плехановой Л.В. за 12 месяцев перед увольнением, составила ... руб.... коп. Среднедневной заработок истицы составляет ... руб.... коп. ( ...). Тогда за все время вынужденного прогула с 18.01.2010 года по 02.03.2010 года - 31 смену с ответчика в пользу истицы следует взыскать ... руб. ... коп. ( ...). Заработная плата Докукиной М.Н. за 12 месяцев перед увольнением, составила ... руб. ... коп. Среднедневной заработок истицы составляет ... руб.... коп. ( 68127 руб. 34 коп.: 198 смен). Тогда за все время вынужденного прогула с 18.01.2010 года по 02.03.2010 года - 31 смену с ответчика в пользу истицы следует взыскать ... руб. ... коп. ( ...). Заработная плата Быковой Л.В. за 12 месяцев перед увольнением, составила ... руб.... коп. Среднедневной заработок истицы составляет ... руб.... коп. ( ...). Тогда за все время вынужденного прогула с 18.01.2010 года по 02.03.2010 года - 31 смену с ответчика в пользу истицы следует взыскать ... руб. ... коп. ( ...). Согласно ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом. В судебном заседании истицы поясняли, что им обидно, что несмотря на их заслуги перед учреждением, что они являлись членами профсоюза, а их уволили. Докукина М.Н. в периоду предупреждения об увольнении по сокращению обращалась за медицинской помощью в связи с артериальной гипертензией, была на больничном с 23.11.2009 г., ее увольнение сказалось на финансовом благополучии ее семьи, поскольку она потеряла работу. С учетом характера и объема причиненных нравственных и физических страданий, степени вины ответчика суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в ... рублей каждой, которые следует взыскать с ответчика в пользу Плехановой Л.В., Докукиной М.Н. и Быковой Л.В. Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в соответствующий бюджет следует взыскать государственную пошлину в размере ... рублей ... копеек ( ... рублей с взысканной суммы среднего заработка истицам (...) + ... руб. с компенсации морального вреда) Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л: Восстановить Плеханову Людмилу Васильевну на прежней работе в качестве ... Отделения реабилитации детей и подростков в Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» в пользу Плехановой Людмилы Васильевны средний заработок за время вынужденного прогула в сумме ... рубля ... копеек, компенсацию морального вреда в сумме ... рублей. Восстановить Докукину Марину Николаевну на прежней работе в качестве ... Отделения реабилитации детей и подростков в Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» в пользу Докукиной Марины Николаевны средний заработок за время вынужденного прогула в сумме ... рублей ... копейку, компенсацию морального вреда в сумме ... рублей. Восстановить Быкову Ларису Валерьевну на прежней работе в качестве ... Отделения реабилитации детей и подростков в Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» в пользу Быковой Ларисы Валерьевны средний заработок за время вынужденного прогула в сумме ... рублей ... копеек, компенсацию морального вреда в сумме ... рублей. Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Центр реабилитации инвалидов» государственную пошлину в соответствующий бюджет в сумме ... рублей ... копеек. Решение в части восстановления Плехановой Людмилы Васильевны, Докукиной Марины Николаевны, Быковой Ларисы Валерьевны на работе подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий
«О реорганизации санаторной лесной начальной школы - детский
сад управления образования в отделение реабилитации детей с
ограниченными возможностями в составе центра социального
обслуживания населения г.Губахи», № 8р от 12.01.2000г.
Администрации г.Губаха «О передаче части основных средств МОУ
«Санаторно-лесная начальная школа-сад» на баланс отдела
социальной защиты населения», Актом от 05.04.2001г. передачи
документов по делопроизводству МОУ «Санаторно-лесная
начальная школа детский сад» подтверждается, что реорганизация учреждения МОУ «Санаторно-лесная начальная школа-сад» была произведена вследствие реорганизации путем присоединения; имущество, делопроизводство, бюджетные ассигнования переданы в МУ «КЦСОН», присоединенное учреждение «Санаторно-лесная начальная школа-сад» прекратила деятельность в качестве юридического лица, в распоряжении №187р это действие значится как ликвидация.